Вот, например, АвтоВАЗ, едва избежав банкротства и не ударив для этого пальцем о палец (государство, родимое, в который раз выручило), принялся, засунув палец в нос, доставать оттуда бизнес-план на ближайшую десятилетку. Совет директоров предприятия утвердил инвестиции в размере 5,6 миллиарда долларов, запланировал рост выпуска продукции в два раза и на полном серьезе решил сравняться по объему выручки с Mitsubishi. Вопрос, откуда дровишки, не стоит – своих нету. Попросят у государства, а то, возможно, Renault, как стратегического партнера, «разведет».
Идем дальше. Грызлов и Петрик. Эта пара энтузиастов водоочистки жаждет спасти страну от вымирания за каких-то полтриллиона долларов. Именно столько нужно потратить бюджетных средств, чтобы некие чудо-фильтры, в дееспособности которых есть серьезнейшие сомнения, расползлись по всей стране. Тут, впрочем, уж совсем откровенно шарлатанством попахивает, перейдем, пожалуй, к более реальным прожектам.
Например, к строительству второй ветки БАМа. Цена вопроса – менее 30 миллиардов долларов, всего-то. С подобной инициативой выступил полпред президента на Дальнем Востоке Виктор Ишаев, а всемерно поддержал — глава РЖД Владимир Якунин. Обоснование таково: единственная ветка уже испытывает перегрузки, не построим вторую — будет коллапс. Денег у РЖД, естественно, нет, поэтому вся надежа — угадайте? — на бюджет! При этом умалчивается, что перевозки по БАМу на тепловозной тяге как минимум в 2,5 раза дороже аналогичных по электрифицированному Транссибу. И именно поэтому БАМ, на самом деле, до сих пор остается недозагруженной магистралью. Там и с одной веткой еще долгие годы можно жить спокойно.
Можно еще вспомнить грядущее многомиллиардное возведение всероссийской Кремниевой долины в Сколково под руководством Вексельберга или, возвращаясь к РЖД, закупку небезопасных «Сапсанов» для трассы Москва — Питер. Когда продукция Siemens проявила себя не с лучшей стороны, в РЖД на голубом глазу предложили закупить на триллион рублей новые поезда — французские AGV. А поскольку они развивают до 350 км/ч на специальных участках, то, так и быть, построить еще одну железку Москва — Питер, раз такое дело. На бюджетные, естественно, средства, т.к. триллион рублей — это годовая выручка РЖД.
Спустившись на региональный уровень, мы увидим полный шахматизец Ханты-Мансийска, идею строительства АЭС в Пермском крае, что нереально хотя бы по геологическим причинам, планы возведения 400-метровой башни «Охта-центра» в Санкт-Петербурге (на средства государственного Газпрома), не усопшие под валом критики и мировым кризисом. А сколько еще на просторах нашей страны всевозможных аналогичных прожектов и прожектиков, где — на бумаге, а где — уже в бетоне и при бюджетном финансировании.
Мораль басни, в принципе, очевидна. Если нас накроет второй волной кризиса, есть идея, откуда взять деньги. Из бюджета, само собой.