Один из них – кандидат юридических наук, руководитель аппарата коллегии третейского суда, многократный действующий чемпион Тюменской области по интеллектуальным играм, Денис Микшис. С ним корреспондент СИА-ПРЕСС беседовал о том, кто на самом деле такие «знатоки» и что мешает этому движению получить широкую популярность.
– Когда смотришь «Что? Где? Когда?» или «Свою игру» по телевизору, поражаешься широчайшему диапазону знаний у игроков. При этом многие считают, что эти факты в жизни абсолютно бесполезны.
– Знаете, существует распространенное заблуждение – смешивать интеллектуалов и эрудитов. Между тем, людей, успешно играющих в «Что? Где? Когда?» исключительно благодаря знаниям очень и очень мало. И это – к счастью. Если бы этот миф был правдой, то большинство знатоков (как из телевизионного клуба, так и в спортивном ЧГК) были бы малоизвестны за пределами этого своего хобби. Но многие из них успешны не только в играх, но и во многих других сферах.
Ведь настоящий интеллектуал – это человек, который, благодаря нестандартным подходам к решению проблем, умеет добыть нужную информацию из вопроса и ответить на него, не обладая какими-то специальными знаниями в этой области. Тем более что «раскрутка» вопроса – процесс командный. Так что знания – это одно из слагаемых успешной игры. Хотя, не отрицаю, без эрудиции соревноваться в интеллектуальных играх крайне тяжело, поэтому должен быть разумный баланс между наличием знаний и умением их применять.
– Многие люди, когда их приглашают попробовать себя в «Что? Где? Когда?», говорят: «Да что вы? Я ничего не знаю, буду чувствовать себя там глупым». Что бы вы сказали им на это?
– Не стоит бояться. Точно так же психологически трудно бывает пойти, например, в танцевальную школу или какую-нибудь спортивную секцию, особенно если это делает взрослый человек. Боязнь показаться смешным существует, но на самом деле никто никогда смеяться над вами не будет. Я сам знаю нескольких замечательных, ныне известных и титулованных игроков, которые, когда приходили в первый раз, думали, что знают немного. А некоторые действительно знали немного. Но если вам нравится процесс разгадывания загадок, то быстро всему научитесь.
– Бытует мнение, что интеллектуалы проводят огромное количество времени за книгами и так далее. Это правда?
– Лично для меня – да. Не могу сказать, что день, проведенный без чтения интересной книги, я считаю полностью удавшимся. Но вряд ли будет правильно равнять по себе других. Многие следуют принципу, который сформулировал основатель «Что? Где? Когда?» Владимир Ворошилов – хороший вопрос требует знаний в пределах школьной программы.
– Но это вряд ли справедливо по отношению к нынешнему уровню игры.
– Пожалуй, да. Если в телевизионном «Что? Где? Когда?» еще встречаются такие вопросы, то в профессиональной среде все больше требуются специфические знания. Но они все равно имеют общекультурный уклон – спрашивают, как правило, о том, что популярно среди читающих людей.
– Какие вы видите препятствия для приобретения интеллектуальными играми широкой популярности?
– Незрелищность. Разные телеканалы, бывало, пытались широко осветить чемпионаты России и мира по «Что? Где? Когда?». Но когда съемочные группы оказывались на месте проведения, они оказывались в растерянности – там не было красивой картинки. Как игровой процесс выглядит со стороны? За большим количеством столов сидят группы людей, что-то тихо обсуждают, и потом некоторые из них иногда бурно выражают восторг по поводу правильного ответа, озвученного ведущим. Неосведомленному человеку без дополнительных комментариев понять происходящее будет невозможно. Это не хоккей, где сразу понятно – кто победил, кто проиграл. Если в игровых «физических» видах спорта весь процесс на виду, то в интеллектуальных играх он внутри.
Единственный вариант: поставить на стол камеру и следить за обсуждением вопросов какой-либо командой. Но чаще всего этот процесс кардинально отличается от того, что мы привыкли видеть в телевизионном «Что? Где? Когда?». Процесс коллективного мышления, особенно когда люди давно друг с другом играют, почти не понятен посторонним. Бывает, что один человек намекает на версию, другой говорит: «А, ну все, понятно». И как это преподнести зрителям? Боюсь, что никак.
– В таком случае, как привлекать новых людей?
– Нужно популяризировать движение в школах и вузах. Все-таки попробовать самому сыграть в интеллектуальные игры интереснее, чем смотреть на них. Понравится человеку или нет – другой вопрос, но, по крайней мере, он будет знать, что это такое. КВН уже давно популяризируется среди учащихся и обладает соответствующей массовостью. В «Что? Где? Когда?», кстати, тоже бывают ситуации ничуть не менее смешные, чем в КВН, но распространение интеллектуальных игр в школах и вузах намного меньше.
– Ваше мнение: насколько изменилось количество интеллектуалов в Тюменской области за последние годы?
– У нас оно остается более-менее стабильным. Печально то, что средний возраст знатоков растет. По сути, сейчас играют те, кто пришел в начале и в середине 2000-х, а «третьей волны» интеллектуалов пока нет. Поэтому большого развития вширь, к сожалению, я не наблюдаю.
– А кто должен этим заниматься? Добровольцы-интеллектуалы или, может, вообще представители власти?
– Эту ношу могут взять на себя добровольцы из участников интеллектуального движения, но поддержку им, как я полагаю, должны оказывать в первую очередь вузы. Их подразделения по внеучебной работе – объективно лучшие и самые продуктивные точки контакта между организаторами спортивного «Что? Где? Когда?» и молодежью. Для вузов при этом открывается поле для интересных внеучебных мероприятий, не требующих вложения больших ресурсов, а для энтузиастов – организационная поддержка для развития движения. А на голом энтузиазме далеко не уедешь.
В субботу, 24 марта, в 13.20 на канале НТВ начнется трансляция «Своей игры» с участием Дениса Микшиса, а в воскресенье – с участием другого тюменца, Аркадия Либермана. Они защищали честь сборной Тюмени в рамках «Кубка городов» текущего сезона телевизионной «Своей игры».