Генеральный директор «Интеркино» Павел Угольков в свои 30 с небольшим лет уже считает себя сторонником «старой школы» - в социальных сетях не присутствует, книги предпочитает бумажные, а не электронные. За 10 лет, начав с реконструкции кинотеатра «Аврора», компания «Интеркино» превратилась в лидера кинопроката и ресторанного дела не только в Сургуте, но и в Тюмени. О том, каково это - начинать собственный бизнес в 20 лет и стать монополистом, почему в сургутском кинопрокате не появилось конкуренции, что мешает федеральным торговым сетям «захватить» город, и как в одной компании «уживаются» кино и общепит, Павел Угольков рассказал СИА-ПРЕСС.
- Когда и как появилась компания «Интеркино»?
- В этом году нашей компании исполняется 11 лет. Ее учредителем и основателем выступил Иван Коломиец. Он придумал и «продавил» идею, заставил поверить в нее меня как компаньона, наших партнеров, администрацию города и т.д. Он до сих пор является локомотивом нашей компании и ее идейным вдохновителем. 29 ноября исполнится 10 лет с того момента, когда кинотеатр «Аврора» открылся в новом формате. Мы стартовали с фильма «Мулен Руж». Конечно, сургутяне ждали этого открытия. Если вы помните, какие раньше были кресла, экран... И при этом никакой инфрастуктуры: ни бара, ни кафе...
- В общем, классический советский кинотеатр...
- Абсолютно. Мы его реконструировали полностью, купили самое современное на тот момент оборудование и обновляем его постоянно. Мне, в первую очередь, важно, чтобы в кухне ресторана, в проекционных стояло самое лучшее на данный момент времени оборудование, чтобы технически мы не отставали. До себя руки не доходят. На днях шеф-повар нашей компании увидела, что у меня в кабинете ремонт начался и говорит: «Ну, наконец-то вы решились!». А мне как руководителю, в принципе, и так комфортно: кабинет чистый, здесь есть то, что мне нужно – ручка, бумага и компьютер (кабинет симпатичный, только маленький – не больше приемной, - прим. авт.).
- Провал в кино, который случился в конце 90-х, к тому времени уже закончился?
- Я недавно смотрел интервью с российскими мэтрами кинобизнеса – в частности, с создателем сети «КАРО» Леонидом Огородниковым. В то время, когда нам «отдали» кинотеатр «Аврора», ему достался флагман российского кинопроката – кинотеатр «Пушкинский». И все то, о чем он рассказывал, мог бы сказать и я – истории очень похожи. «КАРО» так же реставрировал муниципальные залы и превращал их в работоспособные учреждения. Через этот путь проходили все сети. Я не мог лишь понять, почему этого не делало государство, обладая такими же ресурсами. И задавая себе этот вопрос, пришел к выводу, что проблема в эффективности менеджмента. Когда ты приходишь в бизнес, рискуя своими деньгами как учредитель и нанимая команду людей, ничего не остается, как делать работу хорошо. А когда получаешь зарплату, независимо от своих результатов, можно наблюдать картину 10-летней давности, когда кино реально разваливалось, и у него не было никакой перспективы. Все частные компании, пришедшие в кинобизнес, проходили один и тот же путь - переоборудовали «однозальники», потом появились кинотеатры на 2-4-6 залов. А сейчас мы говорим уже о мультиплексах на 10-15 залов. На этой волне произошел некий синергетический эффект - инвесторы, увидели, что на кино можно зарабатывать, российские режиссеры стали снимать хорошие фильмы. Думаю, все помнят два суперфильма – «Титаник» и «Сибирский цирюльник» - которые в кинотеатрах шли по полгода, и все это время собирали полные залы.
- С какими проблемами вы столкнулись, начиная этот бизнес?
