16+
Больше новостей
Больше опросов

Владимир Назанский: «Сургуту нужна зона интеллектуального беспредела»

Год назад сургутская галерея современного искусства «Стерх» удивила фестивалем «Приношение Стерху». Видимо, проводить эксперимент над сургутской публикой сотрудникам галереи настолько понравилось, что в этом году они сами решили принести в «жертву» городу «СтерхФест # 2» (впрочем, строго говоря, первый им тоже никто не дарил), в рамках которого выступил Московский ансамбль современной музыки, а также приезжал с выставкой молодых художников «ЧБ СПБ – графика Петербурга» знаменитый искусствовед Владимир Назанский. О том, как отличить настоящее современное искусство от «подделки» и что нужно сделать, чтобы в Сургуте стало красивее жить, он рассказал корреспонденту СИа-ПРЕСС.

- Мне кажется, что понятие «современное искусство» - это скорее жанр, чем принадлежность какому-то времени, поэтому хочу задать вам такой же вопрос как арт-критику Глебу Ершову в прошлом году: «Как отличить современное искусство от простой мазни?»

- Современное искусство, как правило, не обладает визуальной художественной самодостаточностью (хотя исключения, безусловно, есть, но их не так мало) и не предназначено для созерцания и любования. Это, скорее, некие интеллектуальные буквы и знаки. Думаю, что в древности тоже столкнулись с подобным непониманием, когда люди отошли от рисуночного письма и перешли к геометрическим иероглифам и буквам. У многих, особенно неграмотных, наверняка было большое разочарование. Это не удивительно, ведь на смену красивым рисункам, в которых просто и доступно показывались простые житейские ситуации пришли какие-то непонятные черточки и линии. Например, как человек пошел на охоту и выстрелил из лука в антилопу. По картинкам было понятно, как он натягивал лук, как быстро бежала бедное животное, а тут вдруг какая-то клинопись. Никакого удовольствия. Тоже самое и с современным искусством. Его интеллектуальное высказывание в смысловом поле носит такую же функцию как иероглиф, который вне контекста не читается.

- То есть, чтобы воспринимать современное искусство, надо быть в первую очередь образованным и достичь понимания иными способами невозможно?

- Процесс познания важен, но в принудительном порядке он не всегда дает позитивные результаты. Ничего не надо навязывать, надо просто предоставить возможность выбора и информацию, которая, несмотря на информационную эпоху, все равно распространяется очень неравномерно. Вот, например, взять книги. Никогда в истории России не издавались книги такими маленькими тиражами по 1000, 500, а то и меньше экземпляров. Все остается в Москве и Санкт-Петербурге и очень мало попадает в другие уголки страны. Я пока жил почти четыре года в Ханты-Мансийске не видел ни одного специализированного книжного магазина, рассчитанного на продвинутую молодежь, которая читает книги и увлекается творчеством во всех его проявлениях. Да, есть интернет-магазин omozon.com, но книгу хочется ощущать, полистав, зацепиться за какую-то фразу и заинтересоваться ею. Я в свои годы открыл совершенно спонтанно много интересных книг. Никто не рассказывал про Булгакова, в школе его в то время не изучали, и я совершенно случайно вытащил с книжной полки библиотеки его произведение, начал читать и не смог оторваться.

В Москве и Петербурге есть система книжных магазинов и клубов. Так называемые «пирО.Г.И.» (объединение гуманитарного издательства). Вот в Югре нужно что-то подобное. Этакий универсальный книжный магазин, в который можно прийти попить нормальный кофе, поесть и, самое главное, почитать книгу, а не выслушивать что-то типа «Вы читать сюда пришли или покупать». В «Стерхе», насколько я знаю, был чайный клуб, и показывали кино. Хорошее дело и жаль, что он сейчас не продолжается. Именно благодаря такому общению с обсуждением прочитанного, просмотренного и т.д. можно многое понять. В общем всей Югре и Сургуту в частности нужна этакая зона интеллектуального беспредела. Но думаю, если администрация захочет выделить деньги на молодежную культуру, то это может и не сработать. Надо чтобы активность в этом вопросе шла от каждого из нас.

- Да, но вы, кажется, снова не ответили на вопрос про то, как научиться воспринимать современное искусство... И вообще нужно ли его понимать.

