16+
Больше новостей
Больше опросов

​Заметки бывшего редактора

За много лет в региональной журналистике не изменилось... примерно ничего

Юрий Нуреев своими постами в Facebook взбаламутил во мне болото, которое давно, казалось, устоялось и покрылось тиной. Оказывается, в нашем профессиональном медиа-пространстве (из которого я благополучно выпал много лет назад) ничегошеньки не изменилось! Журналисты все так же воспринимают пресс-релизы как свою интеллектуальную собственность, а пресс-службы все так же «крутят ушами» с журналистскими запросами. Какой из этого следует вывод? Жизнь продолжается!

В этой жизни качественная журналистика стоит дорого во всех смыслах. Дорого найти и выучить качественного журналиста, дорого удерживать его от соблазна перейти в пресс-службу какой-нибудь корпорации, где работы в два раза меньше, а зарплата в два раза больше. Дорого держать журналиста, который выдает по одному материалу в неделю, пусть и качественному. А иное расследование может длиться месяцы! А газета выходит каждый день, не говоря уже о портале, который вообще онлайн. Чем заполнять?

Пресс-релизами! Для качественного и, соответственно, медленного СМИ пресс-релиз – лишь информационный повод. Для быстрого и неразборчивого – готовый продукт. Ему присобачивают заголовок, желательно побанальнее, что-нибудь вроде «В Сургуте появился памятник», и вуаля. Юрий возмущается, что еще и авторство себе присваивают. А как иначе? Иначе неинтересно.

Всем ведь известно, что пресс-релиз – это дармовой корм, вроде соли с перцем на столе, можно брать без спроса и оплаты.

В качественном СМИ эту приправу используют в приготовлении блюд. В остальных – высыпают на тарелку и приносят счет. Кушайте, гости дорогие, не обляпайтесь! Ну, эффект соответствующий. Поставщик соли (пресс-служба) доволен, что его товар взяли. Повар (журналист) доволен, что сделал блюдо из ничего. Ресторатор (редактор) доволен, что экономия. Потребитель плюется.

Скажу больше, некоторые СМИ имеют тенденцию «тырить» новости у конкурентов, слегка их видоизменяя и выдавая на голубом глазу за свое. Это как стащить блюдо с соседнего стола и продать еще раз, немного разогрев. Но эта повсеместная практика случается крайне редко, поэтому вернемся к пресс-релизам.

Классический пресс-релиз, как правило, невкусен, потому что это доклад начальника цеха. Тонно-километры из одного штуцера прямо на месте, чтобы свести бой к приемлемой цифре. Но у Жванецкого хотя бы смешно. Классический пресс-релиз серьезен, как атомная бомба.

Самая атомная бомба, это когда заключен договор на информационное обслуживание и пресс-служба выпускается погулять на выкупленное информационное поле.

Вот где осуществляется мстя за все издевательства над бесправными бесплатными пресс-релизами, за все очепятки и перекройки, смену заголовков и подмену авторства!

Не скажу, что все этим грешат, есть и плюшевые пресс-службы, которые нежно любимы. Но тенденция имелась в мое время, имеется, судя по всему, и теперь. Классическое (по учебнику) противостояние журналиста и пиарщика (один роет, другой закапывает) сместилось в нашем случае в область противостояния наглости с дилетантством. Этому нигде не учат! Но жизнь не только сложнее любого учебника, но и проще.

Да, экономический фактор. Рекламодатели и читатели-зрители-слушатели не оплачивают того уровня журналистики, который бы им мечтался. Редакции просто не в состоянии давать контент на сто рублей за рубль сорок. Но на пять рублей – вполне можно, есть примеры. И на пять копеек можно – тоже куча примеров. Все, извините, утыкается в пресловутый человеческий фактор. Там, где этот фактор присутствует – есть шевеления и надежда. Вот и все.

Тот же фактор работает и для пресс-служб, где вроде бы с деньгами заметно получше, но другое крайне мешает. Начальство называется. Не разбирающееся, как правило, в нюансах профессии, оно все равно лучше знает, как надо. А исполнитель что? Редкая птица долетит до середины кабинета, если попробует спеть своим голосом. Пусть и профессиональным. Хотя профессионализм в пиаре – это как раз найти для начала подход к начальству. Объяснить, почем халва. Но это детали. Суть та же – человеческий фактор.

Когда вы видите корявую, неинтересную, скучную, душераздирающую своей банальностью, нечитаемую, убийственно тягомотную, исполненную канцеляризмов и ненависти ко всему живому новость – знайте, что за ней стоят такие же корявые и неинтересные люди. Нечего на них время тратить.

P.S. Пресс-релизы имеют право на жизнь в СМИ, как самостоятельный вид творчества. Только их надо загнать в специальную резервацию, обозвать «пресс-релизами», указать авторство – и читайте, может, кому нравится. Свобода слова как-никак. На siapress.ru, кажется, поступают именно так.



15 ноября 2016 в 15:09, просмотров: 1857, комментариев: 2



Топ 10

  1. «Вечная проблема – как привлечь местных жителей к решению городских вопросов, чтобы они чувствовали здесь свою увлеченность» 2674
  2. ​Инсайд: Лариса Белоцерковцева покинула перинатальный центр 1616
  3. «Горсвет», «Комбинат школьного питания» и хлебозавод Сургута приватизируют 1153
  4. Голосование по благоустройству подходит к концу — почему надо спешить // Рустем Юсупов 1117
  5. ​Стирание истории 907
  6. Машина скорой помощи столкнулась с легковушкой в Нижневартовске 814
  7. ​С выгодой до 1,8 миллиона рублей. Сибпромстрой запустил специальные программы на покупку квартир в одном из жилых комплексов Сургута 723
  8. ​Прокуратура помогла сургутской медсестре вернуть работу 580
  9. Калькулятор переезда 565
  10. Школьное питание в Сургуте подорожало на 11 рублей 517
  1. «Антивозрастные крема эффективны, но они не могут заменить похода к косметологу» 2714
  2. ​НГДУ, готовься! В Сургуте начнут отключать горячую воду 2695
  3. «Вечная проблема – как привлечь местных жителей к решению городских вопросов, чтобы они чувствовали здесь свою увлеченность» 2674
  4. Крупные зарубежные бренды одежды возвращаются в ТРЦ Сургута 2622
  5. ​Югорчанам пообещали аномальную жару 2336
  6. Инфоистерия 2258
  7. ​Югорчане высказались против самокатов 2002
  8. ​Как вы площадь назовете 1869
  9. Сургутянин зарезал велосипедиста из-за просьбы не мусорить 1822
  10. ​Мост через Обь закрывается на ремонт 1800
  1. Имя им — легион 9044
  2. «Люди, у которых кто-то из близких страдал расстройством пищевого поведения, имеют риск заболеть выше в 10 раз» 7858
  3. В Нижневартовске ночью загорелся военкомат - на месте нашли «коктейли Молотова» 5349
  4. «По статистике, самые частые пациентки – 55 лет, но рак молодеет. Самой юной пациентке, прошедшей наше отделение – 21 год» 5203
  5. ​Остановить вечный двигатель 5133
  6. Как и зачем голосовать за благоустройство — замдиректора ДАиГ Сургута Алексей Усов 4714
  7. ​Ледоход в Сургуте начался 4612
  8. ​Арктика: вахта человеческих судеб 4176
  9. ​Из адидаса в абибас 4089
  10. ​В смертельном ДТП в Югре погибли два человека 3632