Сургут – единственный город в Сибири за пределами Тобольска, где есть римско-католический храм. Это значит, что на все знаменательные для верующего человека события к нам приезжают адепты данной церкви со всей Югры и Ямала.
Кто хоть раз бывал на праздновании католического Рождества в ночь с 24 на 25 декабря в храме святого Иосифа Труженика, отмечают теплый прием в стенах дома божьего на Набережном проспекте.
Кроме того, только здесь у сургутян есть возможность послушать настоящий орган, не покидая пределы города. До пандемии концерты собирали огромное количество желающих приобщиться к классической музыке в живом исполнении.
Когда орган снова зазвучит в Сургуте? Нашли ли общий язык католики и православные в Югре? И о чем в сущности сериал «Молодой папа» — поговорим с настоятелем римско-католического прихода отцом Марэком Ящковски.
С.М: Православного храма отец Антоний, его интервьюировал Тарас Самборский, сегодня же, в пятницу, к нам пришел еще один представитель религии, религиозного направления – это настоятель Римско-католической церкви святого Иосифа труженика отец Марэк Ящковски. Здравствуйте, Марэк!
М.Я: Здравствуйте!
С.М: У нас последний раз Марэк был в прошлом году, если я не ошибаюсь, да? Очень многое изменилось за это время, в первую очередь, к сожалению, появилась пандемия и перед эфиром нам удалось немножко пообщаться, и вы сообщили, что вы как раз перенесли это заболевание и вот хотелось бы спросить, как вы его переживали и сказалось ли это на работе? Кто-то вас заменял, пока вас не было?
М.Я: Было время несколько недель храм был закрыт, естественно, если священнослужитель заболел, то надо закрыть, чтоб кто-то другой не заразился. Поэтому, естественно, в это время храм был закрыт, но потом, слава Богу, я пришел в себя и уже нормально потом.
С.М: А вот как вы переживали коронавирус? Может быть не сильно в деталях, но общее состояние, наверняка, чаще молились, да?
М.Я: Да, интересно, что, когда человек болеет, страдает, человек молится и меньше грешит. Поэтому, с одной стороны, болезнь - это нехорошо, а с другой – имеет тоже свои плюсы, Бог тоже действует через страдания, через болезни. Сам Иисус умер на кресте и больше всего для нас сделал, когда страдал, когда умер на кресте. Поэтому и мы, когда страдаем, ещё больше хорошего в жизни происходит, но, слава Богу, что я уже здоров.
С.М: То есть, теперь храм открыт и туда можно приходить?
М.Я: Да да, естественно, давно уже.
С.М: Следующий вопрос, вот если мне не изменяет память, вы проживаете в Сургуте больше 6 лет, да?
М.Я: Уже почти 7.
С.М: Даже почти 7, отлично. Какие взаимоотношения вы выстроили за это время с представителями других религиозных конфессий?
М.Я: Трудно говорить о каких-то взаимоотношениях. Интересно, что почти каждое интервью мне задают этот вопрос в самом начале, это свидетельствует о том, что люди, народ заинтересован, чтобы между разными конфессиями были хорошие взаимоотношения. Я это вижу, своим прихожанам говорю, что священнослужитель православный поздравил нас с праздником, с пасхой, с рождеством, они довольны, рады, что есть хорошие отношения между нами, но вижу, что ещё мало, это отношения не такие, минимальные, редкие и хотелось бы, чтобы больше было таких взаимоотношений с другими конфессиями и христианскими и не только. Я помню, до Сургута я был в Томске, там были хорошие встречи, это организовал университет и круглый стол, представители разных конфессий и я думаю, что конфессиям самим по себе трудно начать диалог, я думаю, что тут надо либо администрации города, либо журналист.
С.М: А вы почему сами не можете прийти, я не знаю, к муфтию, Тагиру Хазрату сказать, вот, Тагир Хазрат, давайте как-нибудь дружить, какие-нибудь совместные мероприятия организовывать, тем более они там с вами по соседству недалеко от вас находятся.
М.Я: Проспект Набережный.
С.М: Место такое хорошее, там очень много подобных зданий.
М.Я: Не знаю почему, это хороший вопрос, возможно, надо будет этим заняться, чтобы самому проявлять инициативу.
С.М: Ну вы открыты, как вы говорите, и как для настоятелей, для главных людей в церкви, храме, так и для самих прихожан, то есть, вы открыты для всех. Можно прийти, познакомиться с религией.