- Мы имеем право принимать его или не принимать. Мы же не рассуждаем, нужны ли нам гаджеты, хотя в них разобраться не всегда легче, чем в современном искусстве (смеется). Кстати, современное искусство - это искусство новых технологий. Например, уже появилось искусство, которое существует только в электронном виде в сети. Думаю, что такие неовеществленные виды искусства будут и дальше нарастать...

- Это плохо?

- Это факт. Скорость информационных обменных процессов не остановить. Просто появится, по сути, какая-то параллельная реальность. Я уже видел проект, где современные художники исходили из того, что человек живет среди компьютеров и видит новости и суждения о мире, в том числе и обычные пейзажи, в мониторе. В общем, поэтому они пытались нарисовать не натуральные пейзажи, а картинку с экрана.

- А есть вообще какие-то рамки, за которые не стоит выходить?

- Все что присутствует в сознании и душе современного человека имеет право на его творческую реализацию. Вот, например, девушки спели «Черные рясы, золотые погоны. Богоматерь избавь от Путина...».

- Вы предвосхитили мой следующий вопрос как раз про «Пуси Райот» и их «искусство» в храме Христа спасителя. Как вы считаете, подобные «перфомансы» в духе арт-проекта «Война» - это как раз не выход за грань?

- Мне кажется, что в силу стечения обстоятельств так получилось, что в свободной художественной среде возникло новое направление. Сейчас как раз пытаются ввести термин «паблик-арт» (публичное искусство). Это то, что выходит за грань изобразительного искусства, этакая публичная философия. Ведь все эти ребята, принимающие участие в подобных проектах, не так просты, как кажутся. «Пуси Райот» - не какие-то одержимые бесом девочки, они православные и у них даже есть духовник. Просто не все в восторге от Гундяева (Патриарх Кирилл. - Прим. авт.) и от того, что он миллиардер. Что касается осквернения святыни, то, если честно, это же новодел, произведение противоречивой ельциновской эпохи, в которой государство встречается с руководством РПЦ. Конечно, с точки зрения архитектуры это лучше, чем бассейн, но, по сути это кич 19 века, в наиболее кичевой форме восстановленный в 20 веке. Но проблема предела все равно присутствует...

nazan1

По мнению искусствоведа Назанского, Сургуту, как и любому северному городу, подошли бы скульптуры-зеркала

- То есть он должен существовать?

- Если мы начнем возводить стены и говорить, что разрешено, а что нет, что можно и что нельзя видеть, мы много потеряем. Искусство можно сравнить с органами чувств. Если наши пальцы потеряют способность чувствовать боль, то к чему это может привести? Все эти радикальные группы типа «Войны» говорят о том, что болит. Да, это, колет. Это все равно что иголка в палец, но если мы потеряем эту чувствительность, то можем и руку потерять.

- Как вы считаете, классическое искусство в итоге совсем уйдет?

- Оно никуда не ушло и не уйдет. Кто сказал, что ушло классическое искусство? Никогда в истории человечества столько десятков миллионов людей не выстраивались в очереди в музеи, чтобы посмотреть классическое искусство, никогда столько его не изучали и не любили. Никогда оно не стоило таких бешеных денег как сейчас. То, что происходит на отдельных пограничьях искусства, где все смешивается и идут бои - это одно, а вся сердцевина искусства и весь его массив - это классика. Не надо думать, что одно отменяет другое. Конечно, всегда бывают молодые люди, которые настолько не образованы, что искренне верят в то, что их искусство единственно значимо. Они, конечно, имею право на свое мнение, но...

- Но сейчас ведь ничего не создается достойного, в так сказать, классической манере. По сути, довольствуемся тем, что создано в прошлых веках.

- Да, сейчас нет таких, людей, которые могли бы создавать произведения как в эпоху Возрождения. Есть те, кто механически может нарисовать, таких псевдоклассических живописцев полно и их количество растет. Новые русские ведь тоже устали делать вид, что им нравится современное искусство. Появляются всевозможные сладостные живописцы, которые, переехав из Москвы в Италию, и пишут в духе иностранного классицизма, но это так далеко, например, от Брюллова и тем более от эпохи Возрождения по своему вдохновению. В общем, есть ремесло, а гения нет. Надо иметь такую же душу, чтобы это могло повториться. Я не исключаю, что это возможно, но, к сожалению, время тяготеет к быстрому восприятию информации, а не к долгому глубинному созерцанию художественных произведений.

