16+
Больше новостей

Да 26.6%

Нет 43.1%

Не знаю 30.3%

Всего голосов: 109

Да, надо поставить более прочные и надежные 34.1%

Нет, надо оставить нынешние и обслуживать их 50.6%

Не знаю 15.3%

Всего голосов: 85

Самолет 58.2%

Поезд 16.3%

Автомобиль 20.4%

Не знаю 5.1%

Всего голосов: 98

Да 14.9%

Нет 79.8%

Не знаю 5.3%

Всего голосов: 94

Больше опросов

Андрей Никитин: «Заветы Макаренко будут актуальны, пока человека не заменят киборгом»

Накануне Международного дня учителя в частную школу Никитиной приезжали в гости депутаты сургутской думы, которые решили определить, насколько данное учебное учреждение нуждается в помощи города. Директором этой школы с прошлого года работает 32-летний учитель истории Андрей Никитин. О том, с какими сложностями столкнулась школа и почему ЕГЭ – это все-таки благо, он рассказал корреспонденту СИа-ПРЕСС.

- Директор школы - мужчина, да еще и молодой. Это большая редкость. Часто приходится сталкиваться с предрассудками, когда воспринимают не всерьез?

- Действительно, редкость, да еще в таком сочетании! Дело в том, что дефицит учителей мужского пола имеет свои исторические корни (Великая Отечественная война и т.д.), плюс сегодня профессия считается малооплачиваемой и непрестижной. По поводу молодости могу сказать, что конкретно в моем случае все просто - наша школа создавалась как своеобразное семейное дело, так как в нашей семье все учителя. Вполне разумно руководство передать кому-то из членов семьи, Надежда Викторовна – учредитель и моя мама по совместительству - решила доверить это дело мне, что получится – посмотрим. С предрассудками и несерьезным отношением сталкиваюсь редко, большая часть коллег пытаются помочь и поддержать (за что большое спасибо!), наверное, понимают, что нехватка управленческого опыта - проблема временная, и ее можно компенсировать другими качествами, так часто свойственными молодости.

- Помимо управления школой, вы также преподаете историю. Что все-таки ближе или это совершенно разные вещи?

- Преподавательская деятельность мне интересна и близка, но совмещать ее с руководством непросто, так как сразу остро встает проблема нехватки времени. Тем не менее считаю, что полностью расставаться с уроками не стоит – чем ближе ты к учителю, тем больше понимаешь его проблемы, видишь их изнутри, а это полезно для общего дела.

- Возникало ли желание отказаться от директорства и заняться только преподаванием?

- Возникали желания в самых разных интерпретациях! Иногда очень хочется сосредоточиться на чем-то одном и посвятить этому одному все время и силы – я по складу характера перфекционист, почти всегда мне кажется, что это не так, то не эдак, хочется доделать, переделать, довести до совершенства, но, увы, чаще остаюсь недовольным собой, и мне это очень мешает... Пытаюсь настраиваться на позитивный лад, двигаться вперед.

- Почему вообще история, а не физика, например, или ОБЖ?

- Потому что изначально вообще юриспруденция. Но так сложилось, что поступил в СурГПИ вместо юридической академии. Однако моими любимыми предметами всегда были история и литература, так как в семье два филолога, и я хорошо знаю особенности их работы. Мой выбор пал на историю, о чем я не жалею ни минуты! История – наука, тесно связанная с жизнью во всех ее проявлениях, и дает широчайшее поле для общения с учениками!

- У вас частная школа. Это, как правило, подразумевает, что в ней учатся дети обеспеченных родителей. Они, как правило, избалованные. Так ли это?

- Абсолютный миф, что дети из обеспеченных семей избалованны и хамоваты! Такие субъекты выходят из семей, в которых плохо воспитанные родители в свою очередь плохо воспитывают своих отпрысков, – это мое твердое убеждение, основанное на практике и жизненном опыте.

- На ваш взгляд, нынешнее поколение действительно так отличается, например, от вашего? Действительно ли оно настолько инфантильно, не желает учиться и читать?