М.Я: Конечно! Еще могу сказать, что сейчас вот в эти дни, каждый год с 18 по 25 января, это по всему миру, неделя «Молитв о единстве христиан». Во многих местах встречаются представители разных христианских конфессий, вместе молятся, просят Бога, чтоб была одна церковь, так как Иисус Христос хотел, чтоб была одна церковь, а не разделена. Несколько раз в Евангелии читаем, что да будет все едино, поэтому в этом духе мы тоже как-то стараемся встречаться. Раскол – это не наши вина, это было тысячу или пятьсот лет назад, но сейчас нужно стремиться к тому, чтобы одна церковь Христова, стремиться к объединению, хотя бы на человеческом уровне, что встречаемся, общаемся, как-то дружно к друг другу относимся.
С.М: Ну вот сколько раз мне доводилось бывать у вас в костеле, атмосфера там достаточно дружная и люди, не только католики ведь к вам приходят, они все равно как-то в том месте будто меняются, становятся более открытыми и могут обнять друг друга, поздравить с праздником, с тем же Рождеством, например. То есть, какая-то такая домашняя атмосфера у вас царит.
М.Я: Это и есть христианство, Иисус проповедает любовь, и мы должны создавать такую атмосферу, чтобы каждый человек там хорошо себя чувствовал. Я не раз слышал люде, которые первый раз заходили в храм, как у вас тут спокойно, я им объясняю, что это не просто храм успокаивает, это присутствие Бога в этом храме успокаивает человека.
С.М: А вот вы ещё говорите, что главное – это любовь, скажите, сложилась ли у вас такая условная любовь с представителями нашей власти и бизнесом, вам как-то помогают? Может быть, храму нужно расстраиваться дальше, может, вы хотите еще что-то построить на его территории?
М.Я: Конечно, много чего нужно сделать. И строим сейчас такой приходской дом, чтобы священники могли жить на территории храма, чтоб этот храм быть часто открытым, чтобы больше жизнь была, чтобы всегда люди могли найти священника. Пока я живу в 9 километрах от храма в квартире на 25.
С.М: Вот я как раз хотела спросить где вы проживаете, потому что люди представляют, что, если ты святой отец, ты на службе 24 часа в сутки. Люди не понимают, почему вот я такая вечером сижу и у меня получилось ярое желание пообщаться с Богом, почему я не могу прийти в храм, он закрыт. Почему храм работает как магазин?
М.Я: Светлана, у вас есть мой телефон, позвоните, откроем.
С.М: Ну хорошо, это у меня есть Ваш номер телефона, а вот как остальным?
М.Я: Мой номер телефона есть везде, в Интернете, на сайтах можно всегда найти, но, естественно, трудно чтобы все время храм был открытым, нужно чтобы кто-то его охранял, смотрел и редко, чтобы ночью кто-то приходил и днем не так уж много приходит.
С.М: Ну, вечерами, наверно, в основном, когда люди более свободны, да? После работы и выходные.
М.Я: Летом кто-то там прогуливается, заходит, конечно, мы хотим, чтоб днем этот храм был открытым все время, но есть разные ситуации. Иногда заходят разные люди, редко бывает, но были такие случаи, что кто-то приходил и не очень адекватно себя вел в этом храме. Поэтому, нужно чтобы кто-то смотрел.
С.М: Ну вот вы говорите, что есть необходимость в стройке, как раз дом для священников построить.
М.Я: Там еще много чего нужно сделать, а то что нам еще нужно сделать, о чем я мечтаю – это же наш приход, это не только Сургут, есть католики, ну почти везде, на Севере очень много католиков, которые приехали сюда в поисках работы. Почти в каждом городе ХМАО, ЯНАО – это территория нашего прихода, за которую я отвечаю, есть община католиков, в некоторых городах, но ещё мало, удалось нам, что есть помещение, даже не храм, часовня. Помещение, которое внутри выглядит как храм, но во многих городах, еще нет такого помещения. А нам надо либо у кого-то в доме, квартире встречаться, либо снимать помещение. Сейчас, например, что в очереди – это Ханты-Мансийск, там есть хорошая община, но нет помещения, хотя столица округа, и приезжают разные люди, католики, а негде встречаться. И в других городах это пригодилось бы, чтобы были такие, хотя бы маленькие помещения, где можем встречаться с прихожанами.