- То есть посмотрел на кляксу, получил эмоции и пошел...

- Есть такая тенденция. Чтобы искусство было многогранным, надо не потерять способность длительного созерцания искусства и природы. Потому что если мы будем обмениваться только информацией, мы создадим общество беспощадных биороботов.

- Насколько возможен синтез современного искусства и городской среды. Каким образом на примере Сургута его можно сделать полезным. Памятников, которые сейчас ставят, явно недостаточно.

- На самом деле то, что ставят памятники - это не так уж и хорошо, поскольку это связано с привнесением искусство чисто идеологических моментов. Мне кажется, что надо обзаводиться просто скульптурами, как пластическими объектами. Я с уважением и восхищением отношусь к древнегреческим философам Платону и Сократу, но когда я вижу памятник им в Ханты-Мансийске, у меня возникает некоторое чувство недоумения. Конечно, это здорово, что об античной философии вспомнили, но поставлен он напротив довольно модернистского фасада, нет согласования и не совсем понятно, в чем его актуальность для этой территории. Очень часто объекты фундаментальной скульптуры являются отличным способом отмывания денег и особого отношения к искусству не имеют. Я считаю, что люди здесь вполне достойны получать качественный продукт. Не от ловких, подчас второстепенных дельцов скульптуры, а от настоящих мастеров своего дела.

- Какие-то конкретные примеры для Сургута можете предложить?

- Мне представляется, что хорошо бы вписались в городское пространство слегка движущиеся скульптуры-зеркала, которые бы поворачивались от ветра, отражая проплывающие облака, людей, автомобили и т.д. Могут быть какие-то современные, пластические композиции в духе Генри Мура. Думаю, что меньше всего надо идти по пути буквального - на большие постаменты ставить изображения людей. Когда ставят памятник, то имеют ввиду все-таки не только человека, а деятельность, которой он занимался. В большинстве своем не очень качественное изображение тела и лица не раскрывает смысл того, что человек сделал на земле. Скульптур, как произведений искусства в Сургуте почти нет. В Ханты-Мансийске немного побольше, если мамонтов и бизонов считать (смеется).

- Хороши?

- Могли бы быть лучше. Конечно, есть вопросы на счет воплощения и вкуса, но сами мамонты очень выразительны. Внизу же там развелось такое количество зверья, что возникают комические варианты восприятия. Когда у бронзового костра бронзовые первобытные люди напротив бронзового чума сидят и жарят бронзовую рыбу, а вокруг бронзовые собаки лают на идущих бронзовых мамонтов, мне кажется, это смешно. Просто нужно было вовремя поставить точку во всем этом палеонтологическом парке скульптуры. Однако все равно в нем есть нечто ошеломляющее, выносящее мозг, и этот факт не сбросишь.

nazan2

В рамках «СтерхФеста #2» Назанский провел две медиа-лекции: «Современное искусство – панорама фестивалей» и «Орден нищенствующих живописцев»

- А что помимо скульптур могло бы быть?

- Естественно, выразительная архитектура. Замечательно мог бы развиваться видео-арт, паблик-арт, стрит-арт, граффити в определенных местах, где бы это было к месту и не насиловало вкусы жителей. В современном искусстве нет чрезмерного пафоса, поэтому вышеперечисленные виды искусства могли бы в Сургуте развиваться с минимальной поддержкой, не требовать миллионных бюджетов в отличие от каких-то сомнительных монументальных композиций, которые, быть может, вообще не будут приносить удовольствие горожанам.

- Вы свою передвижническую деятельность ведете в основном в Сибири. С чем это связано?

- Мои предки весь 19 век жили в Петербурге, но потом, после революции, попали в Сибирь, где я прожил 20 лет. Когда я идентифицирую себя с какими-то территориями, то для меня это, безусловно, Санкт-Петербург, Новосибирск и Югра.

- Ну и как, публика отличается?

- Конечно, большинство регионов России в 90-е годы впали в какое-то депрессивное состояние. Сургут же на общем фоне смотрится довольно оптимистично. Хороший уровень жизни людей не портит, а наоборот...

- Делает их добрее.

