16+
Больше новостей
Больше опросов

Армен Григорян: «Феминизм способен спасти человечество»

В Сургут с концертом приезжала легенда русского рока – группа «Крематорий». Армен Григорян и компания позволили более полутысяч сургутян снова вернуться если не в школьные годы, то как минимум в студенческие и тряхнуть стариной под песни, которые уже давно вошли в золотую копилку русского рока – «Безобразная Эльза», «Клубника со льдом», «Таня» и т.д. О том, кто для него идеальная женщина и почему он больше не хочет вести блог на «Эхо Москвы», Григорян рассказал корреспонденту «НГ».

- Борис Гребенщиков как-то сказал, что «Крематорий» - это даже не музыка, а стиль жизни. Это действительно так?

- Он, наверное, говорил это давно, и фраза уже устарела. Сейчас мы относимся к концерту как артисты к спектаклю, старающиеся сыграть его так, чтобы не было стыдно. То есть мы сейчас не пьем, практически не курим и очень ответственно относимся к музицированию (в этот момент один из музыкантов группы берет в руку бутылку водки со словами «Не тронута, видите!». – Прим. авт.). Так что уже давно образ жизни и сцена – разделены.

- И сильно это на качестве сказалось? Вот, например, на концерте было заметно, что публика, пока вы не сделали ложную концовку, была немного скованная... Только потом все поднялись, и пошел обмен энергетикой. Не отсутствие ли алкоголя в крови сказалось?

- Уже лет десять мы не используем плей-листы, особенно на гастролях. Однако концерт все равно разделили на две части: камерный и рассчитанный, так сказать, на опорно-двигательный аппарат. Мы специально сдерживали зрителей, потому что мне сначала хотелось настроить их на диалог. С самого начала играть «Хабибуллина» было бы неправильно.

- Если пробежаться по списку песен «Крематория», то невооруженным взглядом видно в названиях обилие женских имен. Начиная от «Безобразной Эльзы» и заканчивая «Таней». В какой из ваших песен есть та женщина, которая является для вас идеалом?

- Идеальных женщин не бывает. Каждая женщина настолько уникальная и ее ни в коем случае нельзя сравнивать с китайцами, которые все на одно лицо. Каждая из представительниц слабого пола имеет свою душу и тайну, что делает ее гораздо ближе к Господу Богу. Все дамы, которых я знал, а это были аристократки и проститутки, меня никогда не обманывали. И даже напротив – спасали от совершенно тупиковых ситуаций. Поэтому портретная галерея - это те самые женщины, которые сопровождают в этой жизни любого мужчину. Просто так получилось, что именно я нарисовал эти портреты, и ничего общего между ними нет.

- Насколько я знаю, вы еще и пишете картины. Это просто хобби или вы к этому относитесь несколько серьезнее?

- Я прочитал внимательно справочник по психиатрии и понял, что надо обязательно рисовать, так как любому человеку нужен какой-то самоанализ. Рисование дает ощущение спокойствия, будто ты действительно пришел на прием психотерапевту. Поэтому ни о какой профессиональности моих картин не имеет смысла говорить, однако тот же самый импульс, который мне позволяет писать песни, работает и тогда, когда я пишу картины. С помощью красок, как и музыки, я пытаюсь выразить свое настроение и нарисовать некий образ, поэтому это мое совершенное параллельное музыке увлечение, которое способствует тому, что я сейчас сижу спокойный, а не дергаюсь перед вами (смеется).

krem1

- А образы, которые вы рисуете с помощью красок, отличаются от тех, которые создаются словом?

- Да, так как у меня, все-таки, абстрактное мышление. Я пишу сначала музыку и только потом появляется картинка, которая требует словесного обрамления. Текст, по моему мнению, гораздо более кабинетная работа. Вам нужно найти слова, которые наиболее точно охарактеризуют вашу мысль. Конечно, настоящие поэты, наверное, мыслят абстрактно, но у музыкантов, мне кажется, все по-другому. У меня сейчас висит на вешалках много разной музыки, но с текстами большие проблемы...

- Как раз по поводу текстов. С появлением роко-попса подавляющее большинство стали больше думать о музыке, а не о текстах. То есть, по сути, русский рок лишился своего главного отличия – смысла. К чему это приведет, когда лет через двадцать «Крематорий» и иже с ними перестанут вступать и записывать альбомы?