С.М: Но а вот если говорить ещё о приходе, у меня такой вопрос, несколько раз в прошлом году вы организовывали концерты органной музыки, я, наверно, около трех лет назад была в Зальцбурге и мне удалось побывать на фестивале органной музыки, который как раз проходил на территории одного из храмов, или там их несколько было, это очень круто, во-первых, много людей привлекает и современная музыка была обыграна на органе, эффект классный, впечатления непередаваемые. Вот вы не планировали в Сургуте как- то свой орган использовать в более масштабных целях? Какие-то может тоже фестивали небольшие проводить?
М.Я: Мы уже это делали и уже был фестиваль, концерт органной музыки, даже сейчас, буквально вчера приехала органистка наша, знакомая с Тюмени, Мария Божович?….
С.М: Да да, вот на ее концертах я была у вас.
М.Я: Вчера онлайн концерт был, потому что сейчас знаем какая ситуация, в связи с пандемией нам нельзя организовать таких концертов, но и музыканты звонят, пишут и спрашивают, когда мы сможем приехать и люди часто звонят и спрашивают о том, когда будут концерты. Я говорю: «Не знаю, как пандемия закончится, как будут разрешать, пока только можем делать такие концерты».
С.М: Онлайн?
М.Я: Да.
С.М: Ну вот все-таки пандемия должна когда-то закончиться.
М.Я: Надеюсь, что скоро.
С.М: Вот у вас есть эта территория возле храма, ведь там можно как-то все обустроить и действительно провести какой-нибудь классный музыкальный фестиваль. Я думаю, это, во-первых, привлечет каких-то инвесторов, которые захотят как-то обустроить вашу территорию, да? Плюс люди заинтересуются может быть в религии, это же можно нескольких зайцев убить, вот если вывести это из помещения на улицу.
М.Я: Светлана, я Вас уже принимаю на работу как менеджер, хорошие идеи у Вас.
С.М: Спасибо! Но мне просто кажется, что это будет очень здорово воспринято нашей публикой, нам этого не хватает. В общем, берите на заметку! Смотрите, еще такой вопрос, а сколько вообще священнослужителей в вашем храме? Сколько человек у вас работает?
М.Э: Священнослужителей в Римско-католическом обряде, потому что в храме есть и греко-католическая община, которая тоже служит в нашем храме. В Римско-католическом обряде – это 2 священника, но один недавно приехал из Польши помочь, потом поехал делать визу, но не вернулся, потому что границы закрыли, ждет сейчас, когда сможет приехать и тогда будет два священника и в греко-католическом – один.
С.М: То есть, вас совсем мало.
М.Я: Совсем мало.
С.М: А вот вы сейчас сказали, что человек приехал из Польши, но не смог вернуться, вы ведь тоже из Польши, почему к нам все едут из Польши?
М.Я: К сожалению, еще в России мало местных священнослужителей, и само обучение длится много лет, и то, что священник католический не может жениться, не может иметь семьи.
С.М: То есть вообще католики не могут жениться?
М.Я: Нет
С.М: В православии вот создают семьи
М.Я: Тут немножко другое и все это влияет, местных еще пока не так много, есть филиалы в Санкт-Петербурге, где готовятся священники, но ещё не хватает. Если не хватает в одной стране, то приезжают, помогают из другой.
С.М: Ну а почему именно из Польши? Ведь есть еще ряд других европейских стран.
М.Я: Есть священники из разных стран, из Германии, самые редкие из Италии.
С.М: Но в Сургуте почему-то поляки.
М.Я: Как-то так складывается, я думаю, что как-то так случайно.
С.М: Хорошо, а вот еще такой вопрос, есть какой-то срок службы у настоятеля, например, как у мэра, вот у него первый срок, он потом либо переизбирается, либо уходит куда-то. Вот у вас как это выглядит? Из чего состоит карьерная лестница настоятеля католического храма?
М.Я: В католической церкви нет демократии, есть подчинение. У нас есть епископ, который решает где, кто и, когда будет служить и когда нужно что-то изменить, или епископ желает как-то изменить, тогда меняет настоятеля. Никакого срока нет, как епископ считает нужным, так и есть.
