16+
Больше новостей
Больше опросов

«Молодым художникам повезло очень сильно, потому что они абсолютно свободны в своем творчестве» // СТЕНОГРАММА

Интервью с сургутской художницей Натальей Горда о юбилейной выставке и культурном развитии

«Молодым художникам повезло очень сильно, потому что они абсолютно свободны в своем творчестве» // СТЕНОГРАММА
Фото предоставлено спикером

В Сургуте проходит юбилейная выставка известной художницы Натальи Горда. Жители города могут увидеть более 50 ее работ, созданных в разные периоды ее жизни. О том, как прошло открытие выставки, каким образом определяется статус художника, что будет со студией им. Виталия Горды после отъезда Натальи, она рассказывает в эфире siapress.ru.

Алена Кожевова: Добрый день, уважаемые читатели, зрители и слушатели siapress.ru! Меня зовут Кожевова Алена, и я корреспондент этого портала. Со мной сегодня в студии моя соведущая Юлия Латипова.

Юлия Латипова: Всем привет!

А.К.: И мы сегодня пригласили в студию Наталью Горду – заслуженного деятеля культуры Югры и члена союза художников России. Здравствуйте!

Наталья Горда: Здравствуйте!

А.К.: Будем много обсуждать интересные темы. И не только культуру, не только вашу выставку.

Давайте начнем по порядку – можете рассказать, кто стоял у истоков изобразительного искусства в Сургуте?

Н.Г.: В 1970 году в Сургут приехал выпускник Харьковского художественно-промышленного института Виталий Николаевич Горда. Он стал первым профессиональным художником нашего города и уже с 1974 года был главным художником города. Когда я впервые приехала в город в 1978 году, здесь было как-то убого, серые пятиэтажки… И вдруг на торцах – роскошные яркие пятна плакатов. У меня мысль была: «Откуда в этой Тмутаракани такой выдающийся художник? Кто мог это придумать?». Это первое, что меня поразило в Сургуте. Ему принадлежит памятник 1972 года «Мужеству рыбаков Сургута», который, к счастью, был отреставрирован в 2015 году. Но за ним никто не следит, кроме тех людей, с которыми у меня есть договоренность, есть волонтеры, которые следят и за памятником, и за мемориальной доской на улице Университетской. Будучи главным художником, он создал художественную мастерскую. В 1971 году в Сургут приехала его первая супруга Людмила Александровна также после окончания института, и они вместе основали первую в округе детскую художественную школу, где Людмила Александровна 25 лет была бессменным директором. После того как ее не стало в 1996 году, школе присвоили имя Людмилы Горды. Школа в октябре этого года празднует свое 50-летие.

А.К.: Как определяется статус художника? Понятное дело, что каждый человек, который хотя бы раз в руках держал кисть, не может называть себя художником.

Н.Г.: Себя художниками называют далеко не все, кто окончил художественные вузы. Общепринято считать, что необходим только талант. Но на самом деле талант – это одна из немногих составляющих. Нужно очень хорошее образование, которое, у художников начинается с художественной школы, училища, затем вуз и ежедневный кропотливый труд.

Определение как такового статуса во все времена – это принадлежность именно к союзу художников. В советское время если знакомились с кем-то и человек представлялся «я член союза художников СССР» – это был самый высокий статус для художника. Сегодня правопреемник советского союза – союз художников России. Он единственный в Сургуте, и членов союза три – это я, Сергей Павлович Лозовой и Александр Владимирович Александров. Больше четырех человек, к сожалению, в нашем городе никогда не было. В 90-е годы появился целый ряд альтернативных союзов, так же, как у композиторов, писателей. Это творческие союзы, союзы педагогов-художников. Но условия приема туда настолько слабые, то есть туда может попасть, в принципе, любой желающий. Эти союзы действуют, но жесткого отбора нет.

А.К.: Вы говорили про талант – а как же чувство прекрасного? Какая-то эстетика, возможно, тоже должна присутствовать у профессионального художника?

