Общественность в России сейчас необыкновенно воодушевилась в связи с проносом нашего флага на открытии Паралимпийских Игр в Рио-де-Жанейро. Ну, правда, редкий жест в наше время. С другой стороны, самое время заподозрить белорусов в извлечении братских дивидендов от этой акции.
«Это позиция государственная, и в том числе позиция президента Беларуси», — сказала пресс-секретарь Лукашенко. А ведь до этого глава Паралимпийского комитета РБ Олег Шепель утверждал, что на церемонии будет только государственный флаг Беларуси, и просил не путать спорт с политикой. Опять же, Андрей Фомочкин, который нес флаг — не спортсмен, а спортивный функционер. Его, может, и накажут, но от соревнований точно не отстранят.
Так что это было? Тонкий расчет с предварительной мистификацией? Личный порыв Фомочкина, поддержанный на государственном уровне? Спорт, солидарность, политика? Россия вроде как обещает заморозить поставки нефти на заводы в Беларуси, пока та не расплатится за российский газ. Можно свалить в кучу и готовящийся визит Папы Римского Франциска I в Минск, и несостоявшиеся военные базы РФ в РБ, и много, много всего, что всегда можно приплести ко взаимоотношениям соседних братских государств, одно из которых находится в очевидной зависимости от другого.
Вот если бы флаги России пронесли все паралимпийцы — в знак солидарности… Но всем — до лампочки. И мечтать нечего. Нет россиян — больше квот, больше шансов на медали. Хотя в личных разговорах, в соцсетях, на словах — ай-ай-ай, как так можно, где же справедливость. Нет справедливости.
В этом жестком замесе эмоциональных порывов и холодного расчета я по-прежнему утверждаю, что решение МПК не пустить нас в Рио воняет цинизмом. И отсутствующий на церемонии открытия президент МОК Томас Бах красноречиво все сказал, не произнеся не слова. Похороны президента Германии в этой истории ровным счетом ничего не меняют. И флаг России на этом самом открытии — добрый жест белорусов, который не стоит оценивать по этой же циничной шкале, когда все делается не просто так, от души, а с определенным умыслом. Уверен, что Фомочкину, родившемуся в Армавире, было приятно (посмотрите, как он улыбался!) нести флаг, даже если это была не его инициатива, даже если там какие-то расчеты.
А вот это, пожалуй, главное. Вещи, которые делаются легко и приятно, как правило, — правильные.
Другое дело, — нужен ли был наш флаг на этом празднике жизни? Нужно ли, образно говоря, лезть через черный ход, когда не пускают с парадного? В этот чистый и светлый мир паралимпийского спорта? Туда нужно вернуться с парадного, в чистом и белом. То, что возвращаться необходимо, сомнений не вызывает, никакие альтернативные игры, даже если мы перетащим туда еще пару-тройку стран-участниц, пусть даже это будет Китай, не заменят устоявшихся международных спортивных (и не только спортивных) институций — ни по престижу, ни по эффекту, ни по значимости, ни по вовлеченности в мировое движение.
Сейчас в России удобное время для самоизоляции, тем более что окружающий мир ни разу к нам не ласков. И тут очень важно — символом чего станет этот флаг страны на открытии Игр, где нас нет. Я бы предпочел символ дружбы и солидарности между спортсменами и знак того, что мы обязательно вернемся.
Так мы победили коронавирус или еще нет? // Инна Кудрявцева, 27 мая в 14.00