С.М: А у вас есть какое-то право голоса? Например, вам говорят, вот мы вас отправляем в Томск, я не знаю или в Караганду, вот вы можете выбирать? Или вам прямо говорят, что вы едете туда и это не обсуждается.
М.Я: Нет, церковь разделена на эпархи, и внутри епископ может сказать, хотя обычно он спрашивает, можешь ли поехать служить в этом приходе, но внутри эпархи он может решать, но, как вы сказали, Караганда – это другая страна и другая эпархия. Должен священник сам захотеть переехать и попросить разрешения у того и другого епископа и тогда может переехать, а внутри эпархи епископ может сам решать. Но обычно эпископ спрашивает, не заставляет, есть какой-то договор, но и должны подчиняться епископу, всегда священники обещают в послушании.
С.М: Хотела вернуться к началу нашей беседы, мы с вами говорили о ковиде и у вас же есть в католической церкви такой обряд, как помазание, если я правильно произношу, и его также совершают для тех, кто молиться перед смертью, у кого уже неминуемая смерть. Вот вы совершали уже такие обряды для больных коронавирусом, безнадежных больных коронавирусом?
М.Я: Прямо чтобы человек вот в этот момент болел коронавирусом может и нет. Но вообще-то надо понимать, что обряд помазание не только перед смертью, а вообще, когда человек болеет и это обряд, который должен помочь как-то укрепить больного человека и часто бывает, что после помазания человек выздоравливает. Прямо ковид, это трудно, потому что во время этой болезни не должно быть каких-то встреч.
С.М: Да, я понимаю, но просто вдруг были какие-то случаи, всегда же бывают из правил исключения.
М.Я: Ну вот то, что я хочу сказать, что я считаю огромной благодатью Бога, что среди наших прихожан много людей переболело этой болезнью, но никто не умер. Были в больнице, реанимации, но никто не умер, и я это вижу, как ответ Бога на наши молитвы. Конечно, если кто-то умирает, это не значит, что плохо молились или плохой человек. Часто, когда люди болели, мы всем приходом молились и молимся за таких людей, которые болеют и как-то Бог так благословляет, что от коронавируса никто средь наших прихожан не умер.
С.М: Это хорошая статистика, не все организации могут таким похвастаться, если мы говорим о церкви, как об организации. Вот еще в начале разговора вы говорили о том, что в Томске у вас были какие-то встречи с общественностью и инициатором в этом случае был университет, а вот в Сургуте вас приглашают читать лекции по религиоведению в какие-то наши Вузы или вы с ними никак не взаимодействуете?
М.Я: К сожалению, никто меня не приглашает.
С.М: Может быть, они просто не знают о вашем существовании? У вас там такой маленький храм в конце дороги набережного проспекта, не все даже, наверно, его замечают.
М.Я: Я думаю, что кто хочет, найдет. Тем более, не первое интервью здесь и СМИ – это такая площадка, где можно узнать, во-вторых, концерты, о которых вы говорили, много людей приходило и думаю, в городе люди знают.
С.М: А после концертов кто-то приходил просто уже на службу в костел?
М.Я: Приходили и приходят.
С.М: То ест, все-таки концерт стал какой-то отправной точкой и люди заинтересовались?
М.Я: Есть люди, которые интересуются, после концерта остаются, задают вопросы или много людей живет у которых есть католические корни, или они имеют родственников католиков или предки были католиками, и они интересуются, они тоже иногда узнают и хотят. Или даже нет корней, а просто нравится в церкви и приходят, тоже такие есть, поэтому, концерт – хорошая возможность, чтобы человек пришел. Хочу сказать, что в наш храм каждый человек может прийти, это не так, что только католики или пропуск какой-то должен быть. Каждый человек в любой момент на службу может прийти, или помолиться в тишине. Мне очень нравится, когда люди приходят, и никто не заставляет, что сейчас ты зашел в этом храм и должен быть католиком, нет, просто можно прийти, посмотреть, как это иногда говорят в американских фильмах.
С.М: Да, есть ощущение.
М.Я: Побыть в этом храме, помолиться ил посидеть просто можно, приглашаю всех, а на счет этих университетов, я думаю, что в сам университет попасть читать лекцию трудно, но я знаю разных студентов, что во время разных лекций говорят о католической церкви и иногда слушаешь, что говорят, то немного смешно, почему не придут в храм? Я помню, что в Томске, там группа с преподавателями приходили в храм, чтобы что-то узнать, поспрашивать, как-то в Сургуте не дозрели до такого.
