Информация о возможном поддельном дипломе председателя думы Сургута Сергея Бондаренко, предположительно из-за которой он снял свою кандидатуру с парламентских выборов, наталкивает на ряд вопросов о том, какую ответственность спикер мог понести в случае, если недостоверность сведений о его высшем образовании будет доказана.
Опрошенные siapress.ru эксперты из администрации Сургута, а также силовых структур, сообщили, что статья УК РФ 327 ч. 3 об «использовании подложного документа» подразумевает наказание:
– штраф от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда или в размере зарплаты осужденного за период от одного до двух месяцев;
– либо обязательные работы (180-240 часов)
– либо исправительные работы сроком до двух лет
– либо арест от трех до шести месяцев.
Однако на этом моменте возникает ряд вопросов и нюансов. Даже если бы территориальная избирательная комиссия в ходе собственной проверки и по результатам запроса в Санкт-Петербургский Государственный университет выявила бы, что диплом С. Бондаренко поддельный, это бы стало лишь причиной для снятия его с выборов. Для привлечения к уголовной ответственности необходим сигнал в силовые структуры, которые, в свою очередь, провели бы собственную проверку и направили дело в суд. И только после решения суда для С. Бондаренко наступили бы правовые последствия, указанные в 273-й статье УК РФ.
В этом случае появление судимости стало бы поводом для внеочередного заседания думы, на которым депутаты были бы вынуждены лишить спикера должности, а также парламентского мандата. Понятно, что даже если сегодня, 7 сентября, маховик подобного правового процесса будет запущен, сроки потенциальной проверки и возможно последующее за ней заседание суда едва ли поспеет к моменту, когда Бондаренко сложит с себя полномочия председателя думы – это произойдет в день первого заседания думы нового созыва, то есть в 20-х числах сентября.
С другой стороны, если силовикам действительно будет нужно надавить на уже ушедшего из активной политики Бондаренко, и на то будут основания в Уголовном Кодексе – они могут это сделать и после выборов. Вопрос в том, будут ли они проявлять подобную жесткость и принципиальность, и есть ли у нынешнего спикера думы подобные «бреши» в обороне.
Что касается возможной ответственности Бондаренко за работу в качестве председателя думы с якобы поддельным дипломом – тут вопрос еще сложнее. Дело в том, что спикер – это выборная муниципальная должность, которая не имеет квалификационных требований к образованию. Строго говоря, спикером может стать любой депутат, а депутатом – любой дееспособный гражданин в возрасте от 18 лет, вне зависимости от образования.
Это значит, что Сергей Бондаренко получал определенную зарплату председателя (а в бюджете на эту строчку расходов вместе с налогами и отпускными выделено порядка 4,2 млн рублей в год), но она не варьировалась от наличия у него высшего образования либо ученой степени.
Другой вопрос: если информация о поддельном дипломе окажется верной, то как Бондаренко был зарегистрирован кандидатом и избран депутатом городской думы? Правоохранители, конечно, могут копнуть в этом направлении (тогда под пристальным взглядом окажется еще и ТИК Сургута), но, по сути, срок исковой давности, по которому к Бондаренко можно было бы придраться, истек в 2014 году (как известно, он составляет три года, а выборы были в марте 2011 года).
Аналогичная и еще более прямолинейная ситуация с Сургутнефтегазом, где Бондаренко начал свою карьеру в 1986 году в качестве оператора поддержания пластового давления в НГДУ «Быстринскнефть». Тогда, разумеется, ему хватало и «корочки» среднеспециального образования.
Диплом СПбГУ по специальности «Юриспруденция» Бондаренко получил в 2001 году – в этот момент он уже занимал должность начальника отдела по работе с дочерними обществами ОАО «Сургутнефтегаз». На этот пост он заступил в 2000 году. В 2007 году он стал председателем первичной профсоюзной организации аппарата управления компании. Как выяснил siapress.ru, раньше у главной нефтяной компании было два юридических лица – производственное объединение и собственно ОАО «Сургутнефтегаз», и Бондаренко поступил на работу именно в производственное объединение. После этого он лишь переводился из одной структуры в другую и, возможно, миновал проверку диплома, которая была обязательной процедурой в ОАО.
Но суть в том, что даже если сведения о высшем образовании Бондаренко окажутся недостоверными и это подтвердит суд, и даже если при этом Сургутнефтегаз захочет что-то взыскать со своего бывшего работника, это будет иметь нулевые перспективы. Хотя бы потому, что это – уже бывший работник. Плюс – известный срок исковой давности, который для нефтяников истек уже очень давно.
Таким образом, повторимся, даже если информация о поддельном дипломе Бондаренко подтвердится, это будет означать лишь тотальное обнуление его политических перспектив. В ситуации, когда его полномочия итак истекают, а политические амбиции уже обрушились, силовики едва ли захотят устроить показательный процесс, хотя подобный шанс имеется.
СИА-ПРЕСС будет следить за развитием событий.