16+
Больше новостей
Больше опросов

​Как и где провести трамвайные линии Сургута

И почему подобный вид транспорта — тренд настоящего и будущего продвинутых городов

Фото yandex.ru
Фото yandex.ru

Моя статья о возможности организации трамвайного движения в Сургуте вызвала, как критические отзывы, так и параллельные предложения по этой же теме. Так, например, Денис Ханьжин ВКонтакте выложил возможные, по его мнению, маршруты трамвайной сети в Сургуте.

В комментариях к статье высказывались различные мнения. Кто-то считает, что строительство трамвая возможно, но только «по краю города и ближние поселки», но не видят этот вид транспорта в центре города. Другие полностью критикуют даже возможность создания трамвайной сети в Сургуте, аргументируя это тем фактом, что многие города отказываются от подобных решений, разбирают рельсы.

Почему трамваи — это тренд

В первую очередь хотелось бы ответить на критику, касающуюся «не перспективности трамвая», отсутствия развития трамвайной сети в городах России и за рубежом.

Трамвай последние два десятилетия только набирает обороты, строятся новые линии, восстанавливаются некогда убранные. Это происходит и в отечественных городах и, например, в Европе. Вот несколько примеров.

Москва. На протяжении нескольких десятков лет трамвайное движение ликвидировалось. Однако начиная с 2010 года этого не происходит, обновляется парк трамваев, старые трамваи отправляют в провинцию и постепенно начинают строить новые пути. Одна из известнейших открытых линий – восстановление трамвая на площади Тверская застава у Белорусского вокзала. Раньше там была, честно говоря, помойка. Я на поезде за рубеж езжу с этого вокзала, так вот площадь была в удручающем положении, а сейчас все разительно меняется, в том числе в части трамвайной реконструкции.

Санкт-Петербург. В нем вообще чудо-чудесное. В городе на Неве осуществляют проект концессионного (!!!) соглашения по строительству трамвайных линий. Часть этих линий уже сдана в эксплуатацию. Конечно, есть там свои проблемы, отчасти похожие на наши концессионные. Но мы же здесь ведем речь про развитие трамваев, а не про особенности концессионных соглашений.

Екатеринбург. Там строят и проектируют линии как в самом городе, так и выводят трамвай в ближний пригород – Верхнюю Пышму. Сейчас стройка в самом разгаре. А вот только на днях жители города одобрили строительство и других трамвайных линий в самом Екатеринбурге.

И, заметьте, я показал вам пример только отечественных городов. Это не какие-то там «загнивающие» Берлин, Амстердам или Нью-Йорк.

Почему трамвайные линии реально построить в Сургуте

Теперь что касается технологической возможности строительства ж/д линий внутри Сургута. У нас любят пословицу «было б счастье, да несчастье помогло». Вот с сургутскими улицами та же история. Город до недавнего времени строился у нас хаотично, без какого-либо плана, без соблюдения части норм. Такая практика должна была привести Сургут к узким улицам, криво-косо поставленным домам и отсутствию единого транспортного каркаса.

Однако, если проблемы и возникли, то не столь масштабные и неисправимые. И ширина улиц – это яркий тому пример. Дело в том, что в «изначальные» нефтяные годы линии электропередач прокладывали не под землей, а посредством воздушных высоковольтных линий.

В связи с этим строители жилых домов были просто вынуждены отступать расстояние от оголенных проводов и, таким образом, строили дома явно вдалеке от автодороги. Когда же возникла необходимость расширения проезжей части магистральных улиц, воздушные линии электропередач просто были демонтированы и проложены под землей.

Такие линии шли вдоль Магистральной (ныне участок Ленина), вдоль Мира и других крупных улиц города. Да и сейчас линии электропередач продолжают проходить вдоль, например, Профсоюзов и Киртбая, создавая тем самым задел для возможности расширения автодороги.

Самая узкая из магистральных улиц – это проспект Ленина. Но даже он на самом деле представляет из себя на всем своем протяжении либо шестиполосного монстра, как в центре, либо четырехполосный проспект с большими расстояниями с двух сторон от дороги до жилых домов.

Но возникает логичный вопрос: «А какие существуют нормы по ширине участка между двумя автодорогами, в который можно разместить трамвайную линию, да не просто трамвайную, а скоростную трамвайную? Ведь может не хватить и самых широких проспектов».

Здесь все очень просто – открываем документ «СП 98.13330.2018 Трамвайные и троллейбусные линии. СНиП 2.05.09-90», в котором указаны правила и особенности организации трамвайного движения.

