16+
Больше новостей
Больше опросов

Станислав Дятлов: «У меня нет желания развлечь публику…»

Главный дирижер симфонического оркестра Сургутской филармонии Станислав Дятлов — о новом концертном сезоне

Станислав Дятлов: «У меня нет желания развлечь публику…»
Фото: Сургутская филармония

Несмотря на всевозможные ограничения, связанные с распространением коронавируса, Сургутская филармония все-таки открыла очередной сезон — напомним, церемония открытия прошла в телевизионном формате.

Один из важнейших творческих коллективов филармонии — симфонический оркестр — к этому событию обновил свой состав. О новых музыкантах, новых инструментах и красках в звучании оркестра мы говорим с его главным дирижером Станиславом Дятловым.

Юрий Нуреев: Станислав, расскажите, чем живет сейчас оркестр в отсутствие традиционных встреч со зрителями в большом зале филармонии?

Станислав Дятлов: Симфонический оркестр, несмотря на всю ситуацию, работает. Тут надо отдать должное руководству наших кураторов за созданные условия работы. Все те режимы, которые установлены Роспотребнадзором, на репетициях соблюдаются. После долгого перерыва с марта месяца, я опасался… но я был поражен, что оркестр в прекрасной форме. То ли жажда общения, работы в оркестре сыграли свою роль, но уже в сентябре мы приступили к работе в полную силу. Играть дома, много часов каждый день – это совсем другое. Мы ждали до последнего, что открытие 18 сезона произойдёт в привычном формате. Но даже в условиях продления карантина мы смогли выступить в телевизионной версии.

Ю.Н. Это открытие. Еще будут и другие концерты в рамках фестивалей?

С.Д. Мы не знаем, насколько это всё затянется, и мы не сможем принимать зрителей, поэтому сейчас активно готовим большой проект — медиатека Сургутской филармонии. Это профессиональная команда операторов, монтажеров, которая делает качественную запись, где звук монтируется отдельно, видео отдельно. Я могу сказать, что мне понравилось, весьма качественно.

Ю.Н. Вот, кстати, с точки зрения технологии: запись, прямой эфир или игра оркестра в зале для зрителя сильно отличаются? Ведь при записи можно, допустим, слажать, потом перезаписать дубль, и будет чисто сыграно…

С.Д. Ну тут больше вопрос психологии. Понятно, что ни одна запись, даже самая качественная, не заменит живого исполнения. Как и тот же кинотеатр не заменит домашний телевизор, потому что режиссер задумал какие-то спецэффекты, учитывал особенности большого экрана. Сама атмосфера зала, когда гаснет свет, оркестр настраивается… Это живой процесс и для зрителей, и для музыкантов. Оркестр играет один раз, здесь и сейчас. Пусть даже будут какие-то шероховатости, это может случиться на любом уровне, в любом оркестре. Но в этом и ощущение участия в событии. Для нас исполнение на камеру – это новый формат, и мы будем его всё больше осваивать его. И это станет для нас чем-то родным.

Ю.Н. Филармония сообщала о новых музыкантах. Мы уже слышали на открытии арфу. А были произведения, которые вы, скажем, не играли, потому что арфы не было?

С.Д. Да, появилась арфа. Арфа – это украшение любого оркестра. И визуально, и тембр настолько колористический. Конечно, мы играли произведения, в которых должна быть арфа – заменяли по возможности, как и в случаях, когда кто-то из музыкантов, допустим, болеет…

Ю.Н. И контрабасы еще появились? Они добавились к имеющимся?

С.Д. Да. Группа контрабасов укомплектована как никогда. Раньше «группа» – это были один-два музыканта.

Ю.Н. А есть сейчас какие-то еще не закрытые позиции?

С.Д. Хотелось бы больше струнных. У нас закрыты группы духовых и ударных, а вот струнные… Люди приезжают, уезжают, уходят в декрет, решают какие-то свои жилищные вопросы. Это процесс, который зависит от многих факторов.

Ю.Н. Вообще сейчас такая тенденция: люди мигрируют. А сам Сургут поставляет молодых музыкантов? Или у нас нужно только приглашать?

С.Д. В Сургуте, к сожалению, нет высшего музыкального учебного заведения. Ребята из музколледжа, из колледжа русской культуры имени Знаменского уезжают учиться в консерватории Москвы, Питера, Нижнего Новгорода, Новосибирска. Потом кто-то из них возвращается, кто-то остается там. Совершенно по-разному бывает.

