16+
Больше новостей
Больше опросов

Жанна Пасынкова: «За службами доставки надзор не ведется»

Массовое заражение острой кишечной инфекцией клиентов «Галереи суши» вызвало большой резонанс и заставило задуматься о том, кто и как вообще проверяет службы доставки пищи. Ведь все, что мы знаем об их работе, мы черпаем из яркой рекламы, фото блюд и телефонной беседы с диспетчером. Почему бизнесмены не боятся ответственности и можно ли заручиться гарантией качества при обращении в службы доставки, рассказала Жанна Пасынкова, заместитель начальника отдела Роспотребнадзора по Сургуту и Сургутскому району.

Сегодня речь идет о заражении сургутян острой кишечной инфекцией, предположительно, сальмонеллезной этиологии. Если не оборвать производственную цепочку, то от уже заболевших людей могут заражаться и другие. Такой же случай был два-три года назад, когда сургутяне употребляли шаурму, купленную в киоске на улице Бахилова. Тогда было зарегистрировано 18 заболевших.

- Чем тогда закончилась история?

- Тогда было проведено расследование, установлен сальмонеллез. Деятельность предприятия была приостановлена на 90 суток по Кодексу об административных правонарушениях. Но бизнесмен опять открывал свое предприятие общественного питания в том же состоянии (он имеет право это делать без уведомления). Там не было, насколько помню, централизованного водоснабжения, был только маленький киоск, в котором и обрабатывали сырье, и готовили непосредственно продукцию. Закрывалось предприятие несколько раз подряд, то на 30 суток, то на 45. В итоге оно все же прекратило свою деятельность.

- По экономическим соображениям?

- Да, уже по экономическим.

- То есть у вас, есть единственный рычаг - брать на измор. Как вы собираетесь бороться с новой напастью, ведь количество лотков с шаурмой уменьшилось, но им смену пришли многочисленные службы доставки? В данном случае мы не видим ничего кроме красивой упаковки и рекламы. Есть ли какой-то контроль за тем, что происходит по ту сторону телефонного провода?

- За службами доставки практически надзор не ведется. В ходе расследования мы выяснили, что в городе действуют примерно 26 фирм доставки. У нас есть 294-й Федеральный закон о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении муниципального контроля и надзора. Согласно ему регистрация сейчас ведется в преимущественно уведомительном порядке. То есть если регистрируется какое-то предприятие, то оно в уведомительном порядке присылает о себе информацию. Если это предприятие было создано пять-шесть лет назад и в уставе у него написано, что он предоставляет услуги общественного питания, то оно даже не обязано нас уведомлять. Таким образом, у нас за последний год вообще нет уведомлений, что кто-то делает суши и осуществляет их доставку.

- А тем не менее таких служб полно.

- Конечно. Основная мысль закона – это презумпция добросовестность предпринимателей, но, увы, при проведении контрольно-надзорных мероприятий, как правило, выявляются нарушения санитарного законодательства.

- Каким образом должна быть оформлена жалоба клиента и чем подкреплена? Предположим, купили мы пищу в магазине, либо съели что-то в кафе, либо заказали блюдо на дом и после этого почувствовали себя плохо. Каковы должны быть наши действия, чтобы предприниматель понес ответственность?

- Если человек чувствует, что его здоровью причинен ущерб, то надо обязательно вызывать врача, чтобы он зафиксировал этот факт. Самолечение надо отставить. Ведь даже если будет доказана причинно-следственная связь, то при предъявлении иска в суд нужны будут документы – это заключение врача и акт санитарного обследования.

- А нужны ли товарные чеки, доказывающие, что мы приобретали конкретную продукцию?

- Нет. Отсутствие чека по закону о защите прав потребителя не является основанием для отказа в проведении расследования. Желательно иметь чек, но не обязательно. То есть вы просто вызываете врача, а потом пишите к нам обращение.

- Сколько за год поступает таких обращений, если исключить последний массовый случай заболевания?

- По массовому случаю действительно легче работать. А вообще обращений поступает много. С начала года у нас их более 200, но из них лишь одна треть по продуктам питания. Раньше было больше. Кроме того, в основном жалуются не на причиненный здоровью вред, а на просроченные продукты, антисанитарное состояние магазина. Практически по каждому из таких обращений были составлены протоколы об административных нарушениях. Однако штрафы совсем небольшие. Самое действенное – это, конечно, приостановление деятельности, потому что предприниматель теряет выгоду.

- Когда последний раз индексировались штрафы?

- Последние два года они не индексировались, но изменения в Кодекс об административной ответственности за правонарушения вводятся. Ранее, чтобы добиться приостановления деятельности, мы составляли протокол, знакомили с ним предпринимателя, далее его деятельность приостанавливается на пять суток. В течение этого времени суд должен был успеть вынести решение (если этого не происходило, то бизнесмен по истечении пяти суток снова начинал работать). Сейчас же деятельность бизнесмена приостанавливается вплоть до вынесения постановления судом. Кроме того, сейчас при проверке можно опечатать цеха и склады. Эти меры уже когда-то работали – лет десять назад, но потом опечатывать запретили. Сейчас мы вновь имеем рычаг, позволяющий ограничить реализацию продукции.

- Какие санкции будут применены к «Галерее суши», если вина фирмы будет доказана? И понесет ли ответственность поставщик зараженных продуктов, если будет выявлен такой факт?