- Над моей головой, наверное, есть нимб? Я не знаю и считаю, что ни в коем случае нельзя заглядывать вперед и строить долгоиграющие планы, потому что человек смертен, а как говорил Булгаков, еще и внезапно смертен. Надо жить сегодняшним днем и единственное, что, конечно, имея 14 альбомов за плечами, создавать что-то новое нужно, достаточно серьезно к этому подойдя. Нельзя заниматься самоплагиатом и эксплуатировать какие-то свои находки. Поэтому я считаю, что у нас все альбомы отличаются. «Амстердам», который вышел после шестилетнего перерыва, все-таки позволил сделать еще один шаг вперед в творчестве «Крематория». Да, у нас сейчас много не только молодой, но и интернет-публики, мы вначале думали, что это не очень хорошо, но сегодня считаем по-другому. Получается, что мы зацепили своим творчеством еще одно поколение и, если мы правильно выстроим свою позицию, то, думаю, что мы будем развиваться. Мне очень странно наблюдать, как тот же самый Гребенщиков один альбом за другим выпускает одно и тоже. Неужели нужно наступать на собственные грабли? В чем тогда смысл творчества? Это уже какое-то ремесло, которое приносит какие-то дивиденды.

- Начинает возникать такое ощущение, что у него заготовлен шаблон для песен, как музыкальный, так и текстовой...

- Да, «Безобразная Эльза» № 56. Вставил новые слова, изменил тон мелодии - и готово! Вот поэтому на сегодняшний день планов по выпуску альбомов у «Крематория» нет. Думаю, что в ближайшее время будет экспериментальный период, в течение которого я буду пробовать музыку без слов. Что это будет за трансформер, я не знаю, но его наверняка можно будет применить в балете, спектакле... Это будет некая музыкальная пьеса, основанная на литературном произведении. На сегодняшний день по мотивам его замечательной абстрактной пьесы Ионеско Эжена я построил музыкальную картину. Что будет дальше? Не знаю, пока мне интересно это.

- Что касается интернет-аудитории. Насколько я знаю, вы вели на «Эхо Москвы» блог. Ваше отношение к тому, что реальные дела блогеры сублимируют гневным постом в своем ЖЖ. Во что это, на ваш взгляд, может вылиться?

- Несколько дней назад мне опять звонили с «Эхо Москвы» и просили, чтобы я что-нибудь написал. Я, конечно, пообещал, что подумаю, но писать больше не буду. Вы абсолютно правы. Ваше послание должно дойти до людей и постараться что-то изменить, а простым сотрясанием воздуха у нас занимаются все, начиная от Леликов и заканчивая уличными горлопанами. Сейчас я понимаю, что гораздо сильнее я могу что-то изменить с помощью песни. Такой концерт, как сегодня, может изменить человека, а в блоге, конечно, может возникнуть дискуссия, но что-то поменять она не сможет. Если вы попытаетесь действительно бороться против отсутствия здравого смысла, который сейчас существует, то вас просто съедят. Это абсолютно понятно, и поэтому бессмысленно этим заниматься. Да, я получаю много писем с благодарностями, не только московские интеллигенты, но даже дети мне пишут, чтобы я писал, но... Мы сейчас живем в таком людоедском обществе, где слово не значит ничего. На сегодняшний день палка гораздо внушительнее и быстрее доходит до мозга, чем слово.

- То есть то, что сейчас ряд рок-музыкантов начали протестовать, ничего не может поменять. Лучше пойти и посадить дерево, вместо того, чтобы защищать Химкинский лес?

- Мы как-то нарвались на огромный благотворительны концерт на Урале и столкнулись с тем, что его организаторы просто напросто исчезли. Правда, узнали мы об этом позже, когда начали получать письма от детей: «Дяденька Григорян, а где же то, что вы нам давали?». Когда мы начали выяснять, узнали, что это были просто беглые кассиры. Поэтому на сегодняшний день для нас представляется правильным только адресная помощь, когда ты делаешь все сам, а не доверяешь кому-то еще...

krem2

- Вы сказали, что перед концертами и после теперь практически не пьете, не курите и прочее... Однако сегодня вы все-таки исполнили «Три источника», в которой говорится о том, что творчество рождается благодаря пьянству и т.д. Есть противоречие.

- Мы себе, конечно, немного позволяем, но никаких смертельных пьянок больше нет. Те музыканты, которые этим злоупотребляли – их тоже давно нет. Мы начинаем получать удовольствие от музицирования, поэтому после концерта, когда мы возвращаемся в гримерку, у нас некоторое время идет работа над ошибками, мы обговариваем то, что надо изменить и прочее. Все диссонансы надо убирать, тогда это будет кристальное чистое творчество, так как, когда на сцену выходить пять пьяных мужиков и играют каждый в своем ритме и тональности, это, конечно, весело, но зритель от этого не получает никакого удовольствия. Надо делать так, чтобы то, что вы хотели донести (а наши концерты, по сути, это истории жизни), действительно дошло до зрителя, который бы понял, а не просто перелистал страницы журнала.

- Безобразная Эльза была на самом деле, Таня тоже. Сейчас в песнях с того же «Амстердама» тоже повествуется о реальных персонажах? Или это уже вымысел?