Ю.Н. Вы сами, кстати, преподаёте детям? Много из ваших ребят продолжают обучение?

С.Д. Да, преподаю в колледже им. Знаменского. Во всяком случае, родители отдают обучаться музыке, это уже хорошо. Не знаю, насколько сейчас в подростковой среде принято выбирать профессию классического музыканта. Выбирают, наверное, исходя из каких-то финансовых мотивов. Хотя, музыкантами дети становятся задолго до этого, когда в 6-7 лет уже меняется сознание, и они понимают, что без этого жить не могут. Я, например, всю свою жизнь с музыкой независимо от обстоятельств, и сам замечаю, и окружающие, что всё время что-то мычу, хотя это, возможно, уже клиника. Но, наверное, именно вот такие случаи ведут к профессии.

Ю.Н. Хорошо, а обязательно нужно высшее образование, чтобы прийти в оркестр? Или в каких-то случаях можно после колледжа, например?

С.Д. Ну, как известно, Моцарт консерватории не заканчивал. А Бизе, когда пытался поступить в консерваторию, его не брали, но сейчас эта консерватория носит его имя... Если такой талантливый музыкант придет и я его послушаю, смогу убедиться в профессиональном исполнении… Да, важна школа, традиции, опыт педагогов. Ведь не зря спрашивают зачастую: «У какого педагога вы учились?» Это имеет значение. Но не первостепенно.

Ю.Н. Как обычно формируется программа концерта? Это абсолютный выбор дирижера? Или есть какие-то другие механизмы?

С.Д. Я стараюсь выбирать ту музыку, которая на данный момент имеет во мне какой-то отклик. Я что-то предлагаю, но всегда есть элемент обсуждения. Ведь мы планируем на год вперед, и есть тематические программы, например, новогодние или летние творческие встречи. С художественным руководителем оркестра, худруком филармонии мы в режиме диалога.

Ю.Н. Для меня программа Симфонического оркестра в отличие от некоторых других коллективов филармонии ассоциируется не только с приятным времяпрепровождением, но и с работой мозга, души: всегда есть новые интересные произведения, которые до этого не слышал. Как удается держать баланс между развлечением и вот этим погружением зрителя в процесс познания?

С.Д. Есть концерты, которые близко с какими-то праздничными датами, и тогда я стараюсь как-то совместить доступное для абсолютного большинства людей и ту музыку, которая бы затронула другие стороны их души. У меня нет желания развлечь публику. Я хочу, чтобы люди мне сопереживали, радовались и грустили вместе со мной.

Ю.Н. А что в программе симфонического оркестра в принципе не может быть?

С.Д. Пошлости. В первую очередь музыка делится на плохую и хорошую. Если взять шансон… В мировом понимании это совсем другое, нежели в понимании русском. У нас это субкультура, блатная музыка. И то, что я вижу «Три аккорда» в пятницу вечером на Первом канале, для меня недопустимо. Я никогда не выйду этим дирижировать.

Ю.Н. А что, кстати, обычно себе напеваете? Обязательно классическую музыку?

С.Д. Нет, я слушаю разную музыку, даже иногда не осознаю, что это. Мы замечательный концерт играли в прошлом году по хитам группы Queen, такой трибьют. Было очень замечательно и имеет право существовать с симфоническим оркестром. С «Би-2» мы играли несколько раз, и там есть, что поиграть музыкантам. Там такие аранжировки им написаны шикарные.

Ю.Н. Кстати говоря, у них уже выходило много дисков с симфоническим оркестром, и там заметно, что в балладах оркестр очень хорошо выглядит, органично, а вот в быстрых вещах немного инородно слышится. Я почему спросил? Несколько лет назад я беседовал с одним из музыковедов, и он меня поразил тем, что абсолютно ничего не слушает современного. То есть настолько, что даже в такси просит выключить музыку, лишь бы только ему в ухо это не влетело. Вам насколько такой радикализм свойственен?