С.М: Не дозрели, наверно, да, не готовы. Вот знаете, я хотела бы второй блог нашего интервью посвятить больше вам как человеку. Про вас мало что известно, но хотелось бы знать. Во-первых, вы к нам приехали из Польши, скучаете вы по этой стране? Вы выезжали туда после того, как приехали в Россию?
М.Я: В принципе, каждый год выезжаю, отпуск…
С.М: У вас тоже есть отпуск как у любого человека, да?
М.Я: Ну нужно иногда отдохнуть. Я обычно езжу, потому что там живут родители и нужно с ними встретиться, но в прошлом году, в 2020 я не смог уехать.
С.М: Вы в отпуск уезжаете именно в Польшу? То есть, по миру вы не путешествуете?
М.Э: По миру я уже напутешествовался в своей жизни, сейчас именно здесь из прихода организовали не раз половничества в разные места, в Святую Землю , с людьми, прихожанами путешествовали, мир немножко тоже знаем.
С.М: Понятно, а вот вы уже обмолвились словом о родителях, а можете еще немного подробнее рассказать о своей семье? Вы какой-то потомственный богослужитель, или вы единственный в семье, кто выбрал этот путь?
М.Я: Мой брат тоже священник.
С.М: Старший или младший?
М.Я: Старший на 3 года. Но поскольку у нас священнослужитель не может иметь своей семьи, то не может быть потомственным.
С.М: А, ну да, логично действительно.
М.Я: Но надо тоже понимать, что Польша – это такая католическая страна, где большинство католики. Конечно, сейчас немножко уже по-другому, влияние Европы и разные течения тоже влияют на состояние духовности людей, но я как помню со своего детства, то все дружно ходили в храм в воскресенье. Как у нас было в нашей пятиэтажке, 20 семей, мы знали, что вот в той не ходят, а так, все ходили. Для меня всегда было естественным, что в воскресенье вся семья идет на святую мессу и в голову не пришло, что в воскресенье можно не идти, это естественно, как дышать. И в такой атмосфере рос и тоже прислуживал с 1 класса, поэтому, это не было чем-то таким странным и для меня, и для окружения, что я поступил и стал священником. Было много моих друзей, с которыми в юности общался, и они тоже поступили, тоже священники сейчас.
С.М: Ну а родители ваши как восприняли информацию, что внуков им не ждать?
М.Я: Ждать, у них есть внуки, у нас есть еще младшая сестра.
С.М: А, у вас сестра есть! Она компенсировала все?
М.Я: Да, сейчас у нее трое детей и внуки появились наконец-то, но родители радовались, даже если собственных внуков не было, то очень много людей всегда в нашей квартире было и думаю, что на одиночество не жаловались.
С.М: А Вы в Польше в каком городе жили?
М.Я: На востоке, почти граница с Белоруссией, город Бяла-Подляска.
С.М: Я была в Польше, но не в этом городе.
М.Я: Это небольшой городок, но потом я уже служил и учился в Варшаве, а родился там.
С.М: Продолжаем серию вопросов о Вас. Вот смотрите, приход существует на пожертвования, правильно? У вас уже есть отпуск, мы выяснили, значит, у вас есть какая-то зарплата, она тоже формируется с пожертвований? Она постоянная или меняется в зависимости от денег, которые приносят вам?
М.Я: Все зависит, да, от жертвоприношений, это не все пожертвования идут на священника. Если прихожане заказывают святую мессу, чтоб священник молился за них, то это идет для священника. А если во время литургии собирается в корзинку, это идет на храм, чтобы оплатить. Поэтому, если прихожане не просили священника, чтоб он молился, то у священника не было никаких денег. Все зависит от прихожанок.
С.М: Ну вам хватает на жизнь?
М.Я: Слава Богу! Мне многого не нужно в моей жизни, поэтому, хватает.
С.М: Но живете Вы в обычной квартире, да?
М.Э: Да.
С.М: А соседи ваши знают, чем вы занимаетесь? Вот они к вам приходят за каким-то может быть благословением или вы не общаетесь с вашими соседями?
М.Я: Я как-то вижу, что сейчас такое время и каждый прячется в своей квартире. Я с детства помню, что в подъезде все знали друг друга и общались, а сейчас как-то закрытые. Не знаю, соседи там знают, думаю, что немногие, мало общаемся.
