Шестой созыв Сургутской городской Думы пока не успел себя как-то проявить, но уже сейчас появилась если не первая интрига, то потенциальная возможность для ее появления. А ведь началось все просто идеально! С избрания Надежды Краснояровой председателем Думы, хотя фактически это было назначение. Кандидатура наверняка была согласована с округом, если не округом предложена, альтернативы, возражений, сомнений не было вовсе. Российский парламентаризм в действии.
Тут же Надежда Александровна сформулировала смысл работы органа: «Наша задача — сохранить стабильность и создать гармоничный союз двух ветвей власти — исполнительной и представительной». Дальнейшие слова о том, что это будет конструктивный диалог, а не соглашательская позиция, вызвали лично у меня приступ острого оптимизма.
Вообще, жанр конструктивного диалога в последнее время стал очень популярен. Вот Владимир Путин предлагает кандидатуру Вячеслава Володина на должность председателя Госдумы. В «Единой России» говорят, что другим фракциям тоже можно выдвигать свои кандидатуры. Фракции высказываются в том духе, что Володина поддерживают, но кандидатуры все равно выдвинут. Володин говорит, что это правильно, потому что альтернатива. Эксперты заявляют, что на результаты выборов это не повлияет, но хорошо, что есть плюрализм.
Вот это все и есть конструктивный диалог. Поэтому желание сургутского парламента придерживаться этого тренда можно только приветствовать.
Насчет «сохранить стабильность» и «создать гармоничный союз двух ветвей власти» — совсем хорошо. Стабильность при нашей мобилизационной экономике — главный критерий, мерило всего. Потому что нестабильность, сиречь какие-то изменения, могут быть только к худшему. Положительная динамика не предусмотрена. Так, незаметно, речи о развитии, достижениях и новых свершениях сменяются охранительной риторикой. Нам бы день простоять да ночь продержаться.
Создание же гармоничного союза двух ветвей, одна из которых зажата в тесные рамки дотаций и субвенций, а вторая и вовсе отжата на обочину политического мейнстрима, — это как союз двух инвалидов под лозунгом «Вместе мы можем больше!» То есть союз возможен, но гармоничным его не назовешь. Тут спичрайтерам надо поработать над формулировками, но в целом — зачет.
Фото Ирины Швец
Теперь о главном.
В едва родившейся Думе наметилась и иные, не закрепленные законодательством, изъяны. Избрание Надежды Краснояровой вполне логично и обосновано. Оно хоть и утвердило легитимность представительного органа в глазах людей, принимающих решения, но не стало проверкой на прогиб в силу своей объективности. Степень же профпригодности и управляемости органа во многом определяется беззаветным следованием всему, что предложат.
Дальше мы вступаем в область допущений и домыслов, куда же без них.
Обычно для избрания заместителя председателя Думы много времени не требуется — его кандидатура идет, как правило, пакетом вместе с кандидатурой председателя. Или, для соблюдения того самого плюрализма, паровозом — сразу за избранием главы органа. Чего тянуть-то, работы невпроворот. А тут возникла недельная пауза.
Кандидатуру не предложили? Вряд ли. Это было бы слишком легкомысленно со стороны курирующих инстанций, рождало бы опасную иллюзию возможности решать что-то самостоятельно. Однако, получается, что кандидатура с наскока не прошла. Кто-то оказался против. Причем, этого «кого-то» оказалось довольно много, иначе применили бы демократию в действии, проголосовали то бишь. Теперь будут слушания, а до них — разговоры, уговоры, в политике это называется «консультации». Прямо парламент какой-то!
Вселяет ли это Надежду не только на пост председателя Думы, но и в сердца поборников демократических инструментов принятия решений? Скажу так: в Думе есть люди, искренне полагающие, что они способны принести пользу своему городу. Они шли на выборы с этой мыслью и не собираются довольствоваться статусом депутата. И они хотят эту пользу Сургуту причинить, невзирая до определенной степени на последствия.
Интрига, одним словом, есть, и заключается она, кто бы мог подумать, в избрании заместителя председателя. Через неделю все будет гораздо интереснее! А нам, не избалованным политическими интригами телезрителям, только того и надо.