16+
Больше новостей
Больше опросов

Захар Прилепин: «Высоцкий правильно отжил свою судьбу»

Каждому поэту свой век отмерен. Пушкин и через два столетия с нами говорит по душам, а голос «серебряного века» полнозвучно шумел в голове все постсоветские годы да сегодня слегка поутих. А Высоцкий? Прошедший по экранам фильм, безусловно, смахнул пыль с пластинок барда. Но сумел ли Высоцкий своим хрипом шагнуть в новую Россию, актуален ли, не растерял ли за годы обаяния, по-прежнему ли влиятелен. Об этом накануне дня рождения Владимира Высоцкого с писателем Захаром Прилепиным специально для читателей «НГ» поговорил его друг, музыкант и писатель Вадим Демидов.

- А кто вообще из советских поэтов время перешагнул? Бродский. Да, он великий поэт, реформатор стиха. Но его влияние на поэзию было скорее вредным – стихи «под Бродского» одно время заполняли все толстые журналы. А интонация Высоцкого?.. Не замечаю, что его манера влияет на молодых людей. Скорее уж - Цой. Существует мифология Высоцкого, но она больше задевает взрослые поколения людей. Влияние Высоцкого на поэтический процесс сейчас поистерлось. Его лирический герой с прямым мужским посылом временем не востребован, сейчас в моде: «не надо париться», «все многослойно», «зачем дергаться?».

- А на сегодняшних рэперов, которых ты много слушаешь, Высоцкий разве не влияет?

- Очевидно, тут ты прав. Но влияние на рэперов опосредовано – через родителей, те его, конечно, слушали и любили. И это проходило на фоне нашего взросления – я ведь с рэперами одного поколения. Вот Баста перепел «Райские яблоки», явно на рифмовке Высоцкого основано творчество украинского рэпера Типси Типа. Я не считаю, что Высоцкий новатор и умница в части поэтического мастерства. Пусть у него и попадались сложные составные рифмы вроде «Ты же меня спас в порту, русский я по паспорту», но меня никогда не покидало ощущение, что его поэтика слишком механически сделанная, за его рифмами нет живого пульса. Скажем прямо: Высоцкий гениальная личность, но он не поэтический гений. Притом, что я обожаю песни Высоцкого, но все-таки отдаю отчет, что поэт он в русской литературе не самый сильный. В то же время работали популярные Евтушенко и Вознесенский, и в смысле формы они дадут фору многократную. Что с рифмой вытворял Вознесенский – мало кому снилось.

- Как раз Вознесенский признавался, что большой поклонник Высоцкого.

- Думаю, там была непростая ситуация. Ревностная. Но какие же у Вознесенского прекрасные стихи о том, что Высоцкий пережил клиническую смерть - настоящий реквием!

- Давай вернемся к твоим словам о механически сделанной поэзии. Существуют ли, по-твоему, критерии?

- Вообще каждый по-своему решает. Однако некоторые иерархические вещи так или иначе устаканиваются, и если им следовать, то Высоцкий никогда не будет поэтом уровня Есенина, Блока, Бродского. И поэтому помещение Высоцкого в учебник литературы означает, что туда не попадут два-три настоящих поэта. Сам он дотянул до списка главных поэтов столетия за счет работы всех своих лопастей - харизмы, энергии, актерства, голоса, фактуры. Загнав «коней привередливых», ворвался в поэзию всей своей судьбой. Так или иначе, биография работает на всех поэтов - и на Пушкина, и на Есенина. Но очевидно, что сам Высоцкий отдавал себе отчет о своих текстах. Не исключено, что он считал себя поэтом хорошим, которого надо публиковать, при этом смотрел на тех же Евтушенко и Вознесенского снизу вверх. Впрочем, у Высоцкого есть несколько великолепных текстов – «Райские яблоки», «Купола российские», «Две судьбы», «Банька по-черному», «Кони привередливые»... И все вещи, что пела на пластинке Марина Влади.

- Высоцкого роднит с Есениным хотя бы тот факт, что оба нашли спасение в женах-иностранках...

