16+
Больше новостей
Больше опросов

​Ученье — свет, неученье — звук

Как светит Городской культурный центр

Это был удивительный день. Я побывала в блог-походе по Городскому культурному центру (ГКЦ). Буря эмоций, много новых позитивных знакомств.

В походе участвовали 20 человек: это и «текстописцы» (блогеры), и фотографы, и видеооператоры. Среди нас были даже пятнадцатилетние участники, хотя возраст не имел значения, ведь у всех одна цель — познакомиться с работой ГКЦ и с его «обитателями».

Как же странно было узнать о существовании такого центра лишь за неделю до его посещения! А когда-то, в 2006 году, я отмечала со своим классом там выпускной. Та же сцена, те же холл и диско-комната. Ничего не изменилось. Но теперь увидела этот центр иными глазами…

Ребят из блог-похода было несложно найти. Вбежав в холл, немного опаздывая, увидела небольшую группу молодых людей: кто с фотоаппаратами, кто с селфи-палкой, кто с ежедневниками и блокнотами. Подошла к ним, поздоровалась. Чувствовала немного недоумения и страха: «Что же тут делаю? У меня всего два вопроса и то они адресованы директору», — но побрела за группой в первый зал. Там познакомились с директором Александром Михайлюком, со студийным фотографом Виталием Ветровым, со специалистом по связям с общественностью Надеждой Федотовой и с миловидной заведующей отделом культурно-досуговой деятельности Яной Апанович.

Разделившись на две группы, мы с гидами — Надеждой и Яной — сразу отправились в «святую звукосветовых» — звукотехнический и светотехнический отделы. Путь был недалек, но проходил через темную комнату, заваленную раритетным реквизитом. В полумраке разглядела несколько «крылатых» старых столов, сложенных друг на дружку; где-то блеснул самовар. Несчетное количество проводов, стульев, небрежно сложенных в углу комнаты.

Поднявшись на второй этаж, успела увидеть в коридоре серый шкаф, рядом с ним на полу стоял аудиомагнитофон с катушками годов 60-х, а в шкафу на всю длину и высоту на полке стопками были сложены видеокассеты.

Рубеж ХХ и ХХI веков можно было наблюдать в этой проходной…

Когда мы вошли в комнату звукотехнического отдела, светлую и маленькую, первое, что бросилось в глаза, — умывальник в углу, огороженный небольшим выступом-стеночкой. Поодаль звуковая аппаратура, пара ноутбуков, столик, шкафы и диванчик. Большего здесь быть и не должно, ведь главная задача звукорежиссера — синхронизировать звук и музыку с выступлением. Делает он это по заранее написанному сценарию.

После короткой беседы с Николаем Давыдовым, звукорежиссером ГКЦ, Яна предложила осмотреть и пофотографировать аппаратуру, но никто этого сделать так и не успел: в комнату влетел Сергей Гиренко, актер независимого молодежного театра и по совместительству звукорежиссер, стремительно занявший свое место. «Все, уходи», — сказал он громко актеру на сцене и подал соответствующие сигналы рукой в маленькое отверстие комнаты, из которого было видно зал и сцену как на ладони.

Мы засмеялись. Николай Олегович сообщил, что Сергей на самом деле не сотрудник ГКЦ, а приехал вместе с труппой своего театра. На вопрос фотографа: «Откуда приехали?» — Сергей второй раз решил пошутить: «Из Москвы», — и ему это опять удалось. Далее рассказал, как создавалась их труппа, какой состав и какой имеют репертуар. «Собираемся, показываем спектакли. Если радуются люди — это для нас высшая награда», — признался Сергей Гиренко с юношеской улыбкой.

Получается, что за этим пультом сидят не только сотрудники центра, но и приезжие режиссеры. А почему? Да потому что сложно одному человеку за короткий срок адаптироваться к совершенно разным выступлениям.

«Пройдемте в следующую комнату», — позвала за собой Яна. Проходя через арку, обратила внимание на надпись «Комната света». «О, свет!» — воскликнула я. «Да, у нас есть даже поговорка такая: «Ученье — свет, неученье — звук», — сказала с улыбкой Яна, открывая дверь в комнату: «В прошлом он был начальником светотехнического отдела. Сейчас курирует и отвечает за работу обеих служб: и за звук, и за свет. То есть он у нас Начальник начальников. И просто хороший человек, хороший специалист, знакомьтесь — Игорь Ситников».

И вот поэтому у вас много огонечков? — спросила блогер Катерина Тайлакова, указывая рукой на гирлянду, висевшую на стене над диваном.

— Да, это естественно, — засмеялась Яна, — как в свете-то без света?

— Можно нам краткий курс бойца? Что это за лампы, в каких рядах они должны быть?

— Начну с того, что это старое оборудование. Лампы накаливания мощностью от 500 до 1000 ватт и больше. Все провода ведут в одну комнату за стенкой на стойки, а с этих стоек уже идут сюда на пульт. С помощью пульта я могу двигать, передвигать и управлять прожекторами. Все выводится на экран (на нем была изображена компьютерная программа управления светом в виде разноцветной схемы с цифрами, - примечание автора). Могу поднять процент канала или его опустить, от этого изменится насыщенность света, — Игорь Алексеевич тут же продемонстрировал то, о чем он говорил с помощью прожектора. Все ахнули.