С.М: Но они же видят в каком одеянии вы выходите на работу, наверняка у них возникают вопросы, что это за мужчина в черном костюме, еще с такой интересной штучкой на шее.
М.Я: Тут холод, мороз.
С.М: Ну летом видят же Вас!
М.Я: Может видят.
С.М: Ну к вам не подходят, не задают вопросов?
М.Я: Обычно на улице мало, если что, в храм приходят и задают вопросы.
С.М: Хорошо, а вот скажите еще, как вы проводите свое свободное время? Все равно оно у вас есть, вот вы можете себе позволить, не запрещено религией сходить в кино? Ходите?
М.Я: Да, но я не так часто хожу.
С.М: Ну ходите, да? То есть, вас можно встретить в обычном кинотеатре?
М.Я: Можно.
С.М: А на какие фильмы Вы ходите?
М.Я: Интересные.
С.М: Интересные? А можете вспомнить последний фильм, который вы смотрели в кино?
М.Я: Я уже давно не был в кино, честно говоря, я если фильмы смотрю, то там по телевизору.
С.М: То есть вам обычная людская жизнь не чужда? Вы ходите в кино, магазины как все люди? К врачам?
М.Я: Да, как я заболел, то кто-то из прихожан говорил: «А я думал, что священники не болеют». А священник – это обычный человек, который посвящает свою жизнь Богу, но все человеческие нужды…
С.М: Ну да, не без этого. Мы уже с вами проговорили о том, что вы ходите в кино, как выяснилось очень интересно. Вам что-нибудь известно о сериале «Молодой Папа» и «Новый Папа»? Он нашумевший с Джудом Лоу в главной роли, вы его смотрели?
М.Я: Я смотрел немного, отрывками.
С.М: И как?
М.Я: Чтобы не раздражаться, не злиться, то я его выклил.
С.М: Вам не понравилось, да? Ну вот какие моменты не понравились? Вот мне, например, понравилось, как он снят, преподнесен, понятно, что там авторская задумка противоречит каким-то религиозным моментам, но у него задача была сделать эффектный сериал, он его сделал.
М.Я: Вообще не понравилось! Если эффектный сериал, у него это получилось, но если смотреть на картину, образ католической церкви, или сам Папа Римский, это уже немножко, можно сказать, издевательство и поэтому, если человек не знает, кто такой Папа Римский и что он делает, чем занимается, то может после такого фильма иметь не очень хорошее представление и образ. Тем более, может похвастаться католическая церковь, что Папа Римский – такая личность.
С.М: Но сейчас Франциск, да?
М.Я: Франциск, да.
С.М: Причем, насколько я знаю, это единственный за очень долгое время, если вообще не за всю историю католичества, святой отец, Папа Римский, который не был европейцем, он из Аргентины.
М.Я: У него там корни итальянские, но сам он с Аргентины. Вообще, до Иоанна Павла Второго почти все были итальянцы много лет.
С.М: Поэтому он Папа Римский, да?
М.Я: Нет, Папа Римский не поэтому. Везде всегда глава церкви это был епископ Рима. Первый – Святой Петр, апостолу которому Иисус передает власть. И уже Иисус устанавливает, что один человек, который отвечает за всю церковь. В Евангелии Матвея 16 глава 18-19 стих прочитаем, что Иисус дает власть Святому Петру и говорит: «Что решишь на земле, будет разрешено на небесах». И это Иисус желал, чтоб один человек отвечал за всю церковь и потом без перерыва до сих пор епископ Рима являлся главой церкви, конечно, потом, после раскола это уже католические церкви, до раскола – всей церкви. Глава всей церкви – епископ Рима. Кто был в Риме, если кто посещал те места, там все свидетельствует, все говорит об этом. Папа Римский потому что, с первого, апостол Петр, он уже и умер Риме, потому Папа Римский. Потому что «папа» в русском языке – как обычный отец в обычной семье, в других языках оно отличается, не просто отец, по-польски это «папьеш» и этот человек, который является главой церкви, он – гарантия единства церкви. Стоит знать, если говорим о таких известных святых – Кирилл и Мефодий, то, когда они создавали язык, переводили книги на славянский язык, они всегда приезжали к Папе Римскому, спрашивали разрешения, его благословения и только тогда действовали. У них было много неприятностей, где Папа Римский их поддерживал, им помогал в том, чтобы они создавали эту культуру.