- Наша команда была очень молода - нам было по 20 лет, но мы верили в проект, в то, что все получится и не сомневались в своих силах. Хотя опасения, конечно, были. Когда я первый раз подписывал «платежку» на миллион рублей, представил себе, что эти деньги не вернутся, что меня уволят, и я еще буду должен этот миллион. Нам никто не помогал, наоборот – многие на нас смотрели, как на ошалевших: мол, вы кто такие?
- Серьезно никто не воспринимал?
- Да. Я сейчас вижу, как администрация поддерживает молодежь в бизнесе, как помогает продвигать стартапы, выдает кредиты и гранты. Это круто. А мы все делали сами. Палки в колеса, конечно, никто не вставлял, но и особо в наш успех не верили. Было очень много критических отзывов: «Как так? Единственный кинотеатр отдали молодежи!». В том числе были великолепные фельетоны на эту тему в «Новом Городе» - мне они безумно нравились. Я считаю, что это нормальная реакция на появление неизвестной фирмы. А как только мы реализовали проект в «Авроре», к нам сразу начали относиться серьезно, потому что увидели, что у нас получилось.
Когда я первый раз пришел на совещание к Сидорову, то сказать, что я испугался – это ничего не сказать. Где Сидоров, а где я? Мне все время казалось, что на меня косо смотрят. Но вот уже 10 лет мы работаем с администрацией города, у нас отличные отношения, она нас поддерживает, и мы стараемся участвовать в городских программах. Обычно в дело вкладывают деньги, а они вложили веру в нашу компанию, и мы стараемся отплатить той же монетой. Я считаю, что мы оправдали те обязательства, которые на себя взяли. За 10 лет мы никуда не делись, учредители у фирмы те же, коллектив постоянный, компания растет. Это говорит о какой-то стабильности. Да, мы монополисты - я это признаю, и все это признают. Тем не менее, мы стараемся, чтобы все новинки проката в Сургуте появлялись сразу же. Стараемся идти в ногу с развитием киноиндустрии - тот же показ в формате 3D в нашем городе появился одним из первых в России.
- Когда и как появилось понимание, что надо расширяться, открывать новые кинозалы, в том числе за пределами Сургута?
- Никто не торопился завоевывать рынки – это получилось как само собой разумеющееся. Тюмень для нас была рискованным проектом – руководителю Тюменского филиала Дмитрию Юрманну вообще пришлось туда переехать жить из Сургута. Я сам там прожил около двух лет. Было тяжело - в чужом городе пришлось начинать как будто с нуля, как будто не было до этого никакого бизнеса. Там мы опять проходили все заново. И сейчас я считаю, что мы в сфере общественного питания Тюмени держим лидерство - по численности, по обороту. И в Сургуте тоже. Когда появился торговый комплекс «Мир»-«Сити-центр», руководители компании «Сургутгазстрой» поддержали нас и предложили открыть там кинотеатр, за что я им очень благодарен. На мой взгляд, этот комплекс остается центровым и культовым местом в Сургуте – с хорошими магазинами, зоной отдыха. Это красивый, нетиповой проект.
- А не рискованно было открывать новый кинотеатр в пяти минутах ходьбы от старого?
- К тому времени маховик киноиндустрии и кинопроката в России раскрутился таким образом, что «Аврора» не могла вместить всех желающих. Сейчас, когда у нас уже 7 залов вместе с «Вершиной», и то порой приходится отказываться от каких-то фильмов. Количество запросов растет: кто-то хочет смотреть блокбастер, кто-то - кино не для всех, кто-то – мультфильмы. Это был естественный шаг – сделать два новых зала в «Сити». И неважно, что они будут находиться рядом с «Авророй» - чаще всего репертуар их разнится. Сейчас, к примеру, есть люди, которые ходят только в «Аврору» или только «Вершину». «Вершина» появилась в спальном районе, и сейчас сургутянам нет особого смысла ехать оттуда в центр города. Здорово, что экономится их время, что центр города не становится единственным магнитом для развития бизнеса. Концентрация жителей в спальных районах гораздо выше. И открывая там что-то, ты 100% попадешь в десятку.
- Как вы считаете, почему в Сургуте так и не появилось конкуренции в сфере кинопроката?
