1 января 2016 года галерея современного искусства «Стерх» официально будет включена в структуру МАУ «Многофункциональный культурно-досуговый центр»: об этом накануне заявила заместитель директора департамента культуры, молодежной политики и спорта Ирина Вербовская. В настоящее время весь выставочный фонд галереи передан на временное хранение Сургутскому художественному музею. Корреспондент «Нового Города» заинтересовался вопросом дальнейшего существования фонда и работы галереи в рамках МКДЦ. Об этом мы побеседовали с человеком, причастным к созданию коллекции «Стерха», — председателем региональной общественной организации инвалидов по зрению «Тифлопуть» Сергеем Филатовым.
— Вы участвовали в нескольких совещаниях по поводу реорганизации, причем как на городском, так и на окружном уровне. Проясните ситуацию: решение о реорганизации МКДЦ — оптимальное?
— Нет, я не считаю его обоснованным. Впервые в совещании по этому поводу я участвовал 24 сентября этого года: оно было организовано замглавы администрации города Александром Пелевиным. На нем директор департамента культуры, молодежной политики и спорта Галина Грищенкова приводила множество аргументов, которые я, однако не могу назвать убедительными.
— В чем неубедительность?
— Они не дают полного представления о судьбе как галереи, так и всего МКДЦ, включая, естественно, и наши проекты. Еще в июне я отправлял письмо на имя главы города Дмитрия Попова, где среди прочего говорил об отсутствии плана перспективного развития учреждения. На что мне глава департамента ответила в стиле «сначала реорганизуем, потом будем план писать».
— Но концепция развития МКДЦ хотя бы в общих чертах вам известна?
— Да, я ознакомился с ней, 26 ноября я встречался с главой окружного департамента культуры Надеждой Казначеевой в Ханты-Мансийске, и в преддверии этой встречи мне прислали этот документ. Как ни прискорбно, в этой концепции нет галереи. Среди приоритетов там — ремонт кровли культурного центра «Порт», приобретение компьютеров для школы имени Горды «Ракурс», — каких-либо действий, связанных именно с галереей, нет. Это тем более странно, если учесть, что один из аргументов в пользу реорганизации — это создание условий для сохранности музейных фондов на объекте, который занимает галерея. Но никаких ремонтных работ по повышению качества, условий для сохранения фонда на этом объекте в базе приоритетов МКДЦ не предполагается!
— Как бы там ни было, не так давно заместитель директора городского департамента культуры Ирина Вербовская заявила, что с 1 января галерея все-таки войдет в структуру МКДЦ. Как будет выглядеть в этом случае соглашение о сотрудничестве организации «Тифлопуть» и галереи «Стерх»?
— Никак: галерея прекращает свою деятельность как юридическое лицо, и никаких полномочий по данному направлению МКДЦ не получает. Мне прислали проект нового соглашения о сотрудничестве — но в таком виде я его подписывать не буду, и со мной, кстати, в этом случае согласно руководство окружного департамента, которому я этот документ показывал.
— В чем камень преткновения?
— К самому тексту соглашения особых претензий нет, но неотъемлемой частью соглашения является план реализации мероприятий, который нуждается в серьезной переработке. Потому что сейчас в нем четыре позиции: организация фестиваля «Стерх-фест», реализация проекта «Рельефы цвета», консультативные услуги и информационная деятельность. Всё! Но, позвольте, например, во время реализации проекта «Тифлочитатель» совместно с библиотеками города в подобном соглашении были поэтапно расписаны направления, сроки, ответственные… Здесь же — ничего конкретного: «Реализация проекта «Рельефы цвета», а кто за что отвечает, каковы сроки и так далее — непонятно. Конечно, я считаю, что подобное соглашение не может быть подписано.
— Кто его должен прорабатывать?
— Глава окружного департамента Надежда Казначеева говорит, что подробный план может разработать только руководитель «Стерха» Лариса Гурова, и предложила мне подключить ее к делу. Но я-то могу только неофициально с Гуровой поговорить. А если со стороны учредителя заведения в лице городского департамента культуры, молодежной политики и спорта, со стороны нового руководителя заведения Виталия Сливкова не делается никаких телодвижений в этом направлении, что я могу сделать? Сказать: «Делай!»?
— В разных источниках мы видим утверждения, что галерея исторически оказывала непрофильные услуги — досуговые. Что имелось в виду?
— Это достаточно запутанная ситуация. Законодательство поменялось — и учреждение с названием «галерея» с 1 января 2016 года переходит под другие ОКВЭДы, по ним оно теперь будет признаваться коммерческой площадкой. Но уже сегодня департамент заявляет, что «Стерх» никогда не был музеем — то есть оказывал непрофильные услуги. Но тогда возникает вопрос: почему все акты проверок контрольно-счетной палаты разных лет говорят о том, что галерея все-таки является музеем? Опять же из муниципального задания, подписанного департаментом, тоже явствует, что это именно музей.
— Это прямо сказано в тексте?
— Там указаны базовые федеральные законы, на основании которых работает галерея: законы о музеях. И на сегодняшний момент со стороны учредителя — городского департамента культуры, молодежной политики и спорта — ищутся различные аргументы, которые призваны оправдать управленческие решения.
— Хорошо, теперь галерея будет признана коммерческой площадкой. Опять же, чем этот вариант плох?