С.М: Как говорится, все дороги ведут в Рим, да?
М.Я: Да, не случайно так говорится.
С.М: Хотела еще такой момент спросить у вас. Что вы думаете о дорогих атрибутах, которые существуют в церквях? Часы за миллион рублей, золотые цепи с бриллиантами, кресты, загородные дома, очень дорогие машины, это действительно то, в чем нуждается глава церкви или все-таки это уже излишества?
М.Я: Я могу говорить о католической церкви. Папа Франциск особенно подчеркивает, чтобы жизнь священнослужителя была скромная и сам тоже отказывается от каких-то дорогих машин, если даже его возят, он хочет, чтобы всегда возили в самых простых машинах. Он подчеркивает, что церковь должна помогать бедным, нищим и сам тоже меняет какие-то дорогие вещи на простые, чтобы свидетельствовать о том, что церковь должна быть скромной. То, что кто-то там имеет какие-то богатства, каждый будет отвечать сам за себя и иногда это сплетни.
С.М: Ну сплетни, тем не менее, сколько было различных фотографий, съемок, того же патриарха Кирилла с очень дорогими атрибутами.
М.Я: Это спрашивайте у представителей православной церкви.
С.М: Но это же тоже христианство, ваши братья.
М.Я: Конечно, но я сам ничего не видел такого. Если что-то там снимают, показывают, это всегда было и часто такие вопросы: «Почему дорогие машины?» Если насобирал денег не другую машину или родители купили, путь ездит.
С.М: Ну, я не думаю.
М.Я: Я сам стараюсь жить скромно, соответствовать и как Иисус, и сам родился, можно сказать, в сарае. И он всегда дает примеры жизни очень бедной, скромной, но, если кто-то не так живет, это его совесть, он будет перед Богом отвечать за это.
С.М: Но вы все-таки больше за то, что, если появляется какая-то дорогая вещь, ее неплохо, например, не знаю, продать, а деньги потратить на какие-то благотворительные вещи.
М.Я: Зависит о чем говорим.
С.М: Например, к вам приходит прихожане и преподносят какой-то дорогой подарок, объясняя это тем, что вы прямая связь с Богом и вот они таким образом общаются с Богом через вас и хотят вам что-то дорогое подарить. Вот у вас были такие случаи?
М.Я: Чтобы сильно дорогое подарить, то нет. Они знают, что я не желаю таких.
С.М: То есть, вы такие подарки не принимаете, да?
М.Я: Пока еще никто не дарил.
С.М: А если подарят?
М.Я: Тогда буду думать.
С.М: Понятно, хорошо. И в заключении, наверно, хотелось бы спросить, я знаю, что этот вопрос раздражает католиков, но я не могу его не задать.
М.Я: Какой?
С.М: По поводу святой инквизиции.
М.Я: Ааа, почему раздражает?
С.М: Ну потому что у всех католицизм ассоциируется именно с сжиганием ведьм на костре, как раз, видимо, я поэтому оговорилась про жертвоприношение, что, наверно, очень красивых сжигали на костре и оно для Всевышнего.
М.Я: Жертвоприношение – это совсем другое. Жертвоприношение совершается во время каждой литургии, мы приносим жертву и это, прежде всего, сам Иисус себя принес в жертву, когда умер за нас на кресте. И когда во время службы берем хлеб и вино, жертвуем Богу всю нашу жизнь и все наши нужды.
С.М: Это безобидная жертва?
М.Я: Это называется жертвоприношение, безобидное, если Иисус умер на кресте, не знаю, насколько это безобидно.
С.М: Нет, я имею ввиду, вы жертвуете хлеб – это безобидно. А вот если вернуться к инквизиции.
М.Я: Если кто-то начинает разговор о католической церкви из инквизиции, это уже показывает, как он думает о католической церкви. Католическая церковь уже существует две тысячи лет и, хотя бы сейчас можно посчитать сколько церковь создала и ведет больниц, приютов, школ, каких-то детских домов. На протяжении веков церковь этим занимается. Церковь помогает людям. Почему-то не задают вопросов: «А сколько больниц в католической церкви?», «А сколько приютов?», «А как помогают бедным?».
С.М: Ну потому что это психология человека, он всегда обращает внимание на какой-то ужас, страх, вот это всегда его подпитывает.
