Меня искренне волнует судьба туризма в Югре – но только если говорить о туризме с большой буквы, об индустрии, а не об этих пионерских забавах с домом купца Клепикова или муляже хантыйской жизни в аэропорту Сургута. Оно, конечно, утопия и нету денег, но поговорить-то хотя бы можно? Тем более, что как раз сейчас неделя туризма.
Не буду приводить набивший оскомину пример ОАЭ, где вовремя сообразили, что не нефтью единой. Да, у них ресурс был больше, да и мозги сработали без скрипа. Ведь в пустыне такой же экстремальный климат, как и у нас, только с другим знаком. Но раз обещал, не буду продолжать.
Приведу другой пример. Недавно случайно попался мне на глаза автомобильный номер из американского штата Юта. Знаете, что на нем написано?
«Юта: лучший снег в мире». Лучший? Снег?! В мире?!
Что это вообще такое – «лучший снег»? Какие критерии? И почему это он лучший в мире? В Сибири своего снега навалом, уверен, ничуть не хуже. Но американцы не заморачиваются в поиске идей и лозунгов, которые продают. Сказано – лучший в мире снег, значит, так и есть. Все в Юту с лыжами и санками.
Не всякий европеец или азиат скажет, где эта Юта вообще находится. Но сами американцы, уверен, охотно ездят в Юту, где лучший снег. Аналогию с Югрой улавливаете?
Прежде всего, у туристической Югры нет своей фишки, идеи. Вон, у Челябинска есть метеорит и Аркаим. А у нас? На первый взгляд – пусто. Олени? Культура ханты? Рыбалка? Охота? Архитектура советского деконструктивизма? Позднее сторожукко? Нужна такая идея, чтобы – бац! и наповал. Как лохнесское чудовище. Или лучший снег. И, понятно, что в эту идею надо вложить много сил, денег, таланта, чтобы она не осталась на бумаге, а поселилась в головах, зудела там, заставляя покупать билеты и ехать смотреть, щупать, отмечаться в соцсетях – «я здесь был».
Но сначала – сама идея. Югра – родина мамонтов? Почему бы нет. Югра – колыбель цивилизации? Ну, с учетом находок на Барсовой горе, можно и так повернуть.
Главное – найти эту фишку и раздуть из нее огромного привлекательного симпатичного туристического слона.
Правильно подать – масштабно, неординарно. Сейчас вообще ощущается спрос на что-то новенькое. Европу всю облазили, Азией наелись, в Америке разочаровались. Тем более, внутренний туризм на подъеме – на фоне выездного спада. А там, глядишь, европейцы потянутся, им тоже в европах скучновато живется.
Правильно поданный мамонт – половина дела. Сюда же, к нему, нанизываются все, чем богаты – и рыбалка та же, и охота, и кухня северная аутентичная, и стойбища, и музеи. В общем, все, что уже есть, но не в комплектации «трохи для сэбэ», а по высшему туристическому разряду. В общем, вторая и большая половина дела – инфраструктура, с которой беда. Гостиницы, транспорт, рестораны, все вот это.
Вы скажете – откройте глаза, юноша, вам же сразу сказали, что утопия и денег нет. А я скажу, что
необходимо понимание на уровне окружной власти, что альтернативу нефти надо искать и находить уже сейчас.
Это понимание ни в коем случае не должно превратиться в очередную госпрограмму потерянных миллиардов. Все что нужно – единая концепция, синергия усилий и зеленый свет частному бизнесу в означенном направлении.
Что думаете?
Так мы победили коронавирус или еще нет? // Инна Кудрявцева, 27 мая в 14.00