- У Есенина была скоротечная история. А Марина Влади имела для Высоцкого огромное значение – она и хранитель, и лекарь, и соратник. Пропагандист. Она выпускала его диски. В юности я со своим минимальным слухом не мог концертные записи Высоцкого слушать – удручающе расстроенная гитара, как правило. А пластинки с французскими оркестрами чудесно звучат. Высоцкий в Советском Союзе долго не мог получить ощущение звездности - Марина дала это ему. О том, что она по крови русская, никто не думал, считалось - актриса из Франции полюбила нашего Володю. В социальном и статусном плане она намного важнее Айседоры.

- Изменялось ли твое отношение к песням Высоцкого? В юные годы ты к нему лучше относился, чем сегодня?

- Совсем не менялось. Я был ребенком, когда впервые услышал Высоцкого на магнитофоне. В рязанской деревне, в 79-м. Помню, мать обожала его, отец тоже. Смешные песни и те, что про войну, – это на ребенка воздействовало. Лет в четырнадцать я маниакально много читал поэзии - Хлебников, Маяковский, Блок, Есенин, и мне уже тогда было понятно, и я не пытаюсь выставиться своей прозорливостью, что Высоцкий прекрасен, но в одной антологии ему с Блоком не стоять. И еще помню скандал – в 88-м году Станислав Куняев из «Нашего современника» написал статью о фельетонности Высоцкого, последовал взрыв негодования – да как он посмел! Идея же Куняева была в том, что существуют десятки блестящих поэтов, которые не пользуются и сотой долей внимания, что есть у Высоцкого. Я тогда уже понимал – о чем речь. Взять Юрия Кузнецова – гениальный поэт, по уровню таланта с Высоцким несопоставим, но находится на десятой горизонтали читательского интереса. Налицо переоценка личности Высоцкого, его используют на все лады - как флаг, как икону, как святого. Высоцкий правильно и точно отжил свою судьбу. Для меня было бы трагедией, если бы он пережил советский проект. Глядя на Кобзона и Розенбаума, я вижу, что Высоцкий сегодня двигался бы в этом направлении. Безусловно, он не был бы ни с почвенной, ни с либеральной антиправительственной оппозицией. Большой миф, что Высоцкий был страшный антисоветчик. Он прекрасно чувствовал себя в то время и мечтал встроиться на всех основаниях - издавать сборники, получать госпремии. Он никогда не пытался быть Солженицыным и с протестующей диссидой у него были прохладные отношения. Позвал бы его Брежнев, он бы из его рук получил что угодно.

- Но для советского читателя он был певцом «оттепели»...

- Так же как и Евтушенко с Вознесенским. Они не борцы со строем, а вполне себе советские дети с советской системой ценностей. Высоцкий ездил на «мерседесах», снимался в фильмах, был представителем культурной элиты. То, что он делал, не было поперечно сложившейся системе. У него была одна проблема – не выходили сборники стихов. Но сборники его текстов – их ведь лучше с нотами издавать.

- То, что и как говорил Вознесенский, понимала тонкая прослойка, а песни Высоцкого были понятны широкому кругу. И он доносил оттепельные идеи, то есть идеи индивидуализма и свободы, до народа. Не в этом ли его реальная заслуга?

- Безусловно, он нес в массы. И, кстати, думаю, в этом кругу было взаимовлияние - не без Высоцкого появляется у Вознесенского приблатненная эстетика. Хотя было заметно, что эти подмигивания, эта вихляющая строка с цигаркой, лишь игра. Высоцкий же, глядя на старших товарищей, пытался писать настоящие стихи.

- Главная кинороль Высоцкого – Жеглов. Скорее, отрицательный персонаж, «наперсточник», который подставляет улики. Но Высоцкий его играл как настоящего героя своего времени.

- Совершенно очевидно, что если бы не Высоцкий, фильма «Место встречи изменить нельзя» не было бы. Жеглов Высоцкого – безусловно, продукт сталинского времени. Человек, у которого минимум принципов, как сейчас говорят, жесткий, но эффективный менеджер. Есть такая русская черта патернализма, когда мужественному управленцу могут проститься подлость, жестокость, даже деспотизм. И это все отражено в Жеглове. На самом деле расстояние между Жегловым и скандалом, связанным с победой Сталина в проекте «Имя Россия», не такое большое. Отражение некоторых психических вещей. Цель оправдывает средства - нормальный советский постулат. Жеглов – его пророк. А, может, вообще России. Мы преодолеваем лишения, чтобы взошла эра милосердия. Так и роман называется, по которому фильм поставлен. И все это там чувствуется.

- На последних выборах наши голоса были фальсифицированы. Этак тоже можно сказать: цель оправдывает средства...