Н.Г.: Это априори, конечно.

А.К.: В Сургуте в последнее время часто проводят выставки ваших молодых коллег, например, в «Порту». Как бы вы оценили их работы?

Н.Г.: Сегодня художнику творить гораздо легче, чем в прежние времена, когда было много запретов. Все художники, прежде всего, изучают пройденное. То есть творчество старых мастеров, последующие существовавшие течения. И сегодня современный художник стремится к поиску своего авторского я. В этом плане молодым художникам, конечно же, повезло больше: они могут делать все, что они хотят, они абсолютно свободны в своем выборе, в своем решении. Молодые сейчас дерзкие, смелые (это в положительном смысле я говорю). Поэтому у них больше возможностей. К сожалению, у нас мало площадок, но хорошо, что есть такая площадка для молодёжи, как «Порт». В «Стерх» довольно сложно попасть.

А.К.: Стерх, понятно, – площадка уже для более именитых и профессиональных художников, а не для тех, кто только начал свой путь.

Ю.Л.: Раз мы заговорили о ваших молодых коллегах, расскажите, пожалуйста, происходит ли взаимодействие между художниками прошлого поколения и и нынешнего. И, может быть, некоторые вдохновляются работами предшественников?

Н.Г.: Работами предшественников художники вдохновлялись всегда. Мы же изучаем историю искусств. В период становления каждый художник выбирает для себя какого-либо мастера, может где-то даже его копировать, взять у него что-то для себя, для своего творчества. У меня авторитеты, в основном, импрессионисты, такие великие мастера, как Коровин, Фешин. Фешин был учеником Репина, он в чем-то, возможно, и превзошел своего учителя. К сожалению, о многих художниках мы узнали не так давно. Вот тот же Фешин в России был под запретом, потому что он иммигрировал в Америку. Но сегодняшний художник стремится к тому, чтобы не быть похожим ни на кого. Достичь этого невероятно сложно, поскольку пройдено уже абсолютно все, известны все течения, и изобрести что-то новое необычайно трудно. Поэтому взаимодействие происходит постоянно.

А.К.: У вас открылась последняя выставка в Стерхе – расскажите, как прошел первый день ее работы?

Н.Г.: Честно говоря, я такого не ожидала. Я ушла с дистанции более двух лет назад – была вынуждена уйти с работы. Думала, как обычно, человек уходит, и все – забыли, стерли. Оказалось, что это не так. Очень теплая и дружественная была атмосфера. Очень много людей присутствовало – и друзей, и знакомых, и незнакомых. Чувствовалась эта любовь. Даже не могу передать эти ощущения. Мне было очень приятно, что люди помнят, почитают, уважают мое творчество.

А.К.: Какова заинтересованность обычных горожан? Вообще в Сургуте популярны выставки картин или не очень?

Н.Г.: Человеку необходимо прививать чувство прекрасного, необходимо его приучать к искусству, а для этого искусство нужно изучать и понимать. В свое время для этого мы с мужем создали нашу студию, она называлась художественная студия «Ракурс». В те времена мы были первооткрывателями. Тогда уже была детская художественная школа, школа искусств, но вот для взрослых не было ничего. И детям, окончившим детскую художественную школу, требовалось еще пару лет подготовки для поступления в вузы. Они такой возможности не имели, а взрослые тем более – куда им идти в 30, 40, 50 лет. Долго не могли понять, какой же у нас должен быть статус: если образовательный, то мы обязаны брать детей, а мы принципиально не хотели этого делать, поскольку наша программа была приближена к вузовской, но только в более сжатой форме. Мы даже советовались с Министерством культуры, они говорили: «Вы первые в России такое затеяли» – это был 1997 год. В то время начальником департамента культуры был Яков Семенович Черняк, это, пожалуй, единственный человек в городе, кто сделал очень многое для изобразительной культуры нашего города. Именно при нем открылся театр, художественный музей, наша художественная студия и было много всевозможных начинаний. Тогда в городе кипела культурная жизнь, очень активное было в этом плане развитие. И студия наша в нулевые была настолько популярна, что в какой-то момент мы были вынуждены принимать людей по экзаменам – было огромное количество желающих.