- Не читают дети из нечитающих семей – это факт! Давайте приплюсуем сюда обвал информации на головы молодого поколения в виде интернета, телевидения, вспомним 90-е годы, когда родители занимались добыванием денег, а не воспитанием детей – вот вам и ответ. Инфантилизм и нежелание учиться, более сложные моменты, но ведь такие ученики к нам тоже не из космоса прилетают... Я вообще против того, чтобы приписывать проблемы некоторых представителей общности всей общности, даже если их немалое количество. Так можно договориться до того, что представители поколения 90-х все наркоманы.

nik1

Никитин надеется, что визит народных избранников в их частную школу приведет к плодотворному сотрудничеству

- Что такое частная школа для государства?

- Думаю, что для государства частное образование – это вопрос, в первую очередь, вариативности и многоплановости образования. Конечно, никакое частное образование в России на сегодняшний момент не решит всех образовательных проблем, так как, во-первых, история негосударственного образования в современной России еще очень коротка, во-вторых, обучать в подобных заведениях своих чад могут себе позволить очень немногие семьи, соответственно социальная база для их существования невелика. Вопрос финансовой поддержки полностью делегирован в субъекты Федерации, если законодательное собрание субъекта принимает решение о финансировании подобных НОУ, как в нашем случае, то это становится возможным при наличии у них лицензии и аккредитации на ведение образовательной деятельности. Финансирование осуществляется в пределах федерального учебного плана. Ведение лицензированной образовательной деятельности подразумевает исполнение законодательства в полном объеме, а значит, и спрос, как со всех.

- Отношение родителей к школе меняется от осознания того, что они платят деньги за обучение своих детей?

- Здесь нет однозначного ответа, все зависит от конкретной семьи: для кого-то это вопрос престижа, комфорта, кто-то приводит детей с сознанием того, что здесь у ребенка появится больше возможностей стать успешным, создать прочный образовательный фундамент на будущее, такие родители будут более требовательны и к школе, и к себе, и к ребенку; есть семьи, которые столкнулись со сложными жизненными ситуациями, с ними мы работаем «скорой помощью», отсюда отношение благодарное, трепетное...

- По телевизору идут сериалы типа «Барвиха» и «Закрытая школа». У многих по этой причине сложились стереотипы, что частные школы - это нечто глянцевое, американское и со стенами из красного дерева...

- Это очень интересное явление! Действительно, массовая культура потрудилась над образом частных школ – непременно замок или усадьба с панелями из красного дерева и собственной конюшней. Правда, мало кто представляет, сколько может стоить такое удовольствие и на сколько оно реально в условиях Западной Сибири с 50-летней историей города!

- Насколько актуальны подходы старой преподавательской школы в нынешнее время? Что нужно менять, чтобы эффективнее преподавать и лучше понимать ученика?

- Гуманизм, ответственное отношение к собственному труду, любовь к детям никто не отменял! Сегодня горизонты преподавательской деятельности широки как никогда, нам не нужно постоянно оглядываться на идеологию и другие ограничивающие факторы, можно и нужно использовать весь позитивный опыт, наработанный мировой педагогикой, конечно, с поправкой на современность. Главное, что, на мой взгляд, должно отличать современного учителя – это его небезразличие, заинтересованность в ученике и его успешности, способность разговаривать с ним «на одном языке», грамотность и профессионализм! А когда это было не актуально? Мы сегодня так много говорим про инновации, что забыли про работу с учеником... Но инновации - это отдельная тема.

nik2

Стереотипы о том, как должны выглядеть частная школа за секунду развевает всего лишь один взгляд из окна

- Как, в свою очередь, на ваш взгляд, должны перестроить свое обучение педагогические вузы, большинство из которых до сих пор следует заветам Макаренко?

- Заветы Макаренко будут актуальны до тех пор, пока человека не заменят на киборга, поэтому следовать им - святой долг любого учителя! Говорить про работу педвузов мне довольно сложно, у них свои методы и свои сложности, а вот поднимать авторитет и престижность профессии, несомненно, необходимо на всех уровнях, тогда в педагогические вузы не будут попадать случайные люди, а соответственно и качество выпускников будет другим.

