16+
Больше новостей

вандализм 42.4%

искусство 25.7%

не знаю 31.9%

Всего голосов: 144

Больше опросов

Денис Кирпанёв: «Надо дать классике энергию рок-н-ролла»

Денис Кирпанёв: «Надо дать классике энергию рок-н-ролла»

Завтра в театре СурГУ Сургутская филармония откроет свой очередной творческий сезон концертом-сказкой симфонического оркестра «Руслан и Людмила» по одноименной опере Михаила Глинки и поэме Александра Пушкина. Дирижировать коллективом будет заслуженный артист России Денис Кирпанев, который предстанет уже не в качестве приглашенного дирижера оркестра, а нового художественного руководителя. О том, чего ждать от «обновленного» Сургутского симфонического оркестра в обозримом будущем, Кирпанев рассказал корреспонденту «Нового Города».

— Что изменится в Сургутском симфоническом оркестре с вашим приходом и какие ваши планы связаны с его дальнейшем развитием?
— Я расскажу только о том, что планирую сделать. Что изменится, думаю, публика оценит сама, как, впрочем, и мы спустя время. Я планирую провести большую работу, которая будет основываться на базовых понятиях игры в симфоническом оркестре: что такое школа, академический стиль, как слышать в оркестре, как брать ноту, как ее слушать… Мы говорим об этих понятиях с первой репетиции и уделяем этому время для того, чтобы установить своего рода правила, по которым нам было бы легче работать дальше. Когда мы сможем освоить первый пласт этих понятий, когда оркестр станет элементарно играть немного чище, мы сможем начинать интонировать, выражать то, о чем говорится в музыке, соблюдать рельеф внутри оркестровой фактуры, выявлять тембры музыкальных инструментов и прежде всего научиться слушать друг друга. Тогда будет проще работать даже над самыми сложными произведениями…
— Но ведь музыка Глинки тоже довольна сложна. Почему тогда решили играть именно произведение «Руслан и Людмила»?
— Да, для начала работы в оркестре выбор не самый очевидный, но тем не менее он оказался удачным, несмотря на то что произведение очень трудное. Проще, конечно, было выбрать другую музыкуи даже было бы результативнее, но благодаря «Руслану и Людмиле» мы сразу попадаем в ситуацию, при которой необходимо колоссальное исполнительское мастерство, поэтому музыканту ничего не остается, как заниматься и досконально учить материал. Это моя давняя мечта — сделать сказку на музыку Михаила Глинки. Я считаю, что его музыку незаслуженно мало исполняют. Этот вариант адаптирован для сказки, которую читает актер из Москвы, заслуженный артист России Валерий Черняев. Мною тщательно проанализированы и подобраны более 40 оркестровых фрагментов из пятичасовой партитуры, которые, на мой взгляд, подходят под драматургию Пушкина.
— Говорят, что сначала работа с сургутским оркестром у вас не ладилась и вы даже предлагали отменить концерт. Но за считаные дни случилось чудо. С чем это связано?
— Я не буду брать эту заслугу только на себя, люди всегда склонны меняться, когда видят нового человека — начинают по-другому к себе относиться, заглядывать в себя глубже, стараться сделать все, что они могут. Помимо этого, у меня с оркестром сразу возникло чувство взаимопонимания. В результате этого родились три программы, которыми на сегодняшний момент я доволен. Первая из них действительно была трудной, потому что тогда я первый раз приехал в Сургут и еще не знал оркестр и его потенциала, поэтому старался подобрать не очень сложную программу. Однако она все равно оказалась достаточно трудной, но позволила увидеть, что музыканты коллектива приложили огромное усилие, чтобы выявить свой потенциал, и показали, как они хотят, чтобы этот концерт все-таки состоялся. Я действительно подумывал об отмене концерта, но буквально в последний оставшийся день эти молодые ребята продемонстрировали просто огромный рост. Я понял, что мы не имеем права не выйти на сцену. Меня тогда это очень сильно подкупило.
— А можно еще поподробнее о потенциале?
— Говорить о потенциале пока не стоит, чтобы раньше времени не обманывать себя и окружающих. На это нужно время, но я планирую, чтобы это произошло достаточно быстро, особенно в сознании самих музыкантов. Они должны почувствовать, что их мастерство, их самодисциплина непосредственно влияют на качество исполнительского мастерства. Как только это произойдет — оркестр по-другому заработает и зазвучит. Ребята в оркестре талантливые, мне нравятся их молодость и амбиции. Сложностей масса, но уже происходят чудеса, появляются музыканты из других городов. Например, из Нефтеюганска. Они где-то прослышали, что что-то происходит, и хотят в этом участвовать.
— Что еще необходимо коллективу?
— Нам нужны музыкальные инструменты. Потому что музыканты играют на своих личных инструментах не только в залах, но и на улице. А играть на улице — это значит постепенно «убивать» свой инструмент. Также мы очень ждем, что через год у нас появится свое помещение. Это будет здорово. Перед оркестром на самом деле стоит много задач. Например, необходимо сшить новые костюмы, потому что предыдущие пришли в негодность. Мы в свою очередь готовы подтверждать затраты на нас своими успехами и своим желанием серьезно бороться за качество исполнения.
— Но все же каковы перспективы нашего сургутского оркестра?
— Я могу сказать только о своих ощущениях. Мне очень хочется, чтобы в Сургуте появился приличный оркестр. Я считаю, что город его достоин. Конечно, содержать симфонический оркестр — это роскошь для города, но это и показатель его уровня культуры. Фантазирую, что года через три-четыре должен появиться нормальный Сургут-симфони. Мне кажется, что мы сможем создать интересную модель симфонического оркестра, и это станет настоящим брендом, с которым не стыдно будет не только гастролировать по России, но и выезжать за границу и делать какие-то записи и совместные проекты с другими коллективами.
