Все, что может предложить человеку реальный мир, уже сейчас во многом переплюнуто в виртуальной действительности. Трехмерная графика и объемный звук, невероятные эффекты и личное участие в штурме рейхстага, общение со всем миром и заказ суши на дом. Новости, которых нет в телеящике. Друзья, живущие в Канаде. Любая музыка, книги, фильмы. Возможность тратить деньги и шанс их заработать. Свобода, одним словом.
Один мой знакомый владеет фирмой. В офисе он понатыкал веб-камер и спокойно управляет бизнесом из ЮАР в режиме online. Другой разрабатывает игрушки для мобильников и прочие электронные примочки, сидючи в Германии. В Москве все больше компаний, буквально принуждающих работать сотрудников дома – выгоднее купить работнику нотбук и платить за трафик, чем содержать рабочее место в центре столицы. Понятно, что не для всех видов бизнеса это подходит, но тенденция, тем не менее, налицо.
Итак, что получается: человек может быть не привязан к рабочему месту, к родному городу (в смысле – сходить в магазин, кино, на концерт), стране, даже к другим людям может быть не привязан в реальном мире. Космополитизм и независимость в чистом виде и по всем направлениям. А космополитов в относительно недавнем нашем прошлом недаром официальная пропаганда называла «безродными» – такого человека гораздо сложнее прижать к ногтю и встроить в стройные ряды.
С другой стороны, свобода эта - кажущаяся. Электричество можно выключить, интернет-шлюз - закрыть, поставить фильтры, взломать почтовый ящик и электронный счет, оставить, то есть, в буквальном смысле без штанов и средств производства. Да еще и личной информацией поживиться. На любое действие находится противодействие - и стремление человека к виртуальной свободе довольно серьезно ограничивается соображениями безопасности и государственной политикой в этой области.
Да-да, именно государственной политикой. Зачем, как вы думаете, у нас педалируются всевозможные «Электронные России» и прочие программы по всеобщей интернетизации? Чтобы было быстрее, качественнее и удобнее - безусловно. Но еще и для того, чтобы быстрее, качественнее и удобнее контролировать - и отдельных граждан, и работу отдельных структур, и финансовые потоки, и даже целые социальные процессы.
Раньше, сидя в своем Междупопинске, гражданин мог выйти с плакатом к местной администрации и получить свои 15 суток административного ареста. И об этом подвиге никто бы не узнал. Теперь этот же гражданин может посеять бурю всероссийского масштаба, при соответствующем, конечно, подходе. Но и гражданина, в свою очередь, «срисуют» структуры, занимающиеся бурями всероссийского масштаба - и это будет совсем не Гидрометеоцентр.
Так что лучше пока оставаться при руках и ногах. Руками крепко сжимать клаву, а ногами не менее прочно стоять на реальной земле с ее маленькими радостями - ходить на работу, складывать деньги в свинью-копилку, посещать театры, дергать редиску с грядки и ездить в гости. Так оно надежней будет.