Было приятно видеть на выставке своих выпускников, людей разных возрастов. Мы не преследовали мысль сделать из них художников. Прежде всего, это грамотные зрители, которые совершенно другими глазами смотрят на произведения искусства. Горжусь своими учениками очень сильно.

Ю.Л.: Почему было выбрано именно такое название для выставки – «Музыка для души»?

Н.Г.: Я художник, который редко может себе позволить делать то, что хочется, чего просит душа. На даче я ушными палочками работала на деревяшке, потому что не было ни кистей, ни холста, ни бумаги, но захотелось рисовать.

Ю.Л.: По какому принципу выбирались работы для экспозиции?

Н.Г.: Именно по этому принципу. Я выставила те работы, которые были созданы только для души, не на продажу, не в каких-то коммерческих целях, которые несут исключительно один позитив, чтобы человек получил эту положительную энергию. У меня многих морских пейзажей, я больше всего люблю работать на пленэре – то есть это живая работа, натурная. И работы получаются самые живые, а в мастерской такие работы не создашь.

А.К.: Как я уже говорила, эта выставка последняя в Сургуте. Вы рассказали, что собираетесь покинуть город, а по какой причине?

Н.Г.: Это все довольно печально. Все началось с объединения мелких учреждений в 2013 году. К моей студии сначала присоединили культурный центр «Порт», а на следующий год галерею современного искусства «Стерх». Вот эта абракадабра привела к негативным последствиям. Каждое учреждение было само по себе самодостаточным, конечно же, потом сложно было налаживать всю работу. За это время сменилось три директора. Меня очень просили остаться, но я отказалась. Тащить три учреждения, тем более такие разные, каждое со своей индивидуальностью… Потом директором стала Лариса Николаевна Гурова, с которой мы не сработались, там была уже откровенная травля. А началось все с того, что она решила послать в мое кресло охрану, в мой кабинет, где нас было несколько человек. К счастью, ей это не удалось сделать. Потом по мне уже бульдозером проехались, а комитет по культуре ничем не помог. Пока я находилась на больничном после нервного срыва, со мной никто не посоветовался и меня поставили в такие условия работы, которые оказались абсолютно неприемлемыми. По сути, меня хотели лишить общения с моими коллегами, учениками – сидеть и рассчитывать платные услуги, то есть чисто бухгалтерская работа, творческая не доверялась мне.

Пошел третий год с моего ухода – ни одного звонка, ни одного поздравления, даже с днем работника культуры, 25 марта, день рождения Виталия Горды, меня не поздравляли. Меня не пригласили на концерт, и с юбилеем меня никто не поздравил. То есть полное забвение. Меня даже не пригласили в студию на день открытых дверей, в мою родную студию. Просто я там оказалась лишней.

Почему в «Стерхе» у меня сейчас проходит выставка? Потому что я ее запланировала еще в 2018 году, внесла в план, и ее уже нельзя было исключить. Думаю, что эту площадку мне уже никто никогда не предоставит, по крайне мере, пока там работает действующий директор. Поэтому я настроена покинуть Сургут.

А.К.: Конфронтация с властью, как мне кажется, для вас не нова. В чем подоплека конфликта, который произошел у вашего мужа с депутатами?