- А много ли вы видите федеральных и региональных торговых сетей в Сургуте? Немного. То же самое с кино. Если сравнивать общепит (а он мне так же близок, как и кино), то здесь важный момент – цена исходного продукта, которая у нас, естественно, будет дороже. Пока Сургут большим сетям неинтересен. Он, конечно, обеспеченный, богатый. Но открывать филиал здесь слишком дорого. Нам было проще – мы местные, хорошо знаем рынок. А когда московские компании подставляют свой трафарет развития бизнеса на Сургут, он встает туда криво – или город слишком маленький, или цены высоки. И это касается не только кинобизнеса. Продуктовые сети у нас все местные – «Престиж», «Премьер», «Рост»...
- Мне казалось, что в Сургуте просто есть местное лобби, принцип которого – не пускать в город чужих...
- А как можно не пускать? Каждый предприниматель сам выбирает себе бизнес-партнеров. Мы просто предлагали лучшие условия. Москвичи ведь не привыкли переплачивать. Цены, которые для нас кажутся нормальными, для москвича слишком высоки, он захочет скинуть. А для собственника торгового комплекса нормальная цель – компенсировать потраченные средства. Естественно, он выберет компанию, которая даст больше и будет при этом сама развиваться. Уверяю вас, никакого лобби никогда не было. Еще один важный момент – мы просто делаем не хуже москвичей. И очень здорово, что сургутяне поддерживают сургутян. Мне очень приятно, когда местные компании с нами сотрудничают. Соответственно, и я, когда выбираю подрядчиков, стараюсь работать с сургутскими. Лучше пусть зарплаты и налоги останутся в Сургуте, чем уйдут куда-то. Если это подчинено некоей экономике, я всегда выберу местное. Я точно знаю, что сургутским партнерам будет стыдно меня подвести, как и мне их.
- А как же постулат о том, что появление «чужих» оживляет местный рынок, заставляет поднять качество сервиса, снизить цены?
- Приведу пример: в Сургут пришел «Аэрофлот» – разве «ЮТэйр» сбросил цены? Наоборот, «Аэрофлот» свои поднял. Есть прекрасное правило у бизнес-тренеров: «Зачем продавать дешево то, что можно продать дорого?» Когда кто-то из москвичей говорит, что принесет сюда новый уровень сервиса и цен, это неправда. Низкие цены они точно не принесут, потому что аренду, услуги ЖКХ и другие расходы будут оплачивать уже по сургутским меркам. А что касается уровня сервиса, я вообще готов поспорить. Приходит новая компания и набирает непонятных людей – открываться-то надо. Какие бы у нее ни были обучающие программы, все решает человек на месте. А людей в Сургуте не найти. Все хорошие люди уже пристроены, а плохие переходят из компании в компанию. В том числе они придут и в новую московскую компанию с великолепными стандартами и все испортят. Не знаю, как у вас, в издательском деле, но почему-то уверен, что проблемы одни и те же.
- Кинопрокатчиков, да и киноиндустрию в целом хорошо теснят не только конкуренты, но и интернет-пираты. Ощущаете это на себе?
- Рынок кино падает во всем мире, и правообладателям приходится защищать свой контент, чтобы фильмы как можно позже появлялись в пиратских сетях. Если взять всю официальную киноиндустрию мира и сравнить с пиратской, я думаю, что последняя зарабатывает в разы больше. В конечном итоге вообще непонятно, что будет. Уйдут ли люди в сеть совсем? Мы сейчас видим, что многие компании полностью переносят свои рекламные компании в интернет. Компании-мейджоры – «Парамаунт», «Сони» – вообще подписали соглашение о том, что через 60 дней после выхода фильма любой владелец НТВ+ может его заказать для просмотра. В нашем безумном мире такой срок – это ничто. Захотел, к примеру, сходить на «Трансформеров», вспомнил, что 60 дней уже прошло, зашел на сайт (официальный причем, не пиратский!), заплатил и посмотрел. Конечно, это ударяет в том числе и по кинотеатрам.
