16+
Больше новостей

Менее 1 часа 26.5%

2-3 часа 24.9%

Больше 3 часов 32.3%

У меня нет смартфона 13.8%

Свой вариант (в комментариях) 0%

Не знаю 2.6%

Всего голосов: 189

Больше опросов

​«Инна Пиварс и Гистрионы»: «Даже хорошо, если слова в песнях не совсем понятны: это увеличит ощущение сакральности и ритуальности»

О том, как звучит советская психоделия в 2020-м, — в интервью с группой «Инна Пиварс и Гистрионы»

​«Инна Пиварс и Гистрионы»: «Даже хорошо, если слова в песнях не совсем понятны: это увеличит ощущение сакральности и ритуальности»
Фото из архива Кирилла Безродных

Сид Барретт уходит из Pink Floyd прямо в «Песняры» и приглашает на вокал Валентину Толкунову. Песни им пишет Алексей Рыбников. Диск записывают году в 1972-м, но он теряется в пыльных архивах «Мелодии». Выходит только сейчас.

Вот примерно так звучит альбом «Певчие птицы в лесу берендеев» группы «Инна Пиварс и Гистрионы». Не верите? Слушайте прямо здесь.


Мы же связались с авторами пластинки — вокалисткой Инной Пиварс и гитаристом Кириллом Безродных: в интервью главному редактору siapress.ru Юрию Нурееву они рассказали о том, из каких источников приходит вдохновение, почему не все слова в песнях должны быть понятны, а также о том, как ирония может погубить творчество.

— Начнем с самых истоков. Вы создавали группу уже с прицелом на исполнение такого психодела родом из 70-х или эта концепция сложилась в процессе творчества?

Кирилл Безродных: Когда мы с Инной создавали группу, то больше думали о французском псих-поп-груве конца 60-х, Генсбур-Биркин, но не только: там, у французов, вообще много всего крутого было в шестидесятые.

Очень рекомендую послушать сборник French Psychorama Wizzz!, к примеру. Также на нас большое влияние оказывал культовый дебютный альбом The Velvet Underground с Нико и группа Broadcast.

Но все равно уже в тот период у нас были восточноевропейские и советские влияния в некоторых песнях. Просто со временем их стало больше. Главное — мы не хотели быть похожими ни на представителей русского рока, ни на другие новые русские инди-группы, появлявшиеся в то время в большом количестве, а это было начало 2011 года. И те, и другие, за редким исключением, поражали унылостью и однообразием.

— «Певчие птицы» — ваш первый полностью русский альбом; вы к нему достаточно долго подбирались. Что мешало спеть по-русски на предыдущих записях?

Инна Пиварс: Вообще-то песни на русском языке у нас появлялись, начиная с первого альбома. Я, как истинная латышка, всегда была за то, чтобы в нашем репертуаре были песни на русском языке, и всегда их сочиняла — это и «Звездочка», и «Сон», и многие другие.

Да и на предыдущем альбоме «Сны Клепсидры» большинство песен на русском.

К.Б.: Если что-то и мешало поначалу, так это нелюбовь к русскому року формата «Нашего радио», максимальное желание отдалиться от этих групп, но, с другой стороны, любовь к ранним «Ариэль», Эдуарду Артемьеву, Владимиру Мартынову и Алексею Рыбникову, многим другим композиторам и ансамблям, порой малоизвестным из той эпохи («Пульсары», «Трио Линник», «Камертон»), делала свое дело, и русский язык к нам возвращался все больше и больше на каждом альбоме. И вот теперь альбом целиком на русском.

На самом деле, это не так уж и важно — здесь просто концепция «русского альбома», я же вообще считаю, что слова не так важны сами по себе, они подобны узорам и лишь участвуют в общем магическом ритуале вместе с другими инструментами для того, чтобы появилась музыка… По крайней мере, так должно быть в идеале, и даже хорошо, если слова будут не совсем понятны: это только увеличит ощущение сакральности и ритуальности.

— Да, в некоторых песнях приходится вслушиваться — о чем вы поете.

Если впервые вас услышать именно с «Певчих птиц», может возникнуть впечатление, что вы наслушались советских пластинок 60-х и 70-х годов. Но, по-моему, это явно ложные ассоциации: чем вы вдохновлялись в первую очередь?

К.Б.: Я бы не сказал, что ложные: мы действительно в этот раз много слушали советскую кинематографическую психоделию 70-х и уже упомянутый альбом «Ариэль» «Русские картинки». Другое дело, что мы слушали не только их, но также много групп и исполнителей из Восточной Европы 60-х, конечно же, американские и английские группы, причем не все из 60-х — например Broadcast, Pram.

Или, наоборот, старинную русскую музыку — Петровский кант, ранний партес, а также и западноевропейскую средневековую и ренессансную музыку.