Н.Г.: Конфликта как такового не было вообще. Три организации выдвинули его на звание «Почетный житель Сургута», поскольку он действительно очень много сделал для города. Я вообще была от этого изолирована: в это время Виталий Николаевич был уже болен. И последовал следующий этап – сбор подписей горожан. Понятно, что десятки тысяч работников Богданова, конечно, за него быстро не проголосуют, а что такое художник? То есть даже работников культуры на тот момент было 2-3 тысячи. Представьте, какая была любовь, признание горожан, что за три месяца удалось собрать нужное количество подписей. И остался последний этап – утверждение депутатами. И тут депутаты берут и зарубают это все. В интервью «Сургутской трибуне» господин Салахов заявил, что дума-то выразила мнение горожан, мнение народа – то есть сам себе противоречил. Но он решил, никто об этом не узнает, что именно он был инициатором этого решения, прекрасно зная о тяжелой болезни что Виталия Николаевича. Салахов склонил Савенкова, председателя думы Кузьменко, Дьячков, Барсова, Иванишина и Ярошина проголосовать против своего товарища. Город был в шоке, когда вынесли подобное решение: 12,5 тысяч и семь депутатов (а надо, чтобы проголосовало две трети депутатов). Полетели письма в газеты, на телевидение, было очень много публикаций, заслуженные люди выступали, все очень возмущались, Сергей Катаев сделал целую программу на эту тему, где все выступали в защиту города. Добились повторного голосования – они зарубили по новой.

Ю.Л.: Как вы думаете, почему так произошло? Почему депутаты проголосовали против?

Н.Г.: Не знаю. Знаю только, что во главе был Валерий Салахов, кстати, присвоивший муниципальному учреждению свое имя, а это нарушение законодательства: он не имел права это делать, но почему-то в Сургуте ему это позволили. У нас с ним всегда были очень хорошие отношения, мы с ним сотрудничали, все было замечательно, но он почему-то решил, что Виталий Горда не достоин этого звания, и подбил часть депутатов на это, причем после вторичного голосования, где эти же семеро зарубили ему звание. В прессе было заявлено, что второй раз депутатов, проголосовавших против, было гораздо больше. Это был уже цинизм высшей степени.

А.К.: Может быть, спустя время кто-то из тех, кто к этому причастен, признал свою ошибку, может быть извинился перед вами?

Н.Г.: Нет, я думаю, что никому из них это не пришло в голову. Это произошло все в мае, Виталия Николаевича не стало 22 июля. И ушел он не от болезни, которая у него была, – от инфаркта.

А.К.: Соболезную. Можно ли что-то исправить сейчас, как вы считаете? Или время упущено?

Н.Г.: Вот я думала, что по прошествии 11 лет уже могу говорить об этом спокойно. Оказывается, нет. Насколько мне известно, сейчас из положения убрали подтверждение депутатами этого звания и внесли изменение, что оно присваивается посмертно. Я полагаю, что это необходимо сделать для увековечивания памяти человека, который отдал служению городу 40 лет без остатка. Но, к сожалению, взаимодействовать с властью становится все тяжелее и тяжелее. Я сейчас даже не смогла отправить приглашения ни мэру, ни главе района. Я уже не могу спокойно зайти в администрацию – сейчас новые порядки. Раньше это было гораздо проще, я могла просто подняться к Александру Николаевичу Сидорову и попросить секретаря, чтобы ему передали пригласительные.

А.К.: Вы рассказали о том, почему вам пришлось оставить свою студию. А почему вы оставили преподавание? Может быть, всё-таки через время решите вновь учить людей этому мастерству?

Н.Г.: В частном порядке, да, бывает, что я провожу разные мастер-классы. По крайней мере, каких-то предложений по работе мне не поступало за все это время. К сожалению, так получись, что и мой муж ушел на негативе. Единственное, что у меня остается – это любовь моих учеников, зрителей, почитателей. Поэтому это последний подарок вам, дорогие мои земляки.

Конечно, все непредсказуемо, неизвестно, что нас в этой жизни ждет дальше. Я действительно очень благодарна людям.

Ю.Л.: Вы интересуетесь тем, как живет студия сейчас? Как удается сохранять традиции и устои, которые создавались на протяжении многих лет?