Если коротко и сжато, то расстояние между двумя путями должно быть не менее 1,7 - 2 метра, каждый из двух путей сам шириной в 1,5 метра, также необходимо оставить промежуток между каждым из путей и проезжей частью не менее 1,1 метра. Итого примерно = 7 метров. Сразу оговорюсь – этот расчет сделан для линий, где нет остановочных комплексов, то есть там, где присутствует только транзитная ж/д линия. Так или иначе это первая минимальная ширина для трамвайного движения.

Что такое 7 метров? Это две полосы автомобильного движения. Такую ширину можно использовать там, где отсутствуют остановки и в то же самое время есть определенные ограничения по ширине улицы.

Но мы, конечно, должны рассчитать и ширину для трамвайного движения с учетом трамвайных остановок. Поэтому сначала. Расстояние между путями = 1,7 - 2 метра, каждый из двух путей = по 1,5 метра, расстояние от путей до остановочной платформы = 0,6 метра, далее идет остановочная платформа с павильоном, навесом и прочей аппаратурой.

Ширина платформы может быть различна и зависит от существующих ограничений. Рассмотрим вариант Сургутского проспекта Мира. Ширина зеленой зоны между двумя дорогами в районе пересечения Мира и Островского составляет 11 метров. Осуществляем несложный расчет и получаем, что на остановочную платформу Сургутского трамвая остается в среднем 2,5 метра с каждой стороны. Это нормальная ширина для трамвайной остановки.

Какие трамвайные линии могут быть в Сургуте

Ну и наконец! Где и как проложить линии трамвая в Сургуте? Я составил карту Сургута с обозначением линий трамвая и конечных остановок. Промежуточные остановки скоростного трамвая делаются в два раза реже нежели автобуса, троллейбуса и обычного трамвая. Но нужно ли нам разреживать или частить с остановками, я не знаю. Это вопрос дискуссионный.

Якорными «точками-тире» для линий Сургутского трамвая должны стать ж/д вокзал на западе, четыре магистрали города (Мира, Ленина – точно; Набережный, Профсоюзов – возможно), соединяющие их линии Островского – Майская и Энгельса – Университетская, а также речной вокзал на востоке.

Скажу честно, строительство трамвая – это очень непростой труд и очень большая работа городских руководителей и всех чиновников. Более того, я считаю, что на пятилетку до 2025 года задача непосредственного строительства трамвая не стоит. Нужно другое.

Нужно принять стратегию развития трамвайного движения в городе и подстроить под это реконструкцию всех запланированных магистралей. Например, сейчас собираются реконструировать центр Ленина. Вот и нужно сразу заложить возможность устройства посередине дороги полосы под трамвайное движение.

Большой задачей является инвентаризация сетей посередине проспекта Мира и, при необходимости, их постепенный перенос. Такая инвентаризация крайне важна, так как мы уже столкнулись с проблемой кромешного незнания чиновниками своих же земель, а точнее подземелья. Многострадальная история с продолжением улицы Маяковского у всех на слуху, не буду повторять.

Ну и венцом задач стратегии расчистки дорог для строительства трамвая является перенос ГРЭС-овской змеи, нашей любимой «трубы». Когда-то она была на задворках города, а сейчас стоит в самом центре и уродует и без того невзрачные виды серых панелек. Думается мне, что ее срок постепенно и так подходит к концу ведь построена она никак на позже 80-х годов, а поэтому в скором времени нам так и так придется решать проблему ее перестройки.

И вот когда все эти мероприятия будут сделаны то во второй половине 20-х годов можно будет приступить к практической реализации строительства самих трамвайных путей.

Уверяю вас, к тому времени окончательно сменятся и экономические и урбанистические тренды и на каждом углу большие столичные политики будут требовать ликвидации автомашин как класс и создания современных городов России с комфортным общественным транспортом. Ели мы начнем думать об этом сегодня, тогда завтра мы вновь будем впереди планеты всей.