М.Я: На счет инквизиций надо понимать. Мы не поймем сейчас инквизиции, нам надо перенестись в те времена, менталитет народа, тех времен. И хотя бы такой образ, человек, который занимался инквизицией тоже католик. Конечно, я не говорю, что там было все хорошо, есть Папа и он соотечественник, 2000 лет христианства, он тоже извинялся перед всеми за грехи церкви, за грехи служителей и не все было хорошо. Надо понимать, что человек какой-то преступник, который попал в обычный суд и смертный приговор и он сказал какую-то ересь, чтобы попасть под церковный суд, потому что надеялся, что там он сможет выжить. И это тоже надо понимать, что инквизиция – не так страшно, надо исследовать те времена, менталитет, и это не решения Папы Римского, это где-то поместно в церквях. Это надо изучать весь менталитет тех времен, тогда жили как думали и тогда мы сможем больше понимать.
С.М: Для этого и как раз должны быть курс религиоведения в университетах, чтоб у детей было понимание.
М.Я: Обычная история тоже тех времен.
С.М: А вот скажите, какой ближайший праздник сейчас в католическом храме или, может быть, воскресная месса, куда мы можем пригласить людей, которые, может быть, заинтересовались вашим приходом, чтобы прийти, приобщиться к Богу, познакомиться с вашей культурой и успокоиться, потому что в стенах вашего храма действительно очень спокойно и комфортно.
М.Я: Всегда главное в Богослужении – это воскресная святая месса, значит, в воскресенье в 10 часов, кроме этих нескольких недель, когда я болел. За 7 лет, когда я здесь, то даже если я в отпуск уезжаю, то кто-то другой всегда служит в воскресенье в 10 часов. Кроме воскресенья, если я тоже не уезжаю в другой город служить мессу, то каждый день святая месса в 18:00 часов, во вторник в 10:00. На сайте можно расписание найти. Можно прийти, послушать, побыть, поучаствовать, задать вопросы и так далее. Ближайшие праздники – Пасха. У нас будет чуть раньше, чем в православной церкви, 4 апреля. Поэтому, уже приглашаю.
С.М: Можно приходить, да? У вас не онлайн формат? Можно приходить в воскресные мессы?
М.Я: Как можно, так можно. Сейчас власти разрешают.
С.М: Просто соблюдайте социальные дистанции.
М.Я: Да. Все это стараемся соблюдать, у меня даже прихожане сделали такие маски в цвете одеяния. Например, если зеленый цвет литургического одеяния – зеленая маска.
С.М: Здорово!
М.Я: Если белое – белая. Также все стараемся соблюдать. Есть онлайн, одно из-за пандемии, а одно из-за расстояния. Есть прихожане в других городах, которые даже благодарят Бога и нас за пандемию, что они сейчас могут каждый день в литургии. Мы каждый день транслируем на нашем ютуб канале святую мессу, делаем размышления над божьим словом каждый день, что помогает прихожанам развиваться в вере и, если кто-то либо болеет, либо боится приходить, особенно старшие люди, тогда они могут и участвуют через трансляции.
С.М: Это хорошая новость. Плюсы пандемии, скажем так.
М.Я: Да, есть много плюсов.
С.М: Хорошо, ну спасибо большое, что вы нашли время прийти к нам! Спасибо, что тоже были с нами! Я думаю, нашлись обязательно люди, которые заинтересованы в католичестве, может быть, кто-то давно искал этот приход. Теперь вам мы говорим, что на Набережном проспекте, какой номер?
М.Я: 19/1
С.М: 19/1, да. Приходите! В воскресенье будет святая месса в 10:00 утра, приобщайтесь к Богу, ну либо просто к культуре, потому что это действительно интересно. Спасибо большое, что были с нами!
М.Я: Хочу тоже поблагодарить siapress, всегда очень доброжелательно относятся к католической церкви, наверно, и к другим тоже. Много доброжелательности от вас всегда чувствую, поэтому благодарю!
С.М: Спасибо! Всего доброго, до свидания!
М.Я: Всего доброго! До свидания! С Богом!
Имел честь послушать выступление... Красиво .. Советую послушать и насладиться звучанием и игрой исполнителя ..
Р.S. по вере и крещению я православная христианка. Но странные бабулечки в наших храмах отпугивают своим - не так свечу держишь, не так молишься, не у той иконы встала...