— Нас раньше называли художниками по свету, — продолжал раскрывать тайны своей профессии Игорь Алексеевич. — Почему? Потому что мы работаем с режиссерами, разрабатывая световые программы.

Не просто здесь сели, посветили и ушли. Нет. Иной раз мы даже не видим сам концерт.

— Лампы очень дорогие. Часть оборудования нуждаются в ремонте. Поэтому когда поступает к нам заказ, мы тщательно обговариваем наши возможности и пожелания. Я сейчас вам покажу эту лампу — сказал Игорь Алексеевич и достал с пушки (большой длинный прожектор — прим. авт.) двухрожковую лампочку. Вот эта маленькая лампочка, высотой до 15 см стоит около 3000 рублей. А таких лампочек нужно много. Ее хватает примерно на полгода, дальше она начинает менять цвет и от этого снижается насыщенность светового луча. От изменения цвета одной лампочки зритель может ничего и не заметить, но если таких будет десять штук или больше? Тогда он - зритель - быстро устанет от постоянного «неправильного» света и картинка на сцене начнет искажаться, отбрасывая непонятные тени.

— А в репетициях вы тоже участвуете? — задал вопрос кто-то из участников блог-похода.

— Обязательно! Мы с самого начала прописываем световые номера. В программе указан каждый шаг по сценарию, но работа не ведется автоматически — все вручную.

На сцене актер может ошибиться, переволноваться, где-то задержаться или поспешить с выходом. Зритель не увидит разницы, а я должен сработать молниеносно.

Наше здание не новое. Я работаю здесь 20 лет, поэтому, как только свет моргнул — знаю, куда бежать и что исправлять. Могу, как электрик сработать, могу как энергетик - знаю все наши слабые места. Мне моя творческая работа очень нравится, хотя пришел сюда впервые как балетмейстер, хореограф. И все же десять лет работаю со светом.

Не так давно был случай, когда нас не предупредили об отключении света. Все произошло очень быстро, но у меня пульт отключился, а звук остался. Благодаря тому, что звук шел, зритель ничего не заметил, и я успел восстановить работу за 30 секунд…

Звукорежессеры и «художники по свету» практически живут на работе. Недаром в их комнатах установлены рукомойник и диванчики. Это интересная и сложная работа, которую когда-то «подсмотрел» Игорь Алексеевич в перерывах между занятиями. Десять лет он колдует светом, создавая прекрасные картинки на сцене, несмотря на то, что здание построено давно, ламп не хватает, оборудование требует ремонта. Героический поступок он совершает каждый день.

...Это была только одна из многих локаций ГКЦ. О других я поведаю в следующих материалах.

Фото Дмитрия Страхова, Веры Фефиловой



03 ноября 2016 в 11:13, просмотров: 2051, комментариев: 2



Топ 10

  1. «Вечная проблема – как привлечь местных жителей к решению городских вопросов, чтобы они чувствовали здесь свою увлеченность» 2719
  2. ​Инсайд: Лариса Белоцерковцева покинула перинатальный центр 1644
  3. «Горсвет», «Комбинат школьного питания» и хлебозавод Сургута приватизируют 1225
  4. Голосование по благоустройству подходит к концу — почему надо спешить // Рустем Юсупов 1136
  5. ​Стирание истории 947
  6. Машина скорой помощи столкнулась с легковушкой в Нижневартовске 834
  7. Калькулятор переезда 584
  8. Школьное питание в Сургуте подорожало на 11 рублей 530
  9. ​Путин назначил нового главу МЧС России 514
  10. ​Количество безработных в Югре снизилось 492
  1. «Антивозрастные крема эффективны, но они не могут заменить похода к косметологу» 2742
  2. «Вечная проблема – как привлечь местных жителей к решению городских вопросов, чтобы они чувствовали здесь свою увлеченность» 2719
  3. ​НГДУ, готовься! В Сургуте начнут отключать горячую воду 2715
  4. Крупные зарубежные бренды одежды возвращаются в ТРЦ Сургута 2627
  5. ​Югорчанам пообещали аномальную жару 2347
  6. Инфоистерия 2272
  7. ​Как вы площадь назовете 1881
  8. Сургутянин зарезал велосипедиста из-за просьбы не мусорить 1831
  9. ​Мост через Обь закрывается на ремонт 1807
  10. ​«Забег.РФ» не обойдет и Сургут 1748
  1. Имя им — легион 9051
  2. «Люди, у которых кто-то из близких страдал расстройством пищевого поведения, имеют риск заболеть выше в 10 раз» 7866
  3. В Нижневартовске ночью загорелся военкомат - на месте нашли «коктейли Молотова» 5353
  4. «По статистике, самые частые пациентки – 55 лет, но рак молодеет. Самой юной пациентке, прошедшей наше отделение – 21 год» 5242
  5. ​Остановить вечный двигатель 5136
  6. Как и зачем голосовать за благоустройство — замдиректора ДАиГ Сургута Алексей Усов 4721
  7. ​Ледоход в Сургуте начался 4615
  8. ​Арктика: вахта человеческих судеб 4181
  9. ​Из адидаса в абибас 4100
  10. ​В смертельном ДТП в Югре погибли два человека 3637