Но не хочется сильно подробно на этом останавливаться: у нас совсем недавно вышло интервью, которое можно почитать в нашем сообществе ВКонтакте, а также на Яндекс.Дзене, где обо всем этом очень подробно расписано. Просто не хочется повторяться.

— Вас не напрягает, кстати, лобовое сравнение с советской поп-музыкой ну или с ранним Pink Floyd? Референсов-то намного больше, чем Барретт, «Песняры» или «Ариэль» с женским вокалом.

К.Б.: Нисколько не напрягает, скорее радует. Также хорошо, когда человек вообще референсов не находит, но ему искренне нравится (хотя такое редкость: скорее он просто не помнит референсов или помнит смутно «Бременских музыкантов»). Если кто-то все-таки найдет нечто редкое или даже такое, что мы вовсе не имели в виду, это тоже прекрасно: значит, это таким образом находит отклик в душе.

Ведь как однажды сказал Марк Захаров Геннадию Гладкову: «Если музыка ничего не напоминает, то она никому не нужна!» При всей моей любви к экспериментам Джона Кейджа, все-таки в этом есть доля истины (улыбается).

— Ту же «Юнону и Авось», в которой Инна Пиварс играла в «Ленкоме», можно посчитать неким источником вдохновения. Концептуальность рок-опер Алексея Рыбникова на вас повлияла? «Певчие птицы» слушаются как цельное произведение.

К.Б.: Инна Пиварс долгое время играла главную женскую роль в этом спектакле — роль Кончитты. Если же говорить о Рыбникове, то он мне более всего нравится в ранних саундтреках к детским фильмам и мультикам. Вообще больше люблю его ранний «до-рок-оперный» период, где он много и остроумно хулиганит и использует в открытую рокерские приемы в детских песнях.

То, что «Певчие птицы» слушаются как цельное произведение, меня очень радует, это значит, что все сложилось, как мы и задумывали; но это я бы не назвал влиянием рок-опер Рыбникова, при всем к нему уважении. Это наш собственный концепт, составленный из множества влияний и оммажей. Я бы скорее хотел это сравнить с работами Тарантино: он тоже добивается целостности из множества отсылок — так, впрочем, делали и представители новой французской волны, которые, как известно, вышли в основном из кинокритиков, а значит, многое видели и знали.

Думаю, это и есть дух нашего времени. Музыкант сейчас должен быть в чем-то подобен диджею.

— Тем не менее, несмотря на целостность альбома, в эпоху синглов какую из песен вы бы назвали самой характерной для него — и самой характерной для всех «Гистрионов»? Они совпадут, кстати?

К.Б.: Мне трудно выделить какую-то одну вещь с нового альбома: видимо, недостаточно времени прошло. Чтобы увидеть это, должно быть определенное расстояние. Пока что они мне все так или иначе близки. Ну, возможно, «Аленушка» и «В старом замке» сейчас чуть-чуть больше нравятся, как получились, хотя завтра может казаться иначе.

Из старых вещей все чаще выделяю песню «Сон» (со второго альбома): в ней как-то много всего удачного сошлось, как мне кажется. Также «Звездочка», «Старый город» — да, они определенно в чем-то удались, можно сказать.

— Интересно, что в последние годы более-менее регулярно появляются проекты — иронические оммажи советскому прошлому. Первое, что приходит на ум: альбомы Жени Теджетовой «Москва — Луна — Юпитер» и Зиновия Биртмана «Следы от компота». Вы из этого ряда выпадаете — у вас более серьезная подача, без шуток и подмигиваний: это намеренно или просто так сложилось?

К.Б.: Это абсолютно намеренно.

Юмор — да, остроумие, креативность, изобретательность — да и очень даже желательно. Вот как раз ранний Рыбников этим блистал в «Волке и семерых козлятах на новый лад» и других ранних работах или Гладков в «Бременских музыкантах», Моцарт (тут следует отдать ему должное, хоть он, может, и не самый мой любимый композитор — тот же Сальери мне намного ближе или Березовский, Бортнянский, Богуслав Черногорский — если говорить о том времени), или взять еще раньше: один из моих с Инной действительно любимых композиторов — итальянский позднеренессансный композитор Адриано Банкьери и его вещь La Battaglia или его хоровая вещь Contrapunto bestiale alla mente, где хор подражает голосам животных (особенно умиляет мяуканье кошек). Весело и креативно. Или верджиналист Джон Булль и его гениальная вещь «Почему ты спрашиваешь?»…

Но ирония — нет! Ирония губительна для произведения. Она как бы ставит автора выше своего создания, автор как бы умнее и эрудированнее, а тут ну некая безделица, детская и тем более советская — «Мы-то с высоты своего времени знаем, что это наивно, хоть и мило». Особенно часто встречается такое отношение именно к советской музыке, порой даже среди тех, кто ее любит.

