16+
Больше новостей
Больше опросов

​Власти Сургута постоянно говорят, что у нас мало земли под строительство. Но ее много – нужно осваивать промзоны

Фото osurgut.ru
Фото osurgut.ru

Сургутские СМИ, представители власти и строительной отрасли постоянно жалуются на то, что в городе, мол, практически негде строить. На самом деле это отчасти так (почему – расскажем ниже), но с подобной проблемой сталкивается любой крупный город, и чаще всего находит решение во внутренних ресурсах – а именно в повторном освоении промышленных зон. Что можно с этим сделать – разбирался СИА-ПРЕСС.

Зажатый город

Строители, с которыми поговорила редакция, признают, что Сургут с точки зрения своего географического роста зажат по всем фронтам. На севере город ограничен аэропортом и его охранной зоной. На востоке нас поджимают две ГРЭС вместе с водохранилищем. На юге и юго-западе – Обь. А на запад – Сургутский район и масса различных ограничений на стройку из-за охранных зон сургутнефтегазовских месторождений. Понятно, что по всем направлениям есть некоторые земельные резервы, но если смотреть масштабно – то глобальных перспектив географического расширения у нашего города действительно нет. По крайней мере на данный момент – пока аэропорт стоит на своем месте, а «Сургутнефтегаз» добывает нефть.

Поэтому редевелопмент промзон (а также «деревянной» жилой застройки) – это действительно тот внутренний ресурс, который городу предстоит научиться использовать. Для справки: северная промзона в Сургуте занимает примерно 1200 гектар, а на востоке – еще около 600-800 гектар. Грубо говоря, под 2000 гектар площади, которую можно будет развивать.

Так делают все

Вообще редевелопмент промзон – это решение, к которому приходит каждый крупный город. Например, в Лондоне была старая электростанция Баттерси практически в центре, она прекратила работать в 1980-х, но была объявлена памятником архитектуры, и власти долго искали варианты, как заново вдохнуть в нее жизнь – и нашли.

Сейчас там идет масштабный проект, который завершится в 2026 году – инвесторы постоят вокруг жилые дома, гостиницы, парки, а само здание превратится в передовой офисный центр. Кто знает, может, наши внуки так же будут перестраивать две сургутские ГРЭС?

Или в Германии, где в центре Гамбурга власти решили убрать работающий порт (суммарно 155 гектар – представьте масштабы, у нас потенциал на 2000 га!) и построить там многофункциональный район.

Сделали. Там сейчас живет 14 тысяч человек, работают еще 45 тысяч человек, а старом промышленном комплексе расположились музеи.

Таких примеров еще – десятки. И в России тоже. В Москве самый крупный проект редевелопмента – это район бывшего завода ЗИЛ.

Там строятся 6,4 млн квадратных метров недвижимости, включая жилые дома, большую школу, парк, спортивный квартал. Только за 2020 год инвесторы построят в Москве 2,2 млн квадратных метров недвижимости на территориях бывших промзон.

Чтобы уж совсем далеко не ходить – в Тюмени на бывшую территорию завода «Красный октябрь» зашел крупнейший федеральный застройщик и сейчас делает там свой жилкомплекс.

Что мешает?

Разумеется, с редевелопментом промзон не все так гладко и просто (иначе бы в Сургуте там давно стояли 17-этажные дома, а то и выше).

Во-первых, у всех производственных или складских объектах вместе с землей есть собственники, зачастую – несколько, что резко усложняет любой переговорный и юридический процесс. Зачастую бывает так, что работа на каком-то предприятии уже не идет, и один собственник вроде и готов продать все и уйти, но другой сопротивляется и хочет запустить там что-то новое. Разумеется, это резко тормозит любой процесс нового строительства.

Во-вторых, конкретно в нашем городе на промзонах довольно много объектов «Сургутнефтегаза». Это одновременно упрощает и усложняет дело, потому что компания ведет свою работу и ей может быть не интересно переносить свои цеха или базы ради того, чтобы кто-то там строил высотки. Но это, опять же, вопрос времени.

В-третьих, вопрос стоимости строительства. Тут мнения разделились: часть опрошенных СИА-ПРЕСС представителей отрасли предположили, что повторное освоение промзон в Сургуте может быть выгодно, так как территория обеспечена всеми коммуникациями. Другая часть опасается, что если сносить все подчистую и строить заново – это может выйти дорого, а если пытаться встроить свое здание в существующие каркасы – еще дороже.

С чего начать?

Вообще для редевелопмента промзон (да и вообще застроенных территорий) существует специальный закон, но он, как объяснил СИА-ПРЕСС замглавы Сургута Владимир Шмидт, в нашем городе пока не применялся. Но будет. «Сейчас мы готовим первый прецедент подобного редевелопмента, он будет касаться зоны с жилой застройкой. В качестве примера можно еще привести работу «Сибпромстрой» и их комплекса «Марьина гора», для которой компания выкупала у собственников земельные участки для жилищного строительства», – рассказал замглавы.

