4 ноября, «акция» на площади СурГУ. Говорят, празднуют День народного единства, но транспаранты вгоняют в ступор: «Молодая гвардия», «Сургутский государственный университет», «Герой Отечества в истории России», таблички с фотографиями героев Великой Отечественной Войны. Чувство такое, будто попал одновременно на Праздник весны и труда, 9 мая, День Молодежи и еще, пожалуй, День города. В качестве праздничных атрибутов здесь присутствует полевая кухня и ростовые куклы ханты, издалека немного напоминающие Масленицу. Мороз. Минус 20 с лишним.
Если бы прямо на площади, у здания строящейся церкви, устроили крещенскую купель, никто бы не удивился.
На сцену с поздравлениями выходят первые лица города и приглашенные гости. Кто-то начинает со слов «Братья и сестры» («сестры» – через «е», это принципиально), кто-то объявляет митинг открытым (или все-таки акцию? Определиться не смогли). Из уст многих звучат не праздничные речи, а практически военные лозунги: «Враг никогда не сможет нас победить», «Кто с мечом к нам придет, тот от меча и…», «Мы покажем любому агрессору!». Самым ярким заявлением было вот это: «Вам всем хорошо известно, что враг давно приближается к нашим границам». Мужчина рядом со мной согласно кивает и бурчит себе под нос что-то одобрительное, меня охватывает легкая тревога. Может, нужно бежать, тушенкой запасаться, бункер на даче рыть? Враг на границе, а я тут ерундой занимаюсь. В общем, есть смутное чувство, что с площади СурГУ собравшиеся пойдут не домой, а прямиком на фронт.
Потом дети поют песню «Родина моя». Нужно аплодировать, но делать это не так-то просто: варежки заглушают хлопки, и аплодисменты больше похожи на звук, который издают баскетбольные мечи на уроке физкультуры.
Народу на акции-митинге присутствует до смешного мало. В основном согнанные на него студенты, которым, судя по программке, еще предстоит исполнить танцевальный флешмоб. У него даже название имеется: «Нас не разделить!» Придумывали, видимо, рандомно. Вариантов множество: «Мы – единый народ!», «Мы едины!», «В единстве наша сила!».
Восклицательный знак в конце принципиален, как и буква «е» в слове «сестры». Все вариации слова «единство» также приветствуются.
Мороз заставляет зайти в театр, чтобы немного согреться. Там молодежь готовится к фестивалю культур, который начнется с минуты на минуту. Все в той же программке читаю описание концерта: «так-так-так… развитие межэтнической интеграции, воспитание культуры мира, профилактика проявления ксенофобии…» Пытаюсь соотнести это с теми заявлениями, которые слышала пять минут назад на площади. Не соотносится.
На лицах окружающих людей, одетых в народные костюмы, вижу полное равнодушие и желание поскорее выступить и ехать уже по своим делам. Направляюсь к одному из молодых людей, чтобы задать ему вопрос: «Как вам сегодняшний праздник?» — но мне становится неловко отвлекать его от созерцания экрана мобильного телефона. Молодой человек зевает и подпирает щеку рукой. Мне хочется сделать то же самое.
Словом, страна пребывает в растерянности: праздник придумали, а как его отмечать — не сказали…
Голосование по благоустройству подходит к концу — почему надо спешить // Рустем Юсупов, 25 мая