- Все истории персонажей построены на каком-то одном кирпиче, который потом превращается в дом. Естественно, есть проблема отношений мужчин и женщин, и в данном случае не в сторону сильного пола. Мы сейчас живем в совершенно другом мире, когда информация доходит очень быстро. Мы далеко ушли от голубиной почты, у нас совершенно другое мышление, и соответственно есть женщины, которые им овладели. Они действительно понимают гораздо лучше мужчин. Это, наверное, природное свойство женщины. Вообще, во всем животном мире самки умнее самцов. Я считаю, что на сегодняшний день феминизм способен спасти человечество. Женщина-президент гораздо лучше, чем какой-нибудь там умный ФСБ-шник, который долго будет нам парить мозги. Так что я и сейчас занимаюсь поиском новых женских портретов, которые способны вдохновить меня на песню.

- Сейчас появляются хорошие музыканты в России, но поют они на английском. Насколько это правильно и есть ли в этом смысле?

- Здесь надо знать, для чего это делается. На сегодняшний день все мало-мальские не англоязычные страны рождают время от времени группы, которые поют на английском и хорошо вписываются в этот англо-саксонский рок. У нас почему-то этого не произошло. Русский рок углубился в себя до такой степени, что море, которое было в начале 80-х, превращается в озеро и может, в конце концов, уйти в небытие, потому что все-таки рок-музыка – это не то, что нужно постсоветскому человеку. Нужна музыка, которая не напрягает. Понятно, что многие музыканты поэтому поворачивают в сторону английского языка, пытаясь создать в России мировой бренд. Они очень правильно делают.

- Раньше кажется все-таки, была большая сплоченность у российских рок-групп. Сейчас это все уже в прошлом?

- Конечно, уважение осталось и приятельские отношения тоже. Раньше, когда мы встречались на каких-то фестивалях, то, конечно, были веселые и порой драматические ослепительные пьянки. Многих музыкантов, которые сейчас стоят на пьедестале, иногда приходилось носить на себе, потому что передвигаться сами они уже не могли. Это был очень веселый период, но сейчас все разделились. Кто-то хочет пить с президентом пиво, кто-то не хочет, кто-то делает все, чтобы не дай бог не показать свою причастность к какому-то движению, кто-то наоборот с утра до вечера об этом говорит. Кому-то нравятся деньги, он их зарабатывает, есть те, кому на все это по фигу. Главное все-таки, наверное, остаться личностью. Ни в коем случае не пытаться пожать руку какому-нибудь фюреру, зная, что потом вы можете об этом очень сильно пожалеть. Вы очень долго будете отмываться, вся ваша карьера, все, что вы сделали и о чем заявляли, пойдет прахом. Вы до конца должны дойти так, как себя позиционировали, не обращая внимание на финансовые блага и прочее... Это очень важно.

- Сейчас, по сути, так и получилось с «Машиной времени». Лично для меня она перестал, существовать. Чтобы они не делали, какие бы они альбомы не записывали...

- Да, пели про то, что не стоит прогибаться под изменчивый мир, а сами...

- А где грань? Вот вы, хоть и не пожимаете руку, предположим, президенту, но в то же время, как «Телевизор», не поете крамольные песни. То есть творчество должно оставаться творчеством?

- Если у вас есть какие-то нравственные устои и представления и вы считаете, что мир должен быть таким, вы должны об этом заявлять. При этом вы никого не должны призывать встать под свои знамена. Вы ничего никому не должны навязывать, потому что, как правило, вы навязываете собственные заблуждения. Да, вы должны делиться своим мировоззрением, а уже тот человек, с которым вы общаетесь, – это его личное дело воспринимать или нет то, что вы говорите. Идти с вами или не идти, спорить или соглашаться. В таком состоянии общество развивается, а когда нас всех пытаются причесать под одну гребенку и одеть в одну форму – развития не будет. Это, собственно, и происходит сегодня. Когда люди перестанут мыслить, они начнут разрушать.

- За столько лет песни «Безобразная Эльза», «Хабибулин» и «Кондратий» вам, наверное, жутко надоели? Что вы сейчас чувствуете, когда их играете? Наверное, стараетесь от них абстрагироваться?