В целом строители считают, что городской власти нужно научиться пользоваться правовой базой по редевелопменту, провести инвентаризацию всех территорий на промзонах, и выяснить, какие из них и в какой перспективе можно запустить в работу. И дальше – долгие, сложные, нудные переговоры между собственниками, администрацией, потенциальными инвесторами, архитекторами, общественностью – кого перенести, кто закроется, что строить на освободившемся месте и так далее.

Потому что превращать серую промзону в аналогичные серые и пустые жилые микрорайоны (вы уже представили себе эту картину, да?) – это будет очередной страшной градостроительной ошибкой. Новые территории должны быть крутыми, интересными, привлекательными для молодежи, которая, если убедится, что город прекратил свое движение к мраку и ужасу, даже решит остаться. Поэтому будущее промзон – это крайне сложная и ответственная, но перспективная задача для городской власти.



29 февраля в 10:10, просмотров: 11820, комментариев: 13


Комментарии:
Dochimacho
Спасибо за статью. +100500
Alexey Kuchin
Дмитрий, с кейсами Лондона, Гамбурга или Москвы, конечно, можно согласиться. Там действительно не нужны старые угольные электростанции или заброшенные автозаводы, те города давно перешли в постиндустриальную эру. Зарабатывают они не благодаря промышленности, но вот Сургут, застроим мы 2000 Га жильем, кто там жить будет и где работать? Может пытаться развитием промышленных и деловых зон заниматься, создавая рабочие места генерирующие денежный поток в бюджет города. Если в городе будут рабочие места и деньги, то и ренновацию существующих жилых районов и строительство новых пригородов можно будет осилить? Ведь новые районы это и социалка и инфраструктура, которую город обязан обеспечить за свой счет, а мы до сих пор не можем закрыть потребности районов построенных 30 лет назад.
Д.Щеглов Alexey Kuchin
А я ни в коем случае не говорил про исключительно жилье. Я предположил, что с нынешней градостроительной политикой там будет скорее жилье, причем убогое. А вообще редевелопмент предполагает много опций: например, превращение старого склада в большой IT-центр, куда наши губернатор и мэр притащат представительства Яндекса и Мэйла, или там какие-то музейные-выставочные пространства, или еще что. Ну то есть: жилье это одна из множества опций, а разнообразие опций зависит от фантазии и смелости задумок.
Сергей Б
Короче, фильм мериканский.

Один чувак к другому зашел, а тот живет на бывшем складе под жилье переделанным. Метров триста квадратных, а посередине унитаз на постаменте стоит.

– Ты? чё – говорит – придурок. Не мог отдельный туалет сделать.
– А нафига?.. Я все равно тут один живу.
Сергей Б
Даешь каждому жителю Сургута по складу!
Alexey Kuchin Д.Щеглов
Согласен, но застройщик понятно дело выберет опции, которое потом сможет быстро и выгодно продать, не любят они строить из альтруистичных побуждений. Так, что как ни крути в первую очередь необходимо создавать условия, что бы был спрос на "арочники для программистов". В этом плане интересно, насколько успешен будет проект НТЦ, собственно он из себя и представляет, то о чем вы пишите. Будет успешен - и другие потянутся, в общем я бы не спешил с переводом промзон в Ж4.
вера
супер статья
крокодил
Половина промзоны принадлежит бывшим властителям города.
Alkonowa1ow
Фактически половина города построена на бывших промзонах, вагон-городках и балочных посёлках периода пионерного освоения. Фактически тогда вокруг земель отведённых предприятиям лепились вагон городки и балки, где жили работники. Нефтяники- это так называемая «таратыновка». Дорожники- автобаза№92 и СУ-904, электромонтажники- база МУ-6 спецмонтажного треста№8, база МК-14, база ДРСУ, жилье для строителей ГРЭС- ПДУ( передвижное домоуправление), пионерная промбаза энергетиков- контора Управления строительства Сургутской ГРЭС, Автобаза, Деревообрабатывающий завод КПП «Сургутгазстрой»( Арболит), база промысловом-геофизической конторы, энергопоезд, автотракторная контора НГДУ «Сургутнефть», база СМУ-8 треста Запсибнефтестрой, ОРС НГДУ «СургутНефть» со складами, контора Сургутского нефтепроводного управления, хлебопекарня, склады ОРС№6 строителей, база пескоструйной обработки нефтяных труб нефтяников, база цеха пароводоснабжения нефтяников, ЦНИПР, база ЦПКРС, база Управления буровых работ, вышкомонтажный цех, тампонажный цех и многие другие. Все эти производства находились в шаговой доступности в мкр. 1, 2,3,4 нефтяников. Аналогичная картина в меньших масштабах была у геологов и строителей. Энергетики все промзоны организовали вокруг площадки Строящейся ГРЭС и временное жилье в деревянном исполнении в пос. Кедровый. В черте города находились цеха Сургутского рыбокомбината, промкомбината, пищекомбината. Фактически в городской черте находилась взлетно-посадочная полоса Сургутского аэропорта и база вертолетного подразделения. В черте города находился Сургутский леспромхоз и лесхоз. То есть картина Сургута выглядела как строго рабочий город. С базами и жильем. Позднее с отводом земель в Северной и Восточной промзон все базы нефтяников, геологов, строителей переводились и на их месте возникли современные микрорайоны. Организации, возникшие в более поздние сроки основывали базы и жилые посёлки в этих промзонах. Это Сургуттрансгаз, СМП-330, СУ- 489 ( гидронамыв), ПСО-34(гидростроители), МО-80 и другие. Минтранстрой обосновался во временном п.Юность вместе с промзонами. Мостостроители в во временном посёлке МО- 29 и промзоной у строящегося ж.д. Моста. Министерство путей сообщения начало строить жилье вокруг Железнодорожного вокзала и промзоны за ж.д.путями- Западная промзона. Фактически Сургут представлял островки цивилизации среди нетронутой веками тайги. Дальнейшее строительство жилья и соцкультбыта привели к вырубке лесов и этот процесс продолжается сейчас и видимо город лишается окончательно естественных лесов за исключением нескольких парков, которые изначально возникли у нефтяников и энергетиков ( парк нефтяников и парк энергетиков). Дальнейшее развитие жилищного строительства за счёт промзон кажется нереальным. Их просто уже нет в черте города. Возможно, если произойдёт деградация хозяйственной деятельности в городе. То существующие промзоны освободятся. Но для кого строить жилье!
Alkonowa1ow
Лучше на бывших промзонах использовать существующие здания для жилья в стиле лофт.
Мономах
Какая упоительная чушь!
Румпельштильцхен Alkonowa1ow
>Лучше на бывших промзонах использовать существующие здания для жилья в стиле лофт

