Теперь ситуация прояснилось. Вернее, совсем запуталась. Вот Юрий Лужков - ходит в обычной кожаной куртке и кепке. Пуловер Lacosta, не дешевый, но и не супердорогой. Отдыхает в Карловых Варах (правда, говорят, в своем санатории). А вместе с супругой заработал в минувшем году миллиард долларов. В основном, конечно, супруга отличилась, но тем не менее.
А вот контактер с инопланетянами, шахматный король с репутацией очень богатого человека, губернатор Калмыкии Кирсан Илюмжинов задекларировал всего 785,6 тысяч рублей годового дохода, или чуть больше 65 тысяч рублей в месяц. Созданный образ, что ни говори, бывает обманчив. Или обманчиво что-то другое?
Не удивительно, что всего 12 процентов россиян считают, что в декларациях чиновников содержится вся информация об их доходах - такие данные приводит Левада-центр в своем исследовании (16-19 апреля 2010 года, опрос 1600 человек в 49 регионах).
У нас вообще не очень принято верить власти, а уж в столь деликатном вопросе - и подавно!
Между тем, верить можно. Не исключено, что у кого-то из чиновников имеются и другие, не задекларированные источники доходов. Но тратят деньги они, скорее всего, в рамках того, что задекларировали - остальное складируется где-нибудь потихоньку в швейцарском банке на «черный день». Сегодня в России тратить сверх положенного не положено - пример Тельмана Исмаилова, обменявшего Черкизовский рынок на «Мардан палас», весьма доходчив.
Вот и давайте верить написанному. Президент Медведев и премьер-министр Путин - 3,3 и 3,8 миллиона годового дохода соответственно. У двух заместителей Лужкова, Ресина и Рябинина - 19,4 и 23,5 миллиона. То есть два заместителя руководителя субъекта федерации заработали в 6-7 раз больше, чем два первых лица государства. А что, нормально.
Заместителям губернатора мало в чем уступают префекты столичных округов - муниципальный уровень власти по-нашему. Известный правдоруб Олег Митволь, будучи префектом Северного административного округа, задекларировал 18 миллионов дохода, проиллюстрировав известную сентенцию «все деньги - в Москве». Невольно начинаешь верить - и сентенции, и префекту.
В Замкадье губернаторская доля укладывается в промежуток между 1,5 млн у Никиты Белых из Кировской области и 86 млн Георгия Бооса из Калининградской области. В целом, надо сказать, - ближе к Белых. Есть, правда, исключения - новый губернатор Красноярского края Лев Кузнецов со 118 млн., но их он заработал еще в бизнесе, будучи главой крупной угледобывающей компании. Есть и варианты «а ля Лужков»: губернатор Псковской области Андрей Турчак заработал 1,2 млн, а его супруга - более семи миллионов рублей.
С учетом всех нюансов и хитропереплетений можно констатировать, что средняя температура по губернаторской больнице - 3-3,5 миллиона рублей в год. Наши, кстати, губернаторы - ХМАО, ЯНАО, Тюменской области - зарабатывают немногим больше, по четыре в Тюмени и Югре и пять с половиной на Ямале. С учетом северного коэффициента вполне в рамках приличия.
Другое дело, как эти доходы соотносятся с доходами остальных граждан вверенной им страны. Согласно данным федеральной службы статистики, в минувшем году 18,5 процентов населения России получило годовой доход выше 300 тысяч рублей. Разница губернаторской усредненной зарплаты с нижней планкой этой прослойки граждан - десятикратная. Понятно, что из этих 18-ти процентов где-то пять дадут фору самим губернаторам, еще кто-то к ним стремительно приближается. Но если говорить об общей тенденции, то более восьмидесяти процентов населения получают в десять и более раз меньше, чем губернаторы.
21,8 процента россиян имеют доход от 180 до 300 тысяч рублей. Разница по нижней планке - в 16 раз. Еще 20,4 процента живут на 10-15 тыс. руб. в месяц - это уже двадцатипятикратный разрыв. Еще 21,5 процента процветают на 6-10 тыс. руб. в месяц, - разрыв мозга, если посчитать. Не говоря уже об оставшихся 16,8 процентах с ежегодным доходом от 24 до 72 тысяч рублей. А ведь есть еще один процент россиян с доходом менее двух тысяч рублей в месяц.
Вот о чем нашим уважаемым чиновникам стоит серьезно подумать - как постепенно сокращать этот чудовищный разрыв. Желательно, сначала попытаться сделать это за счет повышения доходов «простых» граждан. А если не будет получаться - тогда уж за счет сокращения собственных зарплат.