- Должна ли школа вести воспитательную функцию, на ваш взгляд? Или только обучать?

- Убежден, что обучение и воспитание – это неотъемлемые части одного целого, одно без другого невозможно! Как пример, идеологическая дезориентация 90-х годов, тогда воспитательная система была лишена своей основы, и что мы получили? Совсем другое дело, что нельзя перекладывать воспитательную функцию только на школу или только на родителей. Как известно, птица не летает с одним крылом.

- Насколько отличается программа в вашей школе от государственной? Требует ли оно соответствия учебной программе, несмотря на то что вы автономное учреждение?

- Мы не автономное, а негосударственное учреждение, здесь есть разница в терминологии. Государство требует от всех лицензированных и аккредитованных учреждений соблюдения государственных стандартов, считаю это важным и необходимым моментом. Также есть инвариантная часть учебного плана, которую мы обязаны выполнять в полном объеме, и за нее получаем субвенции из окружного бюджета. Но при этом существует часть вариативная, которую мы можем заполнять актуальными и востребованными учебными курсами, можем вводить курсы, которые будут финансироваться из внебюджетных средств, но они не должны перегружать учебный план, так как есть требования СанПинов, ограничивающие учебную нагрузку... А в остальном – хозяин барин.

- ЕГЭ, на ваш взгляд, во благо?

- ЕГЭ как унифицированный общероссийский инструмент проверки знаний выпускников – благо, он имеет массу преимуществ, например, экзамены не надо сдавать дважды и тому подобное. Есть и масса вопросов... В отличие от Югры, для всей РФ - это относительное новшество и, как все новое, требует времени на доработку, другое дело, что дорабатывать приходится на живых людях. Вопрос дискуссионный и неоднозначный.

- Насколько нам известно, ваше здание вам не принадлежит? Именно поэтому к вам на этой неделе приезжали в гости депутаты?

- В этом здании мы находимся на правах муниципальной аренды с 2007 года. На сегодняшний момент при содействии администрации города к нашему договору были применены понижающие коэффициенты, что, несомненно, облегчило наше существование, тем не менее финансовое положение школы остается очень сложным, так как аренда предыдущего здания существенно подорвала бюджет учебного заведения (в последний год арендная плата доходила до 1 миллиона рублей в месяц!), пришлось брать огромные для образования кредиты, выплачивать которые мы будем еще очень долго... По просьбе нашего учредителя директор департамента образования Татьяна Николаевна Османкина обратилась к депутатам городской думы с просьбой помочь школе в вопросе аренды и дополнительного финансирования на содержание здания, так как за четыре года силами НОУ СОШ и с помощью привлеченных средств было проведено ремонтных работ более чем на пять миллионов рублей. В этой связи и состоялся визит народных избранников, который, мы надеемся, приведет к плодотворному сотрудничеству.

- В каких специалистах лично вы испытываете недостаток?

- Насколько мне известно, сегодня острее всего в городе стоит проблема с учителями математики, физики, информатики, начальных классов, иностранных языков. Причина в том, что молодые специалисты по окончании вуза идут работать не в школу, а в непрофильные организации, некоторых специальностей вообще не готовят, например математиков. В это время учителя с большим педагогическим стажем постепенно уходят на пенсию. У нашей школы есть заинтересованность в учителях информатики и английского языка.

- Насколько ваша школа взаимодействует с другими школами города?

- Школа – это открытая система. Мы взаимодействуем с большим количеством различных учреждений города, в том числе и с муниципальными школами.

- Наверное, как и у любого молодого учителя, у вас зачастую возникает проблема со школьниками, которые воспринимают вас несерьезно. Девушки строят глазки, мальчики хорохорятся. Как с этим боролись или боретесь?

- Внешний вид обманчив, в прошлом году мой педагогический стаж достиг десяти лет, и все эти проблемы в прошлом. У молодых специалистов подобные неловкости могут возникать из-за внутренней неуверенности, ребята это сразу чувствуют и начинают проверять на «прочность». Каждый молодой педагог сам решает эти задачи: кто-то прибегает к юмору, кто-то к строгости. Лично я чаще использую юмор, но могу и «по душам» поговорить. Со временем неловкость уходит, устанавливается прочный контакт с учениками. Опытному педагогу достаточно выразительно посмотреть и выдержать паузу – урок начался.