- Поставщики продукции, я думаю, привлечены не будут, потому что во всех предприятиях и торговли, и общественного питания должны быть программы производственного контроля, и должностные лица отвечают за продукцию, которая поступает на предприятие. В соответствии с техусловиями и с примерными типовыми программами, которые рекомендует Роспотребнадзор, лабораторные исследования они обязаны проводить не так часто. По предприятиям общепита – это раз в три месяца. А все потому, что сейчас все предприятия, включающие кулинарные цеха, где готовятся суши, кондитерские изделия, относятся к предприятиям общественного питания, а не к производству, как это было раньше. На производстве контроль осуществляется ежедневно, а в этих фирмах раз в два-три месяца. Впрочем, все сырье должно проверяться органолептически (внешний вид, консистенция, запах), а также соответствует ли продукция ГОСТу, есть ли сертификаты соответствия, регистрационное, качественное удостоверение. Кроме того, в сфере общепита должны работать люди, которые получили соответствующее образование. Это, к сожалению, четко в санитарных правилах не прописано, поэтому, например, шашлык у нас делает неизвестно кто.

- Такая же история собственно и с приготовлением суши. Как покупатель может себя оградить от опасности подхватить инфекцию или отравиться? Какие документы нужно требовать от службы доставки пищи?

- На этикетках доставленных продуктов должен быть юридический адрес предприятия и информация о том, что вам привезли: по каким документам это изготовлено, дата изготовления вплоть до часа, так как это скоропортящийся продукт, плюс конечный срок реализации. Кроме этого, вы можете при заказе попросить привезти документы, подтверждающие качество продукции – декларацию соответствия. Они вам обязаны ее показать по закону о защите прав потребителей. Впрочем, у «Галереи суши» все это было. Конечно, покупателям они это не предоставляли, по крайней мере, при проверке такую информацию на листочках для упаковки мы не видели. В этом случае массового заражения, скорее всего, была нарушена сама технология. Санитарные условия не были соблюдены: повара не знали технологию производства в полной мере, некоторые лица не предоставили нам санитарные книжки, кроме того, мы обнаружили нарушения по срокам хранения продукции. Сейчас каждому пострадавшему следует помнить, что он имеет право обратиться в суд и потребовать компенсации затрат на лечение и морального вреда. Однако чаще всего люди не обращаются в суд, упрощая тем самым жизнь недобросовестным предпринимателям.

Мировой рынок кейтеринг-индустрии (доставка готовой пищи) начал активно развиваться в США в начале XX века, во время масштабного строительства небоскрёбов, для организации питания многочисленных рабочих. Российский опыт начался с развития событийного кейтеринга, и его первоначальной характерной чертой, помимо спонтанности, было сомнительное качество оказываемых услуг.

За нарушения санитарного состояния в сфере предоставления услуг общепита самый большой штраф на юрлицо составляет 20-30 тысяч рублей. Индивидуальный предприниматель заплатит всего две-три тысячи рублей. Должностное лицо – одну-две тысячи. В сфере торговли штрафы и того меньше: для юрлица – 10-20 тысяч рублей, для ИП – 500-1000 рублей.



06 сентября 2011 в 04:01, просмотров: 3559, комментариев: 0


Комментариев пока нет.

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Вы можете войти на сайт


Топ 10

  1. Сургутянка погибла, выпав из окна квартиры 903
  2. Вартовчанка обвиняется в убийстве своего четырехмесячного ребенка 703
  3. ​В Сургуте насмерть сбили женщину 686
  4. А что с процессорами? 631
  5. Спасатели раскрыли подробности гибели подростка в Нижневартовске 602
  6. Сотрудники сургутского городского кладбища продавали бесплатные места для захоронения // ВИДЕО 588
  7. 17 самолетов и 9 вертолетов тушат лесные пожары в ХМАО 560
  8. Российские авиакомпании разбирают самолеты на запчасти, узнал Reuters 517
  9. ​В два раза выросло число болеющих ковидом югорчан за 10 дней 499
  10. Потерявший берлогу медведь съел консервы и оладьи югорских пожарных 484
  1. ​Наталья Горячая: «Малый бизнес – не электорат, телевизор не смотрит, больших денег не дает – с чего власти ему помогать?» 3020
  2. ​Сургутский район: поддержать бизнес. Елена Мельникова // ONLINE 2270
  3. Пожарные показали объятые огнем леса под Няганью 2196
  4. Женщина и ее 12-летняя дочь утонули в Сургуте 2067
  5. ​Не дальше своего носа 1922
  6. ​Разрушительные заблуждения 1907
  7. Заброшенная школа на Каролинского в Сургуте сгорела 1880
  8. 30-летний байкер погиб в Сургуте в ДТП с пенсионеркой на Hyundai 1850
  9. ​В Югре угнали машину с хозяином внутри 1753
  10. ​А геокупол-то где? – Или ради чего вырубили гектар «Кедрового Лога» 1627
  1. Что Югре принес Петербургский международный экономический форум 5212
  2. В Сургуте ищут врача на зарплату 700 тысяч рублей 4606
  3. Кондаковы 4409
  4. Как выбрать арбуз и не отравиться // ИНСТРУКЦИЯ 3040
  5. ​Наталья Горячая: «Малый бизнес – не электорат, телевизор не смотрит, больших денег не дает – с чего власти ему помогать?» 3020
  6. «Хабуровские» – значит Завьяловы 2994
  7. ​Грузовик смял «десятку» на югорской трассе – погиб молодой мужчина 2896
  8. ​Отпуск не задался: россияне недовольны летним отдыхом 2676
  9. Сургутский мост начнут ремонтировать 15 июля 2616
  10. Вход разрешен \\ ОБЗОР СИА-ПРЕСС 2470