Н.Г.: Педагоги, которые работали еще со мной, стараются все это продолжать. Там какие-то нововведения есть, конечно. Знаете, мне больно сейчас просто туда заходить, да и меня туда никто не зовет. Была даже попытка снять и убрать стенд с информацией о нас, об основателях студии.

А.К.: А есть ли вероятность того, что сургутяне еще смогут посетить ваши выставки?

Н.Г.: Если будут интересные предложения, то конечно же, с удовольствием. Если мне предоставят площадку. Но площадок у нас нет, и предложений тоже.

А.К.: В заключение хочу сказать, что выставка будет проходить до 2 октября в галерее «Стерх». Творческие встречи пройдут 25 сентября и 2 октября в 16.00 также в галерее «Стерх». Надеюсь, что вы захотите посетить эту замечательную выставку, пообщаться с художником.

Спасибо большое, что пришли и ответили на наши вопросы. Спасибо, что смотрели нас. До новых встреч!

Н.Г.: Спасибо!



21 сентября в 17:09, просмотров: 4102, комментариев: 0



Топ 10

  1. ​Прокуратура Югры взяла на контроль дело о нападении на полицейского после ДТП 1438
  2. ​Кабинеты вакцинации в Нижневартовске перешли на усиленный режим работы 1402
  3. ​В Сургуте ждут Наталью Комарову 1301
  4. ​В Югре ликвидировали сеть нелегальных казино 1140
  5. ​В Сургуте высадят «Аллею отцов» 1121
  6. ​Девять югорчан скончались от коронавируса за сутки 958
  7. ​На Среднем Урале ищут поджигателя, из-за которого Югра дышит смогом 952
  8. ​Главный врач Югры посмотрел «Игру в кальмара»: «Не хватило сильной концовки» 938
  9. ​Югорскому гвардейцу пришлось выстрелить в семейного дебошира, который кидался на него с топором 874
  10. ​Средний размер ипотечного кредита в ХМАО приближается к 3,5 миллиона рублей 721
  1. ​Из-за включенной в сеть зарядки сгорела квартира в Нижневартовске 4387
  2. Артем Кириленко: «Сейчас на строительство школ по концессиям готово выходить очень много потенциальных концессионеров» 3792
  3. ​Бывшему заместителю главы Сургута прочат пост мэра Нижневартовска 3394
  4. ​Гендиректор главной строительной компании Нижневартовска покидает пост из-за разногласий с акционерами 3332
  5. ​В Нижневартовске бродячие собаки оказались участниками судебного дела 3097
  6. ​Участок, где расстреляли двух сургутских чиновников, вновь стал спорным 2905
  7. Из Нижневартовска можно будет улететь в Надым 2822
  8. ​Югра проведет большую реформу организационной структуры правительства 2642
  9. Вартовчанка обвинила доктора роддома в неадекватном поведении и «коровьем шве» 2563
  10. ​Бывший директор Городского культурного центра перешел на работу в Сургутнефтегаз 2539
  1. ​Давайте уже забудем о пойме Оби, набережных, рекреации, красивом Сургуте. Ничего этого не будет 12579
  2. ​Команда разбежалась, но её игры продолжаются 9323
  3. ​В Сургуте найдена рекордсменка по числу займов до зарплаты 8669
  4. ​Как чиновники в Сургуте помогают застройщикам заработать больше, а также обделить бюджет и граждан и сделать из города гетто 8201
  5. ​Очевидцы: полицейские применили оружие, чтобы остановить гонщика на Infiniti 7653
  6. ​Напавший на доктора не стал извиняться: «Врач сделал моей супруге комплимент!» 7073
  7. Муфтий Москвы осудил поведение мужчины, избившего врача в Нижневартовске 6905
  8. Преподаватель техникума погиб в аварии под Нижневартовском 6571
  9. Жительница Нефтеюганска едва не погибла на отдыхе: в ее палатке взорвался баллон с газом 6427
  10. ​В Нижневартовске муж пациентки избил доктора за то, что он ее осмотрел 6156