— Если Сургут заслуживает симфонический оркестр, то, может быть, и консерваторию тоже?
— Почему бы и нет? Сургут когда-то был очень маленьким городом. Здесь не было даже кинотеатра, и стоял вопрос о том, нужен ли он здесь вообще. Потом начала появляться какая-то инфраструктура, учреждения, колледжи, музыкальные школы, студии. Люди ведь везде одинаковые — в больших городах или в Сургуте. Вот и здесь нормальные образованные люди, которые хотят отдавать своих детей в музыкальные школы, чтобы они там развивались, а не просто сидели дома. Поэтому, я думаю, все возможно. Город ведь перспективный, и не только благодаря Сургутнефтегазу, а прежде всего — людям.
— А у вас-то времени хватит на все это? Вы же еще хормейстер в театре «Геликон-опера».
— В Москве я действительно работаю в двух серьезных коллективах — театре «Геликон-опера» и академическом симфоническом оркестре Московской филармонии. Правда, и это еще не все. Я также выступаю с абонементом с Академическим симфоническим оркестром Нижегородской филармонии, с симфоническим оркестром Саратовской филармонии и многое-многое другое. Времени действительно мало. Но дело в том, что прежде, чем решиться возглавить этот коллектив, я спланировал для себя, как я это буду делать. Будет определенное количество достаточно продолжительных приездов более чем на две недели и усиленная работа с оркестром по пять-шесть часов в день. Я провожу групповые занятия — отдельно духовые, отдельно струнные инструменты, потом общая репетиция. А когда меня не будет, оркестром займется второй дирижер Юрий Евсеев, которого все знают как художественного руководителя Сургутской филармонии.
— Вы как человек, который практически всю жизнь посвятил классической музыке, наверняка знаете о ее проблемах. Вам не кажется, что она с каждым годом становится все менее востребованной?
— Я полагаю, что всегда будут находиться люди, которые будут ее слушать и играть. Я много об этом думал, и, конечно, можно предположить по внешним проявлениям, что классическое искусство становится менее восстребованым и вскоре станет совсем ненужным. Мне кажется, это большая ошибка. Во-первых, наблюдая за культурой Запада, можно сделать вывод, что классика пользуется там громадным спросом. Люди выкупают билеты за огромные суммы за полгода, за год, чтобы попасть в серьезные залы на концерты мастеров. В Москве тоже оркестры живут очень активной жизнью, это уже не 90-е годы, когда все просто выживали и таксовали. Сейчас, слава богу, появились гранты, что позволяет людям заниматься своим делом, а не думать только о том, как выжить. Моя позиция такая — классическую музыку надо правильно доносить до публики. В классику надо влить дыхание рок-н-ролла, и все будет хорошо. Классика должна быть не музейным экспонатом, а живой фактурой, которая действительно будет вызывать восторг.
— Каковы вообще тенденции (если это понятие здесь уместно) в классике на данный момент?
— Я замечаю то, что, например, в Москве в один и тот же момент несколько театров одновременно берутся за одно и то же произведение. Почему это происходит, для меня всегда загадка. Причем я говорю не о тех мероприятиях, которые связаны, например, с какой-то круглой датой. Стало очень модно перекладывать современные песни для симфонических оркестров. Вы знаете, я никогда не отвергал таких вещей, я все это принимаю. Поэтому тенденций как таковых, пожалуй, нет.
— Вы весь в музыке, это понятно даже по нашему разговору. А есть то, что вас интересует помимо нее?
— Конечно, основное время у меня сейчас уходит на музыку, но получилось так, что у меня несколько профессий одновременно. Я и артистом отработал больше десяти лет на сцене, пел долгое время в хоре, и в «Геликон-опере» тоже были роли. Вообще, моя профессия — хормейстер. Я руковожу хором театра «Геликон-оперы», который является одним из лучших в России и, как говорят журналисты, мирового уровня. Помимо этого моя давняя мечта — заняться симфоническим и оперным дирижированием, и уже больше десяти лет я этим занимаюсь. Помимо этого я увлекаюсь дизайном, у меня даже есть диплом дизайнера интерьера. Мне интересны вопросы энергетики с точки зрения воздействия музыканта на аудиторию.
— А кинематографом не интересуетесь?
— Я стараюсь себе ставить такие задачи. Иногда об этом себе напоминаю и пытаюсь как-то совместить с основной работой, но времени маловато. Я ведь играющий тренер: я и дирижирую, и учу других людей, и в то же время сам учусь по-стоянно. Правда, недавно я купил себе коньки на гастролях в Петрозаводске. Кстати, быстро на них поехал, только понял потом, что главное не научиться ездить, а вовремя и правильно затормозить.
Денис Олегович Кирпанев родился в 1974 году в г. Смоленске. В1993 г. окончил Смоленское областное музыкальное училище по специальности «хоровое дирижирование». В 1998 г. закончил Российскую академию музыки им. Гнесиных по специальности «дирижер академического хора», ассистентуру-стажировку под руководством народного артиста России В.А. Понькина по специальности «оперно-симфоническое дирижирование». В 1999 г. Денис Кирпанев дебютировал в ММТ «Геликон-Опера» как дирижер спектакля Дж. Верди «Аида» в постановке Д.А. Бертмана, а в 2001 г. был назначен главным хормейстером Московского музыкального театра «Геликон-Опера», где осуществил ряд музыкальных постановок, высоко отмеченных российскими и зарубежными средствами массовой информации. В 2006 г. Денису Кирпаневу присвоено почетное звание «Заслуженный артист России».
 