- Так люди очень долго именно этим и пытались оправдать существование нынешней власти. Таков был негласный договор: мы хотим, чтобы Россия была великой и сильной, и прощаем вам вбросы на выборах. А то, что выборы фальсифицируются, понимали все и всегда. Но вдруг стало понятно, что наверху вовсе не отцы нации, они не заботятся о нас, воруют деньги, занимаются распилом. Возникло ощущение, что они нас обманули. Что власти не держат теплые ладони у нас над головой, а, кстати, могли бы порой и суровые ладони держать... Нет, это временщики, которые отнимают у русских веру в государственный проект. Жеглов бы на месте Путина посадил кого надо, а кого надо отпустил бы, верша деяния во имя светлого будущего. А нашей власти важно лишь - чтобы самой чувствовать хорошо. Я даже не о Путине говорю, а об условном питерском управленце. Жеглов Высоцкого по типажу таков: он позволяет себе безнравственные поступки, но внутри у него обязательно заложен императив нравственный, то есть человек нравственный, но имеет безнравственные стороны - а у наших нынешних нет даже нравственного императива. Нет понятия о чести.

- Ты считаешь, Путин – не Жеглов.

- Помнишь, в фильме Жеглов говорит предателю: «Из-за тебя, паршивой овцы, бандиты будут думать, что они МУРовца напугать могут!», так нынешняя власть бы даже не поняла, о чем идет речь. А ведь Путин давал присягу своему КГБ, он должен был до конца стоять и последним уйти с парохода, иначе это антижегловское поведение.

- Может быть, все дело в том, что рядом с этим условным питерским управленцем не оказалось рядом Шарапова, который бы научил его нравственности.

- Шарапов – воплощение Павки Корчагина, этакого советского идеализма. Но идеалист не может существовать рядом с питерскими, им идеалист не нужен, они и сами знают, что занимаются дурными делами.

- Давай поговорим о пошлости. Ведь ее немало у Высоцкого.

- Безвкусица - одна из составляющих проекта «Высоцкий». Не самого Высоцкого, а проекта, подчеркиваю. Да, квазинародность. Да, частушечность. Да, пошлость – так даже точнее. Заигрывание с обывателем, причем не с самым глубоким человеком. Правда, у Высоцкого пошлость всегда дозирована. Пошлость Высоцкого и, к примеру, пошлость Круга с Трофимом - отличаются. Все дело в дозировке. Эти пошлости отмерены совершенно различными пипетками. А мы сейчас скажем – пошляк, и люди могут подумать... Нет, пошлость Высоцкого глубоко утоплена, так что сравнивать его с настоящими пошляками, такими как Тальков и Джигурда, немыслимо.

- Поэтическая пошлость – это не тогда ли, когда поэт впадает в пафос? Да у того же Есенина пафоса навалом...

- Опять надо говорить о дозировке. Пафос, патетика и эпичность... На них строились целые направления поэзии - взять оды. И это было в порядке вещей для поэтов от Ломоносова до Брюсова с Мережковским. Но сегодня пафосные высказывания в поэзии никто не позволяет себе – в ходу одна ирония. Да, у Есенина могут резать слух патетика и ненужная маршевость, но как же он был разнообразен - брался и за революционные поэмы, и за криминальную лирику, глобальные поэмы, а его ранние стихи чуть ли не языческие. При этом поэзия с разной языковой структурой. А что сегодня.... Я люблю Полозкову, Родионова, Воденникова, Емелина, Кабанова, понимаю, что все это гениально – но только все в одной октаве. На тех двух-трех аккордах, которые я знаю давно. Мастерская поэтического языка стала уже. Меньше предметов, меньше звукоряда. Пинцетик, ложечка и два крючочка – таким скудным инструментарием новые поэты умеют делать свои волшебные вещи. Я, возможно, обижу поэтов, которых люблю, - но так я вижу. Их мастерские очень отличаются от мастерских, скажем, Есенина и Маяковского.

- Сегодня популярны не стихи, а куплеты, так бы я сказал...

