Другими словами, когда в Европе страны одна за другой объявляют обширные программы экономии бюджетных средств, мы тоже решили подстраховаться. Прогнозируемый в нынешнем году дефицит федерального бюджета максимум в 5,4 процента ВВП (по прогнозу Минфина) вроде бы не предвещает особых проблем, но действовать на опережение сейчас не только модно, но и полезно.
Путин предлагает начать со «сплошной ревизии имеющихся обязательств, жестко отсечь неэффективные и второстепенные расходы, оценить альтернативные варианты, выбрать наименее затратные». По сути, он озвучил необходимость кардинального разворота бюджетной политики, ведь последние годы страна как раз наращивала расходы, прежде всего - в социальной сфере.
Доля социальных расходов стала ощутимо расти еще до наступления мирового кризиса, не прекратилась и в кризис. Например, совсем недавно, 1 апреля, прошло очередное масштабное повышение пенсий - трудовых на шесть с лишним и социальных - почти на девять процентов. Рост зарплат, пособий, пенсий и т.п. - хорошая штука, только когда эти выплаты не составляют почти шестьдесят процентов всех бюджетных расходов в стране.
Очевидно, что такой дисбаланс для государства попросту вреден - ведь страна не может осуществлять лишь одну из своих многочисленных функций. Выплаты населению при всей своей социальной значимости обладают наименьшим стимулирующим воздействием на экономику, - такой вывод недавно сделали эксперты МВФ. Поэтому решимость правительства пересмотреть свою политику в этой части - вполне адекватная реакция на создавшуюся ситуацию.
Другое дело, что одной решимости мало. Ведь замораживать индексацию зарплат и рост пенсий за два года до президентских выборов чревато вполне серьезными политическими последствиями. Они при всей мягкости возможных мер (по сравнению с той же Грецией), могут дать куда более мощный эффект (чем в той же Греции), поскольку в России в сравнении с Европой существует эффект низкой базы.
Согласно данным опроса Левада-центра, россияне тратят почти половину своей зарплаты на покупку продуктов питания. Это свидетельствует, что, несмотря на все принимаемые в последние годы меры, Россия остается страной преимущественно бедных. В Греции, где зарплата в 1200 евро считается небольшой, предложенные правительством меры (рост налогов, отмена тринадцатой зарплаты и прочих бонусов, некоторых социальных льгот) вызвали бурю протестов. Какой будет реакция россиян, зарабатывающих 300 евро?
Можно заморозить государственные расходы и «задавить» инфляцию заодно с экономическим ростом, получить желаемый бездефицитный бюджет к 2015 году.
Но тогда придется заодно с сокращением социальных выплат отказаться от миллиардных вливаний в Олимпиаду-2014, от Сколково, от поддержки государственных монополий, от массы других бессмысленных и беспощадных бюджетных расходов. Иначе проблема из экономической плоскости неизбежно перейдет в плоскость политическую. Посмотрим, на что решиться власть не на словах, а на деле.