С.Д. Ну, если мне в такси сильно режет слух, то я попрошу сделать тише. А если это что-то, где есть мелодия… Пахмутова, Рождественский – это ведь всё тоже эстрада. Простая мелодия? Да, она простая, но не примитивная. Это такая тонкая грань. Почему художники авангардисты так писали? Рисуют лошадь так, будто не умеют нарисовать её натурально? Потому что они всё это уже прошли, и уходят за это. А есть художники, которые не могут нарисовать лошадь, и им ничего другого не остается, кроме как «изображать». Если где-то можно сказать, что король голый, а где-то это гениально. Чайковский ведь тоже балансировал между банальностью и гениальностью, но это настолько стоит на острие, что никому не удавалось.

Ю.Н. Время быстро заканчивается. Последний вопрос о том, что вы готовите для встречи со слушателями в зале после того, как все ограничения будут сняты?

С.Д. Вряд ли я отвечу на вопрос о сроках, потому что так же, как и все каждый день вижу разную информацию, нередко противоречащую. Такого не было никогда, чтобы музыкальная индустрия настолько страдала. Что мы подготовим? Наверное, что-то праздничное и торжественное. У музыкантов накопился запас душевных нот, которыми хочется поделиться не только между собой, но и с залом. Я очень надеюсь, что мы встретимся в обозримом будущем.

Ю.Н. Мы тоже будем очень ждать встречи, по традиции встречать Новый год с симфоническим оркестром в реальности. А если будет телевизионная трансляция, то хотя бы так слышать программу единственного в Югре симфонического оркестра.



20 октября в 13:07, просмотров: 2711, комментариев: 1


Комментарии:
вера
не развлекай

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Вы можете войти на сайт или зарегистрироваться


Топ 10

  1. Спасатели Югры нашли тело младенца, погибшего во время инцидента на реке Ляпин 1641
  2. В Сургуте легковушка врезалась в дерево и загорелась // ВИДЕО 1498
  3. ​Не сдаться пандемии и победить врага на ковре. Денис Эммерт // ONLINE 1353
  4. ​В Югре под запретом новогодние корпоративы и утренники 1307
  5. Несовершеннолетнюю жительницу Ханты-Мансийска заставляли вступить в интимную связь под угрозой распространить личное видео с ее участием 1302
  6. ​Сел за руль пьяным и выехал на встречку: полицейский из Югры устроил ДТП с пострадавшими в соседнем регионе 1213
  7. ​28 жителей Югры узнали о своем положительном ВИЧ-статусе, сдав анализ в тест-мобиле 1143
  8. ​Песочные короли 1140
  9. Рука Бога: ушел лучший футболист XX века 960
  10. Сургутянин стал чемпионом мира по гиревому спорту 948
  1. ​В Сургуте на перекрестке Энгельса-Энергетиков поменяли схему движения // ВИДЕО 10373
  2. Пьяный дебошир попытался захватить сургутский автобус 10313
  3. Двух сургутянок изнасиловали парни, которых позвали чинить дверную ручку 7734
  4. ​На первоклассника в Нефтеюганске напали «не агрессивные» собаки 6680
  5. Стали известны подробности захвата автобуса в Сургуте 6139
  6. Водителю Нивы, провалившейся под лед в Югре, грозит реальный срок 5577
  7. В Сургуте водитель сбил женщину, переходившую дорогу. Она скончалась до приезда медиков 5168
  8. ​Бывший замглавы Сургута возглавил медучреждение Югры 5009
  9. ​Сургутские автомобилисты получают штрафы за несовершенные нарушения ПДД 4876
  10. ​Вахтовик хотел заказать девочку и получить бонусы, но финансовая фортуна отвернулась от него 4591
  1. ​В Югре разыскивают маму и ребёнка, недоехавших до Нижневартовска 34653
  2. В Сургуте потерялась женщина, состоящая на учете в ПНД // ОРИЕНТИРОВКА 20043
  3. ​На трассе под Нефтеюганском столкнулись три автомобиля, есть пострадавшие 15351
  4. ​Очередной югорчанин наказан за пост в Сети 14603
  5. ​Антон Кульш будет похоронен в Белоруссии 13974
  6. ​В Нижневартовске сумасшедший ВАЗ перевернулся и снес светофор 13574
  7. В Нефтеюганске задержали двух мужчин с наркотиками 13160
  8. ​В Нефтеюганске прошел митинг против Билла Гейтса и ВОЗ 12583
  9. Югорчанин распечатал чужие права на принтере и использовал их, пока не попался 11421
  10. Югра ужесточает карантинные меры 11260