доступное жилье молодым, которое заслужили
йося
...Лучше на бывших промзонах использовать существующие здания для жилья в стиле лофт.
Ну да наши пром зоны таки ..здец какой лофт
Ну и про НТЦ, чё там кондакам бабло дали!? походу вопрос риторический, и никакого НТЦ не будет. как бы некоторые депутатишки не старались
Показать все комментарии (13)

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Вы можете войти на сайт или зарегистрироваться


Топ 10

  1. ​Тюменские власти заключили договор с компанией, готовой развивать научно-технический и промышленный потенциал региона 892
  2. Новый перинатальный центр в Сургуте может быть сдан в первом квартале 2021 года 875
  3. ​С 1 января в Югре проиндексируют девять мер соцподдержки 777
  4. ​Для кого?! 610
  5. Вартовчанка получила травмы после столкновения с авто 582
  6. Сургут продолжает оставаться лидером в антирейтинге по суточному числу заболевших COVID-19 560
  7. ​Хотелось бы услышать от губернатора – сколько инвестиций от нефтяников, а сколько «наших» 488
  8. ​Проспект Ленина должен быть не хуже, чем Тверская или Садовое кольцо в Москве, или даже превзойти их 487
  9. Четыре человека скончались от коронавируса в Югре 486
  10. ​Благое устройство. На лёд выходят… коммунальщики! 483
  1. Жительнице Нижневартовска продали курицу, якобы накачанную гелем 19475
  2. Более 300 тысяч югорчан получат до 5 декабря 1000 или 2000 рублей 12578
  3. В Югре заблокировали экстремистский паблик 5176
  4. Денис Синенко: «Коронавирус научил нас любить себя и обращать на себя внимание» 5016
  5. В Югре несколько человек взломали дверь торгового центра, чтобы украсть банкомат 4587
  6. ​Покрутила барабан: сотрудница УМВД Сургута снялась в шоу «Поле чудес» 4480
  7. В Сургутском районе подросток выпала из окна многоэтажки 4358
  8. ​Мусор раздора: сургутские дачники пожаловались заместителю прокурора округа на АО «Югра-Экология» 3881
  9. ​Пьяный полицейский из Нижневартовска устроил смертельное ДТП 3672
  10. ​В Югре запретили продавать горячительное в помещениях жилых домов 3603
  1. ​В Югре разыскивают маму и ребёнка, недоехавших до Нижневартовска 34875
  2. Жительнице Нижневартовска продали курицу, якобы накачанную гелем 19475
  3. ​На трассе под Нефтеюганском столкнулись три автомобиля, есть пострадавшие 17936
  4. ​Вахтовик хотел заказать девочку и получить бонусы, но финансовая фортуна отвернулась от него 17083
  5. ​В Нижневартовске сумасшедший ВАЗ перевернулся и снес светофор 13760
  6. Югорчанин распечатал чужие права на принтере и использовал их, пока не попался 12698
  7. Более 300 тысяч югорчан получат до 5 декабря 1000 или 2000 рублей 12578
  8. Житель Нефтеюганска потерял более 600 тысяч, желая заработать на купле-продаже иностранной валюты 12061
  9. ​В Сургуте на перекрестке Энгельса-Энергетиков поменяли схему движения // ВИДЕО 10715
  10. Пьяный дебошир попытался захватить сургутский автобус 10555