Директор ассоциации энергосберегающих предприятий, в недалеком прошлом заместитель главы Сургутского района по вопросам ЖКХ Борис Хамин пришел в редакцию «НГ» выразить свое отношение к отставке директора Сургутских теплосетей Сергея Переладова. Не только свое, всей ассоциации. Но круг тем оказался шире. Специалист, проходивший профильные стажировки в странах Европы и Азии, в ходе беседы объяснил корреспонденту «НГ», почему, на его взгляд, ЖКХ России никак не выйдет из кризиса, и обозначил наиболее острые проблемы отрасли.
Борис Хамин:«В тарифах на тепло виновато государство»
Борис Хамин:«В тарифах на тепло виновато государство»
— Сергей Переладов – наиболее яркий инноватор в отрасли ЖКХ, причем на территории всего региона, — чуть не с порога заявил Борис Хамин. - Инновации, конечно, стоят денег. Но они того стоят. Сургут по сравнению со многими другими городами в этом плане выглядит очень хорошо.
— В плане денег?
— В плане надежности. В плане качества услуг. Сравнить коммуналку Сургута с Октябрьским или Советским районами в нашем же округе – небо и земля. Там помимо того что объекты ЖКХ в разрухе, так еще и рабочие постоянно бастуют. А банкротство ресурсоснабжающего предприятия, тех же теплосетей, например, влечет за собой гибель и всей инфраструктуры. Вместе с управляющими компаниями. Предприятие обязано зарабатывать. Эта цель прописана в уставе. Другой вопрос – как? В существующей системе тарифообразования виноваты не ГТС и Горводоканал, а государство. Именно оно всегда было основным проводником коммунальной политики. Слово «политики» подчеркну. В годы советской власти сфера ЖКХ была планово убыточной. Тарифы были условными (очень небольшими), дельту между реальными затратами и потребительской платой компенсировало государство, хоть качество и оставляло желать лучшего. Сейчас в России коммунальной сферой просто никто не хочет заниматься по-настоящему. Ее критикуют, используют в предвыборных кампаниях, но реально никто ничего не делает.
— Почему? Ведь во всем цивилизованном мире это очень выгодный бизнес.
— Потому что в других странах он формировался годами. Во многих – за счет государства, а уже потом был передан частнику. Я не критикую президента и премьер-министра, но в бюджете государства программа по развитию ЖКХ должна быть заложена. Потом уже разбита по пунктам: теплоснабжение, водоснабжение, утилизация… В большинстве регионов нет чистой воды. О какой утилизации тут можно говорить? Кстати, это – утилизация ТБО - наиболее выпуклая коммунальная проблема в стране на данный момент. Россия этим вопросом никогда не занималась в принципе. Просто зарывала отходы в землю. Полигоны-захоронения до недавнего времени имели только крупные города.
— Ну, пожалуй, и сейчас ситуация не сильно меняется. Сургутский район, к примеру, свою программу по утилизации отходов, рассчитанную до 2010 года, завалил…
— В мою бытность заместителем главы Сургутского района я столкнулся с тем, что нет четкой концепции, каким должен быть этот процесс. Этот полигон. Сколько ученых – столько мнений. К тому же и проект, и сметная стоимость такого полигона — даже элементарного полигона-захоронения - стоят недешево. Я был абсолютно согласен с предложением бывшего зам главы Сургута Владимиром Браташовым выработать единую концепцию решения данной проблемы хотя бы на уровне округа. Потому что на уровне государства ее нет до сих пор. Я имею в виду переработку твердых бытовых отходов. К тому же производственная цепочка предполагает наличие такого момента, как порядок в головах населения. Его тоже необходимо навести. Приучить людей сортировать мусор, как это делает весь цивилизованный мир.
— И кто должен наводить этот порядок?
— Нужна не просто господдержка, а четкая государственная стратегия. Коммунальщики поднимают тарифы, главным образом, для того, чтобы выйти на мировой уровень. Который предполагает создание новых источников тепла, прокладку новых транспортных магистралей, и многое другое. Теплотехника в России страшно отстала от европейских технологий. Я не имею в виду большую энергетику — генерацию. Речь идет о теплоснабжении населенных пунктов и отдельных домов. Модульные котельные, переход на газовое отопление… Есть и другие варианты. Но для того, чтобы внедрить альтернативные источники, нужна политическая воля.
— На ваш взгляд, смена руководства в СГТС приведет к снижению тарифа для населения?
— Если это и произойдет, то очень незначительно. Сокращение издержек приведет к тому, что из предприятия уйдут профессионалы. Уходят профессионалы – начинаются проблемы. Прежде всего связанные с безопасностью. Все проблемы на инженерных сетях надо устранять незамедлительно, особенно в наших северных условиях. Но может случиться так, что делать это в будущем станет некому.
— Инвестиции в модернизацию в конечном счете могут привести к снижению тарифов? Во всяком случае именно так в свое время власти объясняли необходимость привлечения кредитных средств из того же ЕБРР. Почему этого не произошло до сих пор?
— Мы продолжаем жить в цикле сталинских пятилеток. Если за пять лет затраты на внедрение технологии себя не оправдали, значит, плохая технология. Надо менять. Между тем в той же Германии технология оправдывает себя 15-20 лет. И это абсолютно нормальный экономический цикл.
Кстати: Сургутские городские тепловые сети и дальше будут придерживаться курса модернизации. Так на днях пообещал директор департамента городского хозяйства Александр Калачев. Переемником Сергея Переладова станет кто-то из местных специалистов, возможно, из ближайшего окружения директора предприятия. Окончательно вопрос о том, кто будет руководить СГТС, решит глава Сургута после отпуска.
06 июля 2011 в 09:08, просмотров: 2649, комментариев: 0