- Плюс качество связи растет – фильмы можно смотреть в сети высоком качестве...
- Именно так! Спасибо связистам - сейчас за приемлемые деньги все доступно. Уже есть пиратские 3D-фильмы в хорошем качестве! Может быть, мы все скоро уйдем в сеть. Но, думаю, что кинотеатр останется как элемент социализации. Каким являются, например, кафе. Или я дома один на диване буду общаться через «Одноклассники» или «Вконтакте», или посижу с друзьями. Я сторонник, видимо, уже старой школы общения – я хочу общаться с друзьями, женой, детьми вживую. Меня нет в сети и, дай бог, не будет. Книги читаю бумажные. Как человек – я противник социальных сетей, хотя как бизнесмен вижу в этом классный путь развития с точки зрения целевой аудитории. Я посещаю эти сайты, страничку моего кинотеатра, смотрю, как мне его продвинуть через интернет. И я все больше и больше денег буду тратить на интернет-продвижение, уменьшая бюджеты традиционных рекламных носителей – газет, радио, ТВ...
- В сети и ценник на рекламу другой.
- Ценник на рекламу растет уже и там. Есть товары, которые продвигаются только в интернете. Это сейчас было не просто ответвление нашего разговора на тему «кто куда тратит деньги», а вопрос о том, что вообще будет с кино. Будет ли вообще кино через 5-10 лет присутствовать на экранах кинотеатров? Слава богу, вспоминаются слова из фильма «Москва слезам не верит» - о том, что через 40 лет, не будет ни театров, ни газет, а лишь одно сплошное телевидение. Все есть. Но мы как представители традиционного искусства, действительно чувствуем сильное дыхание конкурентов - в виде не других кинотеатров, а абсолютно новых способов донесения информации до клиента.
- Вы начинали с одного кинотеатра, потом занялись и общественным питанием. В начале в качестве дополнительной услуги, а сейчас это уже самостоятельное направление. Обгоняет ли общепит по прибыли кинобизнес?
- Как только мы поняли, что перспектива развития общепита более высокая, чем кино, мы начали вкладывать деньги в обучение персонала, в качественные продукты, сервис и т.д. Нам очень сильно помогла в этом компания «Крошка-картошка», с которой мы купили не только франшизу, но и способ ведения бизнеса в общественном питании. Ее стандарты мы смело тиражируем на свои рестораны, привносим что-то свое, улучшаем. Речь не идет о бурном росте – это планомерные шаги вперед. И я хочу сказать спасибо нашему коллективу за то, что все это время он растет вместе с нашей компанией. Приятно, что люди, которые выбрали нас 10 лет назад в качестве работодателя, уже не видят себя без нас. У нас всегда много идей. Из последнего могу отметить сеть «Сабвей», которая стала безумно популярна среди сургутян. Неудивительно, что общепитом мы зарабатываем больше, чем кино. Вообще, общепит – это интересный бизнес, там постоянный драйв, какие-то проблемы. А кино – спокойное, размеренное. Классический такой бизнес. Это две вещи, которые вдохновляют и успокаивают. Понервничал в ресторане – отдохнул в кино. В сфере общественного питания надо быть в тонусе каждый день. Расслабишься на секунду – и происходят две вещи: ты теряешь клиентов или приходят конкуренты, которые делают лучше.
- Какими вы видите перспективы бизнеса, какие планы на будущее?
- Задумок много. В первую очередь, они связаны с общественным питанием. На эту тему можно вообще отдельное интервью делать. Мы бы хотели, чтобы наша компания была неким флагманом в этой отрасли. Сюда, прежде всего, входит качество блюд и сервиса. Мы четко понимаем эту задачу, и я знаю, что в Сургуте в наших ресторанах сервис на очень хорошем уровне. Можете закидывать меня камнями, но я это говорю с гордостью и уверенностью. При этом мы хотим идти дальше и становиться еще лучше.