И вот мы против этого! Я считаю, что автор подобен приемнику, который сам толком-то и не сочиняет, а лишь улавливает нечто из неких сфер (при этом все эти источники вдохновения — отсылки и оммажи — лишь помогают ему настраиваться), и если он к этим сферам начнет относиться иронично, то какой же из него приемник?

В идеале автор должен позволить себе ментально раствориться в потусторонних лабиринтах. Неважно, делает ли он музыку «советскую» или «немецкую», — он все равно блуждает по лабиринтам и является приемником того, что уже кем-то создано в этих мирах. Вот это, наверное, и есть «чистота порядка», о которой говорил Даниил Хармс.

— Возвращаясь к альбому. Вы перешли на русский язык окончательно или продолжите записываться и на других языках?

К.Б.: Этого мы и сами не знаем, особенно теперь, когда непонятно даже, чего ждать от следующей недели…

Возможно — да, возможно, и нет — как я говорил, тексты не играют главной роли, а лишь участвуют в общем ритуале. В зависимости от того, какая концепция будет у нас дальше и будет ли она вообще. Надеюсь, что будет.

— Как презентуете новую пластинку в условиях отсутствия более-менее внятной концертной деятельности? Клипы, онлайн-выступления?

К.Б.: Как? Ну, например, даем вам интервью (смеется).

Клип мы, кстати, сняли этим летом в Суздале на песню «Предание Девичьего поля». Если получится, весной сделаем презентацию в Москве и Питере. Хотелось бы, по крайней мере, на это надеяться.



29 декабря 2020 в 16:30, просмотров: 1905, комментариев: 1


Комментарии:
Сергей Б
Не, ну здесь Ю.Н. рулит. В таких темах он царь и бог.

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Вы можете войти на сайт или зарегистрироваться


Топ 10

  1. ​Управление капитального строительства Сургута возглавил чиновник из районной администрации 1453
  2. ​Сургутянин погиб, спасая кота 1436
  3. ​Дворник из Нижневартовска стал героем мема из-за шляпы 1396
  4. ​Вартовчанин сдал на металлолом 28 метров муниципальной трубы 1254
  5. Сургутяне из элитного ЖК пожаловались на соседок, которые устроили в квартире публичный дом 1219
  6. Прививка «по акции»: в Югре придумали, как привлечь больше людей к вакцинации от COVID-19 1130
  7. ​Нефтеюганский бизнесмен стал фигурантом уголовного дела, потому что не платил зарплату сотрудникам 1116
  8. ​От одной до семи: сколько квартир можно купить на пять миллионов рублей в разных городах России 1066
  9. ​В росте заболеваемости ковидом в Югре обвинили отпускников и безмасочников 1040
  10. ​Из Нижневартовска планируют открыть прямые рейсы в Египет и ОАЭ 1036
  1. Теперь точно откроют: в Сургуте завершают обустройство пляжа 7820
  2. ​Как Сургут отметит День России и День города // Спецвыпуск афиши 7625
  3. ​Пушистая компания: сургутяне гуляют по торговым центрам с котами на поводке // Фотофакт 7079
  4. Елена Соловьёва: «Нас ждут Греция, Хорватия, Черногория, но авиасообщения с ними прекращены. Зато открыты Маврикий, Португалия, Сейшелы — что далеко и дорого» 4233
  5. ​Экс-глава Нижневартовска Василий Тихонов вышел в сеть 3715
  6. ​Тамара Лычкатая: «Уничтожают не меня — уничтожают театр» 3352
  7. ​В Свердловской области столкнулись две машины из ХМАО: четверо погибли, пятеро госпитализированы 3236
  8. ​Максим Слепов: «Вакцинация – это бомбоубежище» 3095
  9. ​Реконструкцию аэропорта в Сургуте тормозят: консерватизм Богданова, бюрократия и туристическая пустота 2983
  10. ​Еще одна отставка: директор дорожно-коммунальной службы Сургута увольняется 2959
  1. ​График отключения горячей воды в Нижневартовске будут публиковать на интерактивной карте 15767
  2. ​«Какая дикость…» Новые рекламные конструкции в Сургуте возмутили даже священника 11172
  3. ​В Нефтеюганске привиться от коронавируса можно в МФЦ 10056
  4. #НГ #БОГДАНОВ70. Спецвыпуск «НГ» 9951
  5. ​Причиной смертельного ДТП в Югре стал выезд на встречку 9197
  6. В югорской реке водолазы нашли труп мужчины 9163
  7. Мэр Нижневартовска покидает свой пост 8700
  8. В Сургуте из окна многоэтажки выпал подросток 8325
  9. ​Судя по всему, Филатов начал знакомиться и работать с Сургутнефтегазом задолго до назначения 8073
  10. Теперь точно откроют: в Сургуте завершают обустройство пляжа 7820