Если и есть в кризисе что-то положительное, то это, с потребительской точки зрения, - резкое снижение темпов инфляции. В Европе даже дефляция наблюдается - цены падают. Россия же, как всегда, идет своим путем, - цены понемногу, но растут. Возможно, что решающий вклад в этот процесс внесла стоимость бензина, подскочившая с начала лета на 15 процентов.
Те, кто торгует бензином, кивают на мировую конъюнктуру. Дескать, внутренние российские цены привязаны к мировым, а в мире нефть дорожает. На что федеральная антимонопольная служба резонно возражает: резкий рост оптовых цен на нефтепродукты наблюдался в январе-феврале и мае-июне нынешнего года. Как раз тогда, когда цены в мире катились вниз…
ФАС усмотрела в этом нарушение антимонопольного законодательства и оштрафовала некоторые наши ВИНКи (вертикально-интегрированные нефтяные компании) на шесть миллиардов рублей с хвостиком. Да еще и региональные сети наказала на полтора миллиарда. Цены от этого, правда, вниз не пошли.
Нефтетрейдеры говорят, что снижать цены вслед за всем прогрессивным человечеством мы не в состоянии - из-за слабой конкуренции и административного давления. Административное давление - это наше все. Действительно, акциз высок, и, требуя низких цен, государство само не поступается ни пядью доходов в бюджет. «Слабая конкуренция» - это обратная сторона монополизма, доминирующего положения на региональных рынках тех или иных оптовых поставщиков. Представители отрасли, правда, предпочитают употреблять другой термин - коллективное доминирование. Отличие от монополии в том, что участникам этого «коллектива» попросту нет необходимости вступать в ценовой сговор, что инкриминирует ВИНКам ФАС. Они просто стремятся получить максимальную прибыль, руководствуясь логикой нашего недоразвитого рынка, только и всего. А раз нет сговора - нет оснований и для «наездов» ФАС.
ФАС, естественно, не согласен. Понятно, что крупным нефтяным компаниям миллиардный штраф - что слону дробина. Он, в принципе, уже заложен в стоимости нефтепродукта. Поэтому антимонопольщики заговорили даже об уголовной ответственности за необоснованный рост цен. Оптовики, естественно, возражают и говорят о том, что нельзя «кошмарить» бизнес.
Что же будет с ценами дальше? Если продолжать политику саморегулирования рынка, то цены еще вырастут. Хотя бы потому, что розничные сети сейчас работают на грани рентабельности и увеличить доход для них - вопрос выживаемости. Если же государство возьмет эту тему под жесткий пресс, то цены, возможно, снизятся. Но надо понимать, что такой подход называется административным управлением, которое рано или поздно закончится дефицитом и взрывным ростом цен. В СССР это уже проходили. В сухом остатке - цены на бензин будут расти. Вопрос только в том, какими темпами.