- Как я уже вам говорил, у нас нет плей-листа. Эти песни приходят сами. Сначала «Таня», потом «Безобразная Эльза» и так далее... В общем, ходят они в гости, когда захотят. Поэтому создается, хоть какое-то, но разнообразие. Я достаточно несерьезно относился к своим песням и об этом часто говорил, но все-таки если они прошли через время, известны нескольким поколениям, я не вправе вообще говорить о них что-то плохое, потому что они уже давно живут своей жизнью. Стало быть, я играю их просто как рассказчик и не должен им мешать. Я, быть может, не понимаю того, что в них было заложено. И вообще, автор редко может осознать собственное произведение. Например, сегодня я не планировал играть «Хабибуллина», но услышал крик из зала – если люди хотят эту песню, то я с удовольствием поживу с этой песней три минуты на сцене. Мне это нравится. Герои песен в буквальном смысле оживают, и у каждого с ними связаны свои истории и ассоциации. В каждом городе живет по несколько десятков Хабибуллиных, и каждый бьет себя в грудь и говорит: «Да, это песня про меня!». Пусть он думает, что это так!

krem3

Справка «НГ»: Армен Григорян родился 24 ноября 1960 года в Москве, в семье дипломата. Должен был родиться в Каире, где его родители находились в командировке. Но из-за вспыхнувшей в Египте неизвестной эпидемии, его мать уезжает от греха подальше в Москву, где и рождает будущую рок-звезду. В детстве увлекался футболом, трижды был чемпионом Ленинградского района Москвы на приз «Кожаный мяч». Еще в школе, в 1974 году, Армен Григорян основал группу «Черные пятна», а в 1977 году, поступил в Московский авиационный институт на факультет радиоэлектроники, где организовал «Атмосферное давление». В 1983 году организует рок-группу «Крематорий».

Кстати: Некоторые фразы из песен Григоряна знают даже те, кто незнаком с творчеством «Крематория». Например: «Мы живем для того, чтобы завтра сдохнуть», «Она не любит мужчин, она любит клубнику со льдом», «Фрегат твоей мечты раздавили льды давным-давно, и незначительным стало то, что было когда-то главнее всего», «Ты достойна кисти фламандца, я не достоин мазни маляра» и многие другие.

Блиц опрос:

- Ваша цель в жизни?

- Самое ценное, что есть – это ваши дети. Цель сделать из своих детей – личность.

- Последняя прочитанная книга?

- «Лысая певица» Ионеско Эжена.

- Любимый город?

- Москва.

- Кем бы вы стали, если не музыкантом?

- Гинекологом.



14 ноября 2011 в 03:44, просмотров: 2859, комментариев: 0


Комментариев пока нет.

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Вы можете войти на сайт


Топ 10

  1. ​Даже нефтегазовые доходы падают. Непонятно, за счет чего будет наполняться бюджет 915
  2. Власти Сургута рассказали о реализации мер по отлову безнадзорных животных 809
  3. ​Наталья Комарова наградила лучших молодых управленцев Югры 427
  4. Ирина Молданова: «Социальную поддержку в Югре получают более 360 тысяч человек» 408
  5. Жителям домов центра Сургута вернут чистую воду к концу недели 391
  6. В столице Югры закрываются школы на карантин 381
  7. ​«Сибпромстрой» помогает сиротам Югры 375
  8. В России может закрыться каждый второй ТЦ 337
  9. ​Делегация Югры побывала на Северном форуме в республике Саха 326
  10. Toyota врезалась в ограждение и перевернулась на югорской трассе - пострадали трое 283
  1. ​В Югре запрещен самовыгул домашних животных и определен порядок передачи их в муниципальную собственность 3517
  2. «Не знаешь как решить задание? Спроси у соседа справа или слева» 2309
  3. ​В Сургуте школьницу высадили из автобуса в сильный мороз 2028
  4. Депутаты Думы Сургута обсудили планы по строительству полноценного автовокзала на привокзальной площади 1733
  5. ​Актировка: 1-8 классы первой смены 1707
  6. ​Дума здорового человека 1675
  7. В Югре утвердили рост тарифов ЖКХ на 9% 1641
  8. Аварийное жилье, добыча нефти и строительные регламенты: какие вопросы задали Наталье Комаровой на пресс-конференции? 1637
  9. У 81 югорчанина обнаружили ковид за последние сутки 1625
  10. ​75% жителей Сургута платят теплоэнергетикам без посредников 1577
  1. Демобилизованным в ХМАО придется вернуть выплату в 250 тысяч рублей 5762
  2. Югорские ученые объяснили ноябрь с лужами на Крайнем Севере 4617
  3. Вартовчанка впала в кому после похода к косметологу и позже скончалась 4391
  4. Всё, что нужно знать про уплату имущественных налогов в 2022 году 3953
  5. Как Югра завершила дорожную кампанию — 2022 3835
  6. ​В Югре запрещен самовыгул домашних животных и определен порядок передачи их в муниципальную собственность 3517
  7. В Югре отменили обязательную вакцинацию для находившихся в группе риска 3374
  8. ​Актировка: 1-4 классы первой смены 3218
  9. ​Как по мере пути простому гаражу в престижном районе Сургута удалось «подрасти» 3202
  10. Анна Линкер: «На форуме «Независимость в движении» мы увидели людей с неограниченными возможностями» 3081