- Да, определенный куплетизм. Люди перестали читать поэзию. Отчасти виноват и Высоцкий тоже. Тех, кто сегодня популярен в поэзии, еще лет сто назад не считали поэтами. Они бы по этому цеху не проходили. Вертинскому бы и в голову не пришло назвать себя великим поэтом, хотя в его текстах хорошие образы, безусловно, он умеет делать стихи, рифмовать, выстраивать образы. Он понимал, что поэты - другие, они занимаются божественными делами, общаются с небесами. Сегодня ощущение поэтической иерархии исчезло совершенно. Одно из очевидных завоеваний демократии – охлократия решает, кому быть в поэзии, кому не быть. В книжных поэтические полки чудовищны: Рубальская, Джигурда, «Я Шаганов по Москве». Если поется - значит, уже стихи, при этом десятки крупнейших поэтов не переиздаются. Вот Градский выпустил книгу, оформленную под серию «Библиотека поэта», а ведь раньше в ней издавались лишь классик на классике. У Митяева продаются книжки – но поэзии там нет. Я и к Макаревичу прекрасно отношусь – просто надо понимать, что и это не поэзия. При этом, конечно, Высоцкий значительно выше названных.

Справка: Владимир Высоцкий, выдающийся советский поэт и автор-исполнитель, актер и автор прозаических произведений, родился 25 января 1938 года в Москве. По итогам опроса ВЦИОМ, проводившегося в 2010 году, Высоцкий занял второе место в списке «кумиров XX века» после Юрия Гагарина. Опрос, проведенный ФОМ в середине июля 2011 года, продемонстрировал, что, несмотря на снижение интереса к творчеству Высоцкого, абсолютное большинство знает Высоцкого, а около 70 % ответили, что относятся к нему положительно и считают его творчество важным явлением отечественной культуры XX века.



30 января 2012 в 03:15, просмотров: 5378, комментариев: 0


Комментариев пока нет.

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Вы можете войти на сайт


Топ 10

  1. В ХМАО осудят чиновника за взятку в 25 тысяч рублей 916
  2. ​Спрос взял своё: сургутяне активно покупают недвижимость перед концом года 872
  3. ​Не торопитесь. Подумайте 838
  4. ​«Россети Тюмень» выдали для застройки Сургута дополнительную мощность 719
  5. ​Сургут вновь вышел в лидеры в ХМАО по числу заболевших ковидом 520
  6. ​В Сургуте пытаются продать пентхаус с водопадом за 130 млн рублей 478
  7. Исчезнувший в Сургутском районе подросток нашелся 458
  8. ​Помещение «Агентства» можно отдать НКО или придумать еще какое-то назначение. А иначе там в лучшем случае будет «Магнит» 455
  9. В Югре открыли первый автозимник 429
  10. Водитель самосвала скончался в ДТП в Октябрьском районе 348
  1. ​В Югре запрещен самовыгул домашних животных и определен порядок передачи их в муниципальную собственность 3651
  2. ​Даже нефтегазовые доходы падают. Непонятно, за счет чего будет наполняться бюджет 2502
  3. «Не знаешь как решить задание? Спроси у соседа справа или слева» 2451
  4. ​В Сургуте школьницу высадили из автобуса в сильный мороз 2115
  5. ​Актировка: 1-8 классы первой смены 1825
  6. Депутаты Думы Сургута обсудили планы по строительству полноценного автовокзала на привокзальной площади 1821
  7. В Югре утвердили рост тарифов ЖКХ на 9% 1808
  8. У 81 югорчанина обнаружили ковид за последние сутки 1723
  9. ​75% жителей Сургута платят теплоэнергетикам без посредников 1670
  10. Сургутские чиновники переедут в здание на Маяковского в 2024 году 1640
  1. Демобилизованным в ХМАО придется вернуть выплату в 250 тысяч рублей 5841
  2. Югорские ученые объяснили ноябрь с лужами на Крайнем Севере 4714
  3. Вартовчанка впала в кому после похода к косметологу и позже скончалась 4472
  4. Всё, что нужно знать про уплату имущественных налогов в 2022 году 4023
  5. ​В Югре запрещен самовыгул домашних животных и определен порядок передачи их в муниципальную собственность 3651
  6. В Югре отменили обязательную вакцинацию для находившихся в группе риска 3453
  7. ​Актировка: 1-4 классы первой смены 3301
  8. ​Как по мере пути простому гаражу в престижном районе Сургута удалось «подрасти» 3270
  9. Анна Линкер: «На форуме «Независимость в движении» мы увидели людей с неограниченными возможностями» 3226
  10. ​Еще одна метастаза 2976