В 2015 году в Сургуте в очередной раз поднялся вопрос о реконструкции железнодорожного вокзала. Об этом, а также о других проектах РЖД мы поговорили с заместителем главного инженера Свердловской железной дороги, сургутянином Олегом Энгелем.
— В этом году в Сургуте активно шли разговоры о том, что скоро в городе может начаться реконструкция здания вокзала. Так ли это?
— Да, вы правы. Совместно с правительством ХМАО мы дорабатываем схему реализации проекта, уже готовятся соглашение и другие нормативные документы. Сургуту очень нужен современный вокзал, это «визитка» нашего города. Вокзал в нынешнем виде — это архаизм, резко контрастирующий с быстро развивающимся городом. И речь идет не о банальном ремонте здания. Нам необходимо его полностью реконструировать, благоустроить привокзальную площадь и создать здесь полноценный транспортно-пересадочный узел. Новый вокзал как крупный пассажирский хаб с торговыми площадями и прочими объектами инфраструктуры станет важной точкой роста для нашего города. Очень надеюсь, что соглашение с регионом будет подписано в ближайшее время, и мы сможем начать этот амбициозный проект. Сургутяне ждут этого, а значит, мы должны это сделать. Долгое время вопрос упирался просто в деньги — ни одному предприятию региона, даже РЖД, не под силу реализовать такой проект в одиночку. Теперь же благодаря взаимодействию с властями округа это может стать реальностью.
— Есть ли опыт взаимодействия РЖД и нашего региона по таким инфраструктурным проектам?
— Поводов и механизмов для сотрудничества очень много. Совместно с регионом уже построен вокзал на станции Приобье, в 2016 году планируем завершить реконструкцию вокзала в Нягани. РЖД ежегодно отчисляет около миллиа р да рублей в региональный и местный бюджеты. В 2015 году в развитие инфраструктуры будет инвестировано более пяти миллиардов рублей. Правительство ХМАО при этом обеспечивает безубыточность пригородных перевозок.
— Как идет строительство второй железнодорожной нитки между Сургутом и Тобольском?
— В этом году мы ввели второй путь от Тобольска до Демьянки, в следующем планируем ввести последний оставшийся участок — от Сургута до Салыма. Это даст более чем двукратное увеличение пропускной способности дороги, позволит и развивать нефтегазодобывающие и перерабатывающие предприя тия, обеспечит пропуск необходимых населению грузов и вывоз углеводородов. Новые возможности создадут дополнительные рабочие места и увеличат налоговые отчисления в городской и окружной бюджеты. Второй путь станет еще одним источником финансирования городских программ — а это очень важно для каждого сургутянина, всему городу. Собственно, ради этой же цели мы начнем реконструкцию станции Сургут — модернизацию путей и всего оборудования.
— А как сейчас обстоит дело с грузоперевозками на железной дороге? Сказался ли кризис на их объе мах?
— Если перефразировать строчку из песни Бернеса, «я вам не скажу за всю Россию, вся Россия очень велика» (смеется). Цифры по Сургуту абсолютно подтверждают слова президента Владимира Путина: пик кризиса позади. Более того, в этом году мы уже добились абсолютного рекорда: с начала года Сургутским регионом перевезено более 24 миллионов тонн с приростом погрузки порядка 24 процентов по отношению к прошлому году. Это ли не показатель? Все обязательно будет хорошо.
— То есть, например, как работодатель РЖД стабилен и надежен?
— По крайней мере, социальный пакет и зарплата у нас на предприятии по-прежнему выше среднего уровня по Сургуту, в этом году з/п была проиндексирована в очередной раз. Для работников строится жилье и предоставляется льготная ипотека. Железная дорога всегда была по сути «кровеносной системой» Севера, мы одно из градообразующих предприятий города. Мы, работники РЖД, эту ответственность чувствуем и стараемся соответствовать.