- Как вы предпочитаете проводить свое свободное время?

- Мне в жизни повезло: меня окружают замечательные, добрые друзья, с которыми я часто общаюсь. Люблю театр и кино, по возможности стараюсь посещать концерты, причем самых разных жанров и направлений. Летом стараюсь чаще выезжать на природу. Могу весь день провести с книжкой в тихом уединении.

Справка «НГ»: Андрей Никитин родился 16 апреля 1979 года в Новомосковске, Тульской области. В 1996 году закончил частную гимназию в Сургуте, а после, в 2011 году, СурГПИ по специальности «учитель истории». 4 сентября 2000 года переведен на должность учителя истории в негосударственную среднюю общеобразовательную школу с углубленным изучением гуманитарных предметов, через год назначен на должность заместителя директора по АХР. С января 2010 года становится директором этой школы.

Кстати: Школа Никитиной с углубленным изучением гуманитарных (отдельных) предметов - единственная частная общеобразовательная светская школа в Ханты-Мансийском автономном округе.

nik3

Андрей Никитин уверен, что его десятилетний педагогический стаж – хороший аргумент для школьниц, чтобы они не строили ему глазки



10 октября 2011 в 03:38, просмотров: 5618, комментариев: 0


Комментариев пока нет.

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Вы можете войти на сайт


Топ 10

  1. В Сургуте на сутки перекроют участок улицы Мелик-Карамова из-за погрузки гумпомощи 841
  2. Сургутян попросили помочь в сборе корма для бездомных собак 758
  3. ​Нетореными тропами 731
  4. Табличка почетного железнодорожника появилась на станции в Югре 640
  5. ​В Югре снова утонул подросток. Трагедия произошла под Нижневартовском 498
  6. В Нягани спасли застрявшую в скамейке девочку 480
  7. ​В Сургуте раскрыли кражу электросамоката 460
  8. ​Toyota и BMW столкнулись в Сургуте – пострадали пять человек 391
  9. ​Если Сургут и Тюмень пойдут в правительство со своим кампусом и НТЦ, то у федералов возникнет вопрос – это два схожих проекта рядом? 337
  10. Югра заняла первое место по количеству лесных пожаров 318
  1. ​Наталья Горячая: «Малый бизнес – не электорат, телевизор не смотрит, больших денег не дает – с чего власти ему помогать?» 2852
  2. ​Сургутский район: поддержать бизнес. Елена Мельникова // ONLINE 2019
  3. Пожарные показали объятые огнем леса под Няганью 1903
  4. Женщина и ее 12-летняя дочь утонули в Сургуте 1755
  5. ​Не дальше своего носа 1749
  6. 30-летний байкер погиб в Сургуте в ДТП с пенсионеркой на Hyundai 1692
  7. Заброшенная школа на Каролинского в Сургуте сгорела 1665
  8. ​В Югре угнали машину с хозяином внутри 1605
  9. Аферисты разводят сургутян на деньги по-новому 1475
  10. Опровержение 1464
  1. Что Югре принес Петербургский международный экономический форум 5033
  2. В Сургуте ищут врача на зарплату 700 тысяч рублей 4447
  3. Кондаковы 4238
  4. ​Государство дает нам выбор: купить студию или двушку в муравейнике. А выбор должен быть другим 3704
  5. Как выбрать арбуз и не отравиться // ИНСТРУКЦИЯ 2934
  6. ​Наталья Горячая: «Малый бизнес – не электорат, телевизор не смотрит, больших денег не дает – с чего власти ему помогать?» 2852
  7. «Хабуровские» – значит Завьяловы 2837
  8. ​Грузовик смял «десятку» на югорской трассе – погиб молодой мужчина 2747
  9. ​Отпуск не задался: россияне недовольны летним отдыхом 2560
  10. Сургутский мост начнут ремонтировать 15 июля 2456