20 сентября 2010 в 07:11, просмотров: 3075, комментариев: 0


Комментариев пока нет.

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Вы можете войти на сайт или зарегистрироваться


Топ 10

  1. ​В Свердловской области столкнулись две машины из ХМАО: четверо погибли, пятеро госпитализированы 1649
  2. Сургутянин оставил пять жалоб на автолюбителей, которые паркуются на газоне 847
  3. Жительница Югры обманом обналичила маткапитал: почти 500 тысяч она потратила на личные нужды 750
  4. Без игрушки и без денег: еще один житель Сургута стал жертвой аферистов 740
  5. Сургутянина признали лучшим донором по итогам всероссийского конкурса 735
  6. ​К 2030 году 95 процентов ВИЧ-инфицированных в Югре будут получать бесплатную терапию 681
  7. ​Правительство Югры упростило нормативную базу о развитии городских территорий 629
  8. Чем занимается сургутская детвора летом? // ОБЗОР СИА-ПРЕСС 537
  9. Ценности, на основании которых можно говорить о подлинной независимости и суверенитете нашей страны, остаются неизменными 459
  10. ​Драко Малфой и ценности Гарри Поттера 398
  1. Теперь точно откроют: в Сургуте завершают обустройство пляжа 6863
  2. ​Как Сургут отметит День России и День города // Спецвыпуск афиши 6071
  3. К обсуждению реновации пр. Ленина должны быть приглашены несистемно мыслящие люди, где-то даже сумасшедшие... 4384
  4. ​Снова грозы! Югорчан предупреждают о плохой погоде 3439
  5. ​В Сургуте девочка-подросток упала с крыши 9-этажки и погибла 3257
  6. ​Андрей Филатов готовит большую пресс-конференцию 3071
  7. Тамара Лычкатая подала в суд на СМДТ, департамент культуры ХМАО и окружное правительство 2962
  8. ​Спасайте свои помидоры! В Нижневартовском районе выпал снег 2823
  9. ​Константин Карпеткин покидает администрацию Сургута 2659
  10. Санврачи выделили водоемы, которые безопасны для купания. В Сургуте таких нет 2634
  1. ​График отключения горячей воды в Нижневартовске будут публиковать на интерактивной карте 14700
  2. Малолетние вандалы разгромили надгробие могилы в Нефтеюганске 12582
  3. ​Гомофоб, шантажист, уголовник. 10 фактов о создателе скандального портала «Чиновник.ру» Эдуарде Шмонине 12071
  4. Школьников, испортивших надгробия в Нефтеюганске, поставили на учет 11111
  5. ​В Нефтеюганске во время пьяной поножовщины погибла женщина и пострадали двое мужчин 10858
  6. ​«Какая дикость…» Новые рекламные конструкции в Сургуте возмутили даже священника 10825
  7. Два сотрудника нижневартовского филиала Роснефти подозреваются во взяточничестве // ВИДЕО 10351
  8. ​Из-за осквернения могил детьми в Нефтеюганске могут возбудить уголовное дело 10271
  9. #НГ #БОГДАНОВ70. Спецвыпуск «НГ» 9665
  10. ​В Нефтеюганске привиться от коронавируса можно в МФЦ 8957