25 мая в 14:52, просмотров: 4606, комментариев: 6


Комментарии:
d|RRcj{}50TpzZm{
Экологичный, надежный, независимый от пробок-скоростной! Я ЗА!!!
Сергей Владимирович
Для уменьшения восторга нужно прокатиться на электротранспорте зимой в мороз. Автор видать трамваи и троллейбусы только на картинках и в кино видел.
Уважаемый Сергей!Вы сказали главное-"нужно принять стратегию развития...",но для этого нужно обладать стратегическим мышлением,которое напрочь отсутствует у тех,кто у руля.
Alkonowa1ow
Все зависит от обогревателей. Например водители Немецких Магирусов, работавших на БАМе и в Сургуте, в Сургутнефтегазе на отсыпке кустов и в Сургутском погрузочно-транспортном управлении, работали в рубашках при температуре за бортом минус 35. Самому приходилось сопровождать груз на Магирусе до Лянтора. В кабине жара. А за бортом минус 40. Так и в трамвае электричества море, поэтому можно ставить электрообогреватель под каждым сиденьем. Так как в новом «Витязе». Глобальное строительство трамвайных путей нереально. Надо начинать хотя бы с одной ветки. Причём проектировать новые микрорайоны со строительства трамвайных путей. Чтобы не было коммуникаций и строений в чистом поле. Если таковые ещё сохранились в Сургуте. И соединить микрорайон трамвайным транспортом с центром. Остановок 8-10. И разворотный круг. Сначала новые районы. А затем какое-то кольцо вокруг Сургута. Но нужен проект. Инвестор или концессия. А идея неплохая.
Румпельштильцхен Alkonowa1ow
Для района ЖД трамвай до центра как глоток свежего воздуха бы был. Вот его с концепцией строительства автовокзала на Грибоедовской развязке надо объединить, а не предлагать какие-то огрызки, соединяющие одну пробку с друггой
Alkonowa1ow Румпельштильцхен
Такая и меня мысль появилась ещё когда Сибпромстрой и ООО «Новые строительные технологии» начали работы в районе ЖД. А как такие массивы будут связаны с центром города? Ведь существовала одна грибоедовская развязка. Вот и получилось горлышко на въезде в город. Хотя ещё не поздно по предложению автора начать что-то делать. Власти города хотя бы высказались по этому поводу. Сидят тихо в окопах.
Показать все комментарии (6)

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Вы можете войти на сайт или зарегистрироваться


Топ 10

  1. ​Кто последний? Второй приемный бокс для пациентов с коронавирусом развернули в СОКБ 1365
  2. Культурно провести ночь сургутян приглашает краеведческий музей 1199
  3. ​Тюменский геотермальный курорт победил в федеральном конкурсе 1078
  4. ​Более двух тысяч мероприятий – чем заняли детей Югры на длинных осенних каникулах 1047
  5. Эксперт назвал плюсы демографической ситуации в Тюменской области 824
  6. ​В Тюмени собирают экспонаты для музея торговли 699
  7. ​Для тюменских педагогов работает горячая линия по федеральным пособиям 658
  8. ​Рестораны Югры закроют на ночь 559
  9. Накануне в Югре зафиксировали 199 новых случаев заражения коронавирусом 552
  10. Количество умерших от коронавируса югорчан выросло до 235 517
  1. ​«Люди мучаются по 6-9 часов»: приемное отделение СОКБ изнутри увидела сургутянка 10762
  2. Громкая музыка, крики и драки: сургутянам мешают спать по ночам шумные посетители «Аквилона» 9443
  3. Автомобиль съехал в озеро под Нижневартовском: один человек погиб 9363
  4. ​Укладка асфальта в снег снова возмутила сургутян 8364
  5. ​Бывший депутат думы Нижневартовска Алексей Елин, боровшийся с COVID-19, скончался 7660
  6. Жители Сургута возмущены «захватом» дороги застройщиком 7159
  7. «Слухи разлетелись моментально: Барсов негодяй!» 6958
  8. ​В одном из магазинов Ханты-Мансийска за продукты расплатились фальшивыми деньгами — кассир ничего не заметил 6580
  9. ​В Сургуте заработают круглосуточные кабинеты неотложки в помощь СОКБ 5894
  10. На Югру надвигается метель 4086
  1. Под Сургутом сгорел вахтовый автобус // ВИДЕО 51652
  2. ​В Сургуте из окна 11 этажа выпал мужчина 47008
  3. Самолет, летевший в Сургут, экстренно сел в Ханты-Мансийске 38752
  4. ​В понедельник ХМАО накроет туман 37055
  5. ​Самолет «Аэрофлота» при заходе на посадку в Нижневартовске повредила стая птиц 21331
  6. ​У жителей Югры осталось менее 30 дней, чтобы получить 35 тысяч рублей из Югорского семейного капитала 20521
  7. ​Дорого-богато: как выглядит самый дорогой дом, продающийся в Сургуте // ОБЗОР СИА-ПРЕСС 19604
  8. ​Цирк недели 18693
  9. Алкоголики из Нефтеюганска решили заработать деньги, бросаясь под машины // ВИДЕО 14999
  10. ​«Не вижу другой возможности»: тренер спортшколы Нефтеюганске вышел на центральную площадь и объявил голодовку 14609