Думаю, страсти после выборов улягутся еще не скоро, но есть повод проговорить одну тему – давнишнюю, но актуальную. В российском обществе (а ранее в обществе советском) всегда находятся люди, готовые исполнять роль опричнины на, скажем так, общественных началах. Официально они, скорее всего, в службе охраны порядка не числятся, однако деньги получают. Это я о тех, кто опрыскивает зеленкой писателей, тех, кто обливает фекалиями оппозиционных журналистов. Нередко они действуют жестче – избивают, физически запугивают. Уверен, среди них встречаются идейные, но большинство – просто на зарплате.
Увы, за последние годы «притормаживания» российской истории вылезло наружу немало подпольных людей, и сегодня они пытаются диктовать свои гопнические правила. Кто они? Они рядятся под казаков, под лже-дружинников, под хоругвеносцев, нодовцев, имя им легион. Последний случай произошел в Нижнем Новгороде на днях: поддержать своих однопартийцев приехал «парнасец» Илья Яшин. Прокремлевские активисты ждали его – опять в ход пошли яйца. И надо сказать, у этих людей всегда все очень хорошо организовано: имеется транспорт, они обладают доступом к телефонной прослушке и просмотру личной почты. Короче – они заранее знают о перемещениях своих «протеже». И не брезгуют ничем. Как рассказывают, запросто проникли в номер отеля, где остановился Яшин, и устроили там шмон. Позднее те же провокаторы «опекали» московского политика в Выксе (областной центр Нижегородской области) и перед входом в кафе, где он должен был выступать, вывалили целый грузовик навоза. Это было бы смешно – если бы не было так грустно. Увы, таких провокаторов можно обыграть, лишь если ты опускаешься до их уровня и сражаешься их методами. Диких людей можно обыграть – становясь еще более диким.
Как сказал классик, человек стремится не к счастью, а к максимальному диапазону ощущений. Для этих людей запугивание и провокации – сродни духовному опыту, новым ощущениям. Многие наслаждаются своим падением. И считают войну нормальным состоянием общества, «движухой», ведь она, по их представлениям, формирует новых героев. И для них, это возможно, единственная возможность оказаться у кормушки. В качестве примера можно взять ДНР. Ужас в том, что темные инстинкты невежества и ксенофобии в них разбудили с помощью пропагандистских манипуляций.
Люди так устроены, что им хочется что-то делать, хочется что-то из себя представлять, а сегодня, когда социальные лифты работают только в сферах не слишком аппетитных, обязательно найдутся те, кто ради материальных благ согласятся преступать закон, причем поначалу по «мелочам» – зеленка, яйца, фекалии, да те же «карусели» на выборах, но тех, кто пройдет первую ступень инициации, вполне вероятно, бросят на более серьезные дела.
И что любопытно, зло всегда уверено, что оно делает добро. Для них и облить зеленкой Улицкую – доброе дело, а уж вылить ведро фекалий (это не метафора!) на журналистку Латынину – вообще доблесть, как цацка на грудь.
И любое наше слово в защиту гуманности, в защиту морали – они запросто приравнивают к выстрелу в их сторону, и потому могут стрельнуть в ответ. Да, подобное мышление вывернутое, параноидальное, но такова реальность, и мы с ней сталкиваемся чаще, чем хотелось бы.
Во времена моей юности оппозиционных политиков не было, откуда бы им взяться, зато в зоне риска оказывались рок-музыканты. Мы были не такие как они: джинсы, длинные волосы, гитары в руках – и вот на этом топливе работала их ненависть. В нас, правда, яйца не бросали – а сразу норовили дать в морду. В меня однажды целились из обреза. Любера – так звали наших тогдашних врагов (видимо, зародилось это течение в Люберцах).
Помню, нас с моей группой «Хроноп» в 87-м году пригласили на рок-фестиваль в Казань, так туда съехались и любера. Униформа их была заметной – телогрейки и кепки-аэродромы. В каком-то смысле они копировали тюремный стиль, в России вообще многое навеяно неволей – лагерное сознание, тюремное арго, шансон-культура. И вот в той фестивальной Казани 1987-го года питерским панкам из «Объекта насмешек» «повезло» нарваться на люберов, – так едва ноги унесли. Спасли их, кстати, милиционеры. Это сегодня полицейские делают вид, что не замечают проделок с яйцами и зеленкой…
Но настоящее нашествие люберов я наблюдал в Подольске (тот самый знаменитый «советский Вудсток»), туда слетелись огромные полчища хулиганья, и было реально страшно. Особенно много их съехалось в заключительный день фестиваля, когда выступали «ДДТ» и «Зоопарк». Музыкантов эвакуировали на автобусах, которые подгоняли к сцене вплотную. И увозили на турбазу, где мы, музыканты, обитали. И до турбазы любера не добрались, а то битва была бы там не на жизнь, а на смерть.
Время идет, а ничего не меняется.