Салюты на День взятия Бастилии во Франции шикарные. На Лазурном берегу в это время проводится международный фестиваль, где лучшие пиротехники со всего мира устраивают умопомрачительные шоу под музыку – говорят, вчера был день Мексики. Это я к тому, что людей на набережных Канн, Ниццы и других городов набивается – не протолкнуться. И тут многотонный грузовик… страшно подумать. Но думать надо.
Вам не кажется, что вся борьба с терроризмом – реактивная? То есть власти только реагируют на предъявляемые угрозы, не пытаясь их просчитывать, вычислять и ликвидировать. Нам запретили брать на борт самолета жидкости, заставили снимать обувь, установили рамки металлодетекторов, – все это реакция на уже случившиеся теракты, этот опыт уже оплачен жизнями.
В аэропорту Ниццы нет рамок при входе, только перед стерильной зоной. Обувь снимать не надо, если она не на толстой платформе. Жидкость? Стоят урны, куда можно выбросить бутылки. А можно и пронести, если, например, с тобой ребенок. Сейчас, наверное, всю воду будут отбирать, жестко. На всякий случай.
И запретят все грузовики? Насколько я знаю, на Английскую набережную фурам проезд закрыт. Но это вроде бы и не фура была, а именно грузовик большой. В любом случае движение транспорта должно было быть перекрыто. Стояли, скорее всего, какие-то металлические переносные рамки.
Я видел, как перекрывают движение во Франции в день праздника. Дело, правