16+
Больше новостей
Больше опросов

Алексей Сафиоллин: «Бизнес готов объединиться в производственный кулак и уже начать строить мост»

Многокилометровые пробки со временем ожидания в сутки, а то и больше, сбои в поставках сырья, материалов, товаров народного потребления — таковы самые «безобидные» последствия временного закрытия Сургутского моста через Обь. Собственно говоря, закрывать этот мостовый переход никто не собирается. Пока. Однако сделать это рано или поздно все же придется, по крайней мере, на реконструкцию — чтобы поменять, например, специальную подложку, ту, что под асфальтом, который придетсявесь содрать. А это работы не на день и не на два. Что тогда будет с потоком автотранспорта, ведь альтернативы Сургутскому мосту сегодня нет?

Разговоры о строительстве второго мостового перехода в районе Сургута ведутся уже несколько лет, но воз, как говорится, и ныне там: у государства, как всегда, нет денег, а у чиновников... Впрочем, чего нет у чиновников, понять сложно. То ли времени выслушать бизнес, готовый приступить к реализации готового проекта, то ли желания ввязываться в государственно-частное партнерство, принципы которого уже давно определены. По мнению президента Ассоциации строителей Сургута и Сургутского района Алексея Сафиоллина, потребность в новом мостовом переходе через Обь нарастает, и если не затеяться со строительством уже сейчас, назавтра может быть уже поздно...

- Ныне действующий мост через Обь собирались построить еще в середине 80-х прошлого века, однако авария на Чернобыльской АЭС внесла свои коррективы. В итоге проект оказался замороженным, а мост появился через 15 лет — в 2000-м. Для своего времени это был очень хороший проект с использованием уникальных технологий, пожалуй даже, лучших в своем роде, к тому же, он был очень нужен стремительно развивающемуся региону. Не будь мост построен, российский Север имел бы сегодня иные очертания. Однако проект изначально имел один существенный минус — никто в стране и не думал относиться к Югре всерьез, все считали, что Ханты-Мансийский округ, как и весь Север, — территории для временного проживания, только и нужные, что для добычи нефти.

- Как связаны психология несерьезного отношения к Северу и построенный мост?

- Самым непосредственным образом. Сегодня в Югре проживает уже более полутора миллионов человек, а естественный прирост населения превышает смертность. В демографическом плане ХМАО — один из немногих регионов-доноров. О чем это говорит? О многом. Например, о созданных комфортных условиях для жизни. Люди живут, работают, покупают квартиры, машины и уже давно не относятся к Северу как к чему-то временному. Когда этот двухполосный мост только проектировался, исходили из того, что суточный поток автотранспорта по нему к 2015 году достигнет пяти тысяч единиц. В то же время, уже в 2008-м ежесуточный поток автотранспорта по сургутскому мосту через Обь составил около девяти тысяч единиц, почти вдвое превысив плановый показатель 2015 года. Причем в дальнейшем поток будет только расти.

- И это приводит к повышенному износу моста?

-Такая динамика имеет целый ряд малоприятных с точки зрения эксплуатации моста последствий, и чтобы было понятнее, о чем я говорю, приведу пример. Все знают мост через Юганскую Обь в районе Нефтеюганска, но не все знают предысторию его реконструкции. Дело в том, что мост этот был построен довольно давно и имел всего две полосы для движения, так что было принято решение, дабы разгрузить его, построить рядом второй, новый мост. Таким образом, мы получали два двухполосных моста — по одному для движения в каждом направлении. Так вот буквально за два дня до окончания строительства нового моста обнаружилось, что старый... нельзя эксплуатировать! —это показали общие обследования конструкции. Понимаете ситуацию, да? Если бы мы не сделали упреждающий шаг, регион мог попросту оказаться в параличе, ведь реконструкция — дело не одного дня и даже не одного месяца. Да, в 2008-м он был отремонтирован и успешно пущен в эксплуатацию, но этот случай, очень показательный, должен многому научить.

- Работе на опережение?

-Именно!

- Корректно ли сравнивать сургутский мост и нефтеюганский? Они и построены в разное время, и технологии у них тоже разные. Насколько известно, Сургутский мост по конструктивам имеет гарантию в 50 лет, по нему регулярно проводятся осмотры, ремонты — последний сделан буквально в прошлом году. Мост простоял всего 11 лет. Может быть, новый надо строить не сейчас, а позже?

- Любую дорогу, и мост в том числе, надо рассматривать с двух позиций: с точки зрения надежности и с точки зрения функциональности, то есть насколько конкретный инфраструктурный объект удовлетворяет требованиям времени, не создает ли он помех для движений по нему автотранспорта. Так вот? Сургутский мост, если не делать ничего сейчас, может сыграть с регионом и даже, не побоюсь этого, с Евразийским континентом, злую шутку. При его строительстве использовались так называемые демпферные устройства — гарантия конкретно на них действительно была дана в 50 лет, однако в случае, если встанет необходимость их замены, мост придется закрывать. Однако, думаю, его придется закрывать на реконструкцию гораздо раньше: там под асфальтом специальная подложка, которую уже надо менять. А для этого —снять весь асфальт. Представьте теперь, что будет с движением автомобильного транспорта. Уже сегодня у моста периодически скапливаются километровые пробки, а если его закрыть на реконструкцию даже на короткое время? Регион встанет. Встанет, потому что у этого моста нет альтернативы. Между тем, дело не только в Югре. Мостовой переход через Обь в районе Сургута — это стратегический объект, как я только что сказал, Евразийского масштаба.

- Неужели один мост может иметь такое значение?

- Может, если посмотреть на карту автомобильных дорог. Так исторически сложилось, что именно Сургут попал в пересечение двух важнейших транспортных коридоров, связующих самый запад России с востоком и юг с севером. Речь идет о маршрутах Санкт-Петербург — Котлас — Сыктывкар — Ханты-Мансийск - Сургут — Томск и Тюмень - Сургут— Новый Уренгой— Салехард. Эти транспортные коридоры, с одной стороны, обеспечивают наиболее оптимальное перемещение по удаленным регионам России и далее в Европу или Китай, Казахстан или Арктический шельф, а, с другой, дают доступ к природным ресурсам одного из богатейших районов планеты.

- Но ведь проехать Россию из конца в конец можно и другим маршрутом. Зачем строить именно в районе Сургута еще один мост, тем более, что доступ богатствам Сибири или Арктического шельфа имеется и сегодня?

- Так он потому и имеется, что есть Сургут и есть мост! По сути, альтернативы этому пути нет. А в таких условиях ситуация, подобная возникшей в 2008 году с Нефтеюганским мостом, приведет к социально-экономической катастрофе — торговые предприятия лишатся возможности перевозить товары по отработанной логистической схеме, а промышленность не сможет возить грузы, чтобы строить объекты электроэнергетической и нефтегазодобывающей отрасли.

Но даже если с Сургутским мостом все будет в порядке еще 200 лет, это не отменяет надобности в строительстве нового, второго моста в районе Сургута — как раз потому, что он уже, по сути, не справляется с потоком автотранспорта, причем в будущем будет только хуже. Согласно стратегии развития ХМАО до 2020 года, а эта стратегия соотносится и со всероссийским документом, рассчитанным до 2030 года, число жителей, как и уровень жизни населения, будут поступательно расти. Значит, увеличится и количество автотранспорта, в том числе пересекающего действующий Сургутский мост.

Но если бы дело было только в росте численности населения северных регионов — на Ямале, кстати, с демографией тоже все в порядке, как и далее на восток —в Восточной Сибири. Повышению загрузки моста поспособствует и развитие проекта «Урал Промышленный — Урал Полярный», а также освоение Арктического шельфа и нефтегазоносных месторождений Восточной Сибири, где много относительно легкодобываемых ресурсов, но мало инфраструктуры, в том числе дорожной. А ведь с территорий Полярного Урала, Арктики и восточных регионов страны, с этих кладовых, можно возить огромные объемы углеводородов, включая газовый конденсат, полезные ископаемые — только проект «Урала Промышленного», по оценкам экспертов, способен давать многие сотни миллиардов рублей налоговых и бюджетных поступлений.

- Есть мнение, что Уральский федеральный округ в перспективе после 2020 года будет обеспечивать Европу на 40 процентов углеводородами...

- На 45%, если быть точным. Сегодня Ханты-Мансийский округ за счет активного развития в течение последних 15-20 лет дорожной инфраструктуры существенно интегрирован в дорожную сеть России и Европы. Это создает мощнейший логистический крест, который позволит уже в недалеком будущем решать следующие, кроме обозначенных выше, задачи: обеспечивать Европу и российский Урал трудовыми ресурсами из Китая и Индии, а Россию и Азию, включая Югру, — европейскими технологиями и интеллектом. Наш регион вообще в этом случае получает удивительную синергию, объединение дешевых ресурсов, новых технологий и рабочих рук. Это поможет сделать прорыв в вопросах промышленного производства, способствуя диверсификации региональной экономики.

- Новый сургутский мост, о котором вы говорите, должен быть построен рядом с ныне действующим, как это было сделано с нефтеюганским мостом?

- Мост как таковой станет лишь одним из объектов проекта, в который включено строительство автомобильной дороги протяженностью 44,5 километра с двумя пойменными мостами, а также реконструкцией существующей транспортной инфраструктуры. Мост протянется от Каменного мыса до дамбы Сургутской ГРЭС с выходом на Восточную объездную дорогу.

- Получается, проект по строительству моста уже проработан?

- Еще в 2008 году, когда я работал заместителем председателя правительства ХМАО по вопросам строительного комплекса, ко мне поступило обращение от дорожного департамента, где обосновывалась необходимость строительства нового четырехполосного моста через Обь в районе Сургута. Заслушав предложение коллег, я вышел на губернатора Югры Александра Васильевича Филипенко, который поручил мне разработать концепцию, обосновывающую сам проект и источники его финансирования.

- И какова его инвестиционная емкость?

- Порядка 25 миллиардов рублей по ценам 2008 года.

- Потянет ли бюджет автономного округа такие траты на один только проект? Особенно учитывая, что за 2011-2013 годы на развитие транспортной инфраструктуры Югры будет потрачено 30 миллиардов рублей —это всего по 10 миллиардов в год, причем более половины средств выделяется по программе «Сотрудничество».

- А бюджету и не нужно тянуть все эти траты. Проект должен реализовываться на условиях государственно-частного партнерства. Региону, России нужен мост? Нужен в соответствии со стратегиями развития. Бизнес, строительные компании готовы засучить рукава и начать стройку хоть завтра. Естественно, если к тому будет политическая воля.

- На каких условиях бизнес готов ввязаться в стройку?

- Бизнес и внебюджетные фонды будут вкладывать деньги при главном условии: гарантии возврата. И риски, связанные с реализацией такого рода проектов, а конкретно государственно-частного партнерства, по примеру Европейских стран должно брать на себя государство. А источниками финансирования могут являться региональный бюджет, федеральный бюджет, инвесторы-кредиторы и непосредственно сами компании, объединенные в консорциум, реализующие данный проект.

Укрупненная модель реализации такого проекта имеется, она проработана и если заинтересованность правительства в строительстве моста и транспортном развитии региона есть, то мы с удовольствием возьмемся за его реализацию. Коротко говоря, схема позволяет на первоначальном этапе привлечь не менее половины внебюджетных средств за счет гарантий правительства, которых как раз сегодня не хватает. А затем замещаем через концессию заемные средства, в том числе и через плату, взимаемую за проезд. То есть бизнес, а это предприятия из Кургана, Тюмени, Челябинска, Свердловской области, Югры и Ямала, создает мощный производственный кулак, который будет работать, по сути, на развитие территории.

- Новая дорога должна быть платной? Это же сколько будет стоить проезд? А вдруг вложившиеся в проект компании захотят быстро «отбить» свои инвестиции и заломят непомерную цену за обычный проезд по обычной дороге?

- Во-первых, цену за проезд будет устанавливать государство — задача частного инвестора построить дорогу, что бизнес и собирается сделать. Обслуживание же объекта и вопросы платы — прерогатива не бизнеса. Во-вторых, альтернатива движения по бесплатной дороге или мосту останется. Пожалуйста, хочешь потерять время и застрять в пробке на подъезде к мосту или при движении по городу — езжай без денег, трать лишний бензин. А хочешь проехать быстро — вот тебе возможность.

- И какой будет плата за проезд? Есть расчеты?

- Повторюсь, установление размера платы — прерогатива государства. Однако могу сказать, что при расчете проекта уровень платы за проезд установлен на уровне 150 рублей. Сегодня больше денег на топливо тратится в городских пробках. Конечно, когда уже объекты будут построены и введены в эксплуатацию, а времени на реализацию проекта требуется порядка 4-5 лет, может увеличиться и плата, кроме того, она должна индексироваться ежегодно на несколько процентов сообразно уровню инфляции. Но принципиально высокой плата все равно не будет, самому государству это не выгодно. Да и зачем взвинчивать цены, если даже в таких условиях, с поправками на инфляцию и при увеличении грузопотока через 20 лет годовая выручка от моста, по оценкам экспертов, может превысить 5,5 миллиарда рублей.

Таким образом, государство, предоставив возможность бизнесу вложиться в проект сегодня, обеспечивает себя важными объектами дорожной инфраструктуры, которые себя окупят не только опосредованно, но и напрямую. 



11 октября 2011 в 10:13, просмотров: 3650, комментариев: 0


Комментариев пока нет.

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Вы можете войти на сайт


Топ 10

  1. ​Дисней уйдет из России окончательно 919
  2. ​Запланированная на год догазификация в Сургуте почти закончилась 837
  3. ​За детей заплатят? В Югре приняли новые меры поддержки мам и отменили старые 784
  4. ​Яков Черняк: «Наша миссия — воспитывать потребность в прекрасном» 688
  5. ​Закрытие ТЦ – новая тенденция? 612
  6. ​Владислав Иноземцев: «То, что российская экономика не посыпалась быстро, не значит, что дальше все будет хорошо» 299
  7. Несовершеннолетнюю насильно удерживали в квартире в Нижневартовске 261
  8. Почти половина компаний в России вручит детям сотрудников подарки к Новому году 209
  9. Ханты-Мансийск попал в топ-5 по затратам на отлов собак в УрФО 198
  10. Пожилого жителя Мегиона обманули под предлогом торгов иностранной валютой 110
  1. ​В Югре запрещен самовыгул домашних животных и определен порядок передачи их в муниципальную собственность 3963
  2. ​Рост 54%?! Без паники! Разбираемся в повышении тарифов на электроэнергию 3146
  3. ​Даже нефтегазовые доходы падают. Непонятно, за счет чего будет наполняться бюджет 3017
  4. ​В Сургуте школьницу высадили из автобуса в сильный мороз 2371
  5. У 81 югорчанина обнаружили ковид за последние сутки 2005
  6. Сургутские чиновники переедут в здание на Маяковского в 2024 году 1937
  7. ​В Сургуте пытаются продать пентхаус с водопадом за 130 млн рублей 1815
  8. ​Красиво у нас зимой. Но кто-нибудь понял, что за символ украшает елку напротив администрации? 1718
  9. В Сургутском районе заметили необычное природное явление 1656
  10. Два югорчанина похвастались крупным уловом, теперь их проверит Рыбнадзор 1614
  1. Югорские ученые объяснили ноябрь с лужами на Крайнем Севере 5019
  2. Вартовчанка впала в кому после похода к косметологу и позже скончалась 4709
  3. ​В Югре запрещен самовыгул домашних животных и определен порядок передачи их в муниципальную собственность 3963
  4. В Югре отменили обязательную вакцинацию для находившихся в группе риска 3709
  5. Анна Линкер: «На форуме «Независимость в движении» мы увидели людей с неограниченными возможностями» 3579
  6. ​Актировка: 1-4 классы первой смены 3531
  7. ​Как по мере пути простому гаражу в престижном районе Сургута удалось «подрасти» 3475
  8. ​Еще одна метастаза 3175
  9. ​Рост 54%?! Без паники! Разбираемся в повышении тарифов на электроэнергию 3146
  10. Шесть компьютерных привычек пользователей Windows, ​​​​​​​от которых лучше отказаться // ОБЗОР СИА-ПРЕСС 3093