- Да. Вообще, законы морали и человечности действуют в определенном диапазоне обстоятельств. За грань выходят только герои и мученики. Есть регионы десятилетиями депрессивные, и творчество там не сильно развивается. Например, Курганская область. Когда человек чувствует себя уверенным участником жизненного процесса, он может позволить себе купить книгу, сходить на концерт, поехать посмотреть не только пляж в Таиланде, но и Эйфелеву башню в Париже. Это делает его позитивнее, а общество здоровее.

Справка: Владимир Назанский, искусствовед, член Союза художников России, родился в 1995 году. Назанский один из наиболее известных сибирских искусствоведов и кураторов, принимающих участие в современном художественном процессе. Организатор и куратор таких крупных проектов как Новосибирская бьеннале графики, фестиваль «Арт-Новосибирск», реализуемых с 1999 года. В 2005 году Назанский был российским куратором на XXVI Люблянской бьеннале графического искусства. Всего за 30 лет деятельности через его руки прошло более 300 выставок. Более десяти лет сотрудничает с галереей «Стерх». С 2007 по 2010 г. был директором Государственной художественной галереи (Ханты-Мансийск).

nazan3

Назанский привез в Сургут выставку «ЧБ СПБ – графика Петербурга». Среди картин, представленных на экспозиции, есть и довольно «монументальные» полотна



09 апреля 2012 в 03:47, просмотров: 4426, комментариев: 3


Комментарии:
Маргарита Прокопенко
мда... жизнь потрепала. тяжелая судьбина у творческих людей))))))
Маргарита Прокопенко злой критик
скорее старушка(
Маргарита Прокопенко злой критик
не угадал(а?) а в чем дело?
Показать все комментарии (3)

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Вы можете войти на сайт


Топ 10

  1. Сургутянин без прав спровоцировал автоаварию и сбежал 692
  2. Число первокурсников в Югре снизилось на 37% 652
  3. В лесах ХМАО может скрываться опасный преступник 617
  4. ​Заболеваемость ОРВИ и гриппом в Югре превысила эпидпорог на 30% 513
  5. ​Жители Тюменской области с ограниченными возможностями здоровья смогут освоить перспективную ИТ-профессию 495
  6. В Ханты-Мансийске увеличилось число новых заболевших ковидом 490
  7. Как вернуть деньги за просрочку? // СИА-ПРЕСС ОТВЕЧАЕТ 484
  8. Мошенники придумали новую схему с QR-кодами 469
  9. Испуганный пони с санями сбежал от хозяина и врезался в автомобиль в Нижневартовске 456
  10. Жителей разрушенного дома в Нижневартовске освободили от платы за капремонт 442
  1. ​Секрет «Чебурашки» в безальтернативности проката и явном пацифистском подтексте 6330
  2. Лесоповал 2830
  3. ​В Сургуте задержали сотрудницу трудовой инспекции по подозрению в коррупции 2685
  4. Шесть человек, включая трех девушек, погибли на дорогах ХМАО за сутки 2506
  5. Куда сходить в Сургуте на выходных 4-5 февраля? // АФИША 2420
  6. Эпидемия рака в Югре? 2377
  7. ​Сургутяне выбирают мечту: спрос на загородную недвижимость продолжает расти 2370
  8. ​700 студентов выбрали «Россети Тюмень» для прохождения практики в 2022 году 2292
  9. ​Будет нам наука 2227
  10. Пассажиров поездов «Екатеринбург-Сургут» и «Сургут-Москва» накормят горячим питанием 2171
  1. Столица Югры попала в топ городов с высоким качеством жизни 8576
  2. ​Секрет «Чебурашки» в безальтернативности проката и явном пацифистском подтексте 6330
  3. «Эта улыбка нас смутила, поразила…» 4096
  4. В Сургуте женщина зарезала своего сожителя в канун Рождества 4014
  5. Еще одна брешь 3844
  6. ​Комарова верно сказала про коррупцию в строительных подрядах. Кто ее опровергнет? 3803
  7. В столице Югры продают элитную квартиру в стиле деревянной избы с баней 3734
  8. Сургутская скандалистка Рая Мамедова обратилась к азербайджанцам, несмотря на запрет 3392
  9. Вице-мэр Нижневартовска ушел в отставку 3375
  10. Какие цифровые тренды стоит ожидать в 2023 году? // ОБЗОР СИА-ПРЕСС 3292