— Я это говорил и Александру Пелевину, и представителям окружных властей, и сейчас готов повторить: в настоящий момент из галереи создается коммерческая площадка для зарабатывания денег. Ни для чего иного она просто не будет приспособлена.
— Почему так думаете?
— В концепции развития МКДЦ обозначены очень интересные вещи: учреждение должно будет ежегодно до 2020 года повышать уровень привлечения внебюджетных средств, то есть зарабатывать – ежегодно на семь процентов больше по отношению к предыдущим годам. Теперь подсчитаем: ныне галерея в среднем зарабатывает порядка 700 тысяч рублей, «Порт» и «Ракурс» — предположительно от силы 200-300 тысяч рублей в год. Все вместе — порядка миллиона рублей в год. Реорганизованный МКДЦ должен зарабатывать не меньше, чем все эти учреждения вместе взятые. Судя по концепции его развития, к 2020 году МКДЦ должен будет зарабатывать 1,4 миллиона рублей, то есть на 400 тысяч рублей больше, чем сейчас. Каким образом привлекать внебюджетные средства — непонятно, в документе этого не сказано. В МКДЦ сейчас уже есть серьезные проблемы с исполнением муниципального задания. Судя по всему, рассчитывают именно на «Стерх». Но если галерея будет вести коммерческую деятельность и зарабатывать средства для МКДЦ, то непонятно, в какие сроки, да и вообще, кто именно этим будет заниматься, — потому что по штатному расписанию, которое сейчас озвучивается, соответствующих должностных лиц, способных работать над организацией проектов, нет.
— Но даже если так: что мешает работать параллельно над выставочными проектами и коммерческими?
— Дело в том, что выстраиваемая структура вряд ли сможет зарабатывать. Организация коммерческих выставок художников — сложная и неоднозначная работа. Если посмотреть на те проекты, которые в городе у нас пытались открыть — тот же «Старый Сургут» с декоративно-прикладной мастерской — они не слишком много зарабатывают.
В стратегии МКДЦ сказано, что будет обязательная организация выставок — 30 процентов местных художников, 30 — отечественных и зарубежных, — но нет понимания, что это достаточно затратное дело, художники будут запрашивать деньги. К тому же мы знаем, что и галерея «Стерх» при всей своей мощи и авторитете устраивала коммерческие мероприятия, а прирост — не более 50 тысяч рублей в год. Чтобы организовать коммерческие выставки, нужен серьезный менеджерский аппарат, а в штатном расписании, предлагаемом ныне, ничего подобного нет.
— Тогда все-таки непонятно, каковы соображения реформаторов.
— На мой взгляд, уже высвечивается, что это была ошибка. Однако чиновники достали еще один козырь, сказав, что реорганизация сэкономит пять миллионов рублей. Но на защите бюджета в городской думе уже вскрылась интересная деталь: на следующий год реорганизованный МКДЦ просит на три миллиона рублей больше… Из всего этого я делаю вывод, что, по большому счету, городской департамент культуры дезинформирует общественность и главу города.
— Вернемся к вариантам реорганизации. В разных документах пишут, что галерее, на самом деле, предлагались три варианта: слияние с МКДЦ, слияние с Сургутским художественным музеем, и работа как автономное учреждение. Почему директор «Стерха» Лариса Гурова не остановилась на предложенном «автономном варианте»?
— Потому что реально такой вариант не предлагался. Точнее, это было предложено — если не ошибаюсь, 19 июня, в пятницу, с тем, чтобы ко вторнику, 23 июня, Гурова уже предложила готовую концепцию работы в рамках автономного учреждения. Но это же нереально!
— А из двух других вариантов какой более логичен?
— Мне этот вопрос задавал и замглавы города Александр Пелевин. Я уверен, что если и объединять, то профильные площадки — то есть «Стерх» и Сургутский художественный музей. Но его руководитель Светлана Круглова высказалась против.
— Тем не менее, коллекция «Стерха» уже передана именно художественному музею. Что с ней будет?
— Практически вся коллекция сформирована за счет субсидий, грантов, депутатских фондов — из бюджета города на нее не выделялось ни копейки. Сейчас коллекцию передали в художественный музей на временное хранение. Но с временного сохранения музей должен поставить коллекцию на постоянное хранение. Напомню, что уже было заявлено: в «Стерхе» отсутствуют условия для сохранности фондов. Возникает вопрос: каким образом данная коллекция из хранилищ музея будет передаваться галерее для реализации проектов? Светлана Круглова не раз говорила, что руководитель музея несет уголовную ответственность за сохранность фонда. И в ответ на вопрос: «Вы дадите в «Стерх» свою коллекцию?» повисает тишина…
— История тянется уже полгода. За это время какие-то новости появились или вы так и ходите по кругу?
– Мы ходим по кругу. 26 ноября мы встречались с главой окружного департамента Надеждой Казначеевой, попытались выйти на конструктивный диалог — приняв ситуацию такой, какая она есть, не стали спорить о законности, а просто попытались найти точки соприкосновения. Как мне рассказала чиновница, ориентировочно 16 декабря в кабинете у председателя городской думы Сергея Бондаренко будет подписано новое соглашение, проект которого, напомню, меня совершенно не устраивает. И что самое странное, с той встречи администрация города так и не сделала никаких действий, чтобы выйти на связь со мной. Насколько я знаю, и Ларису Гурову к разработке плана мероприятий реорганизованного учреждения не привлекают. В итоге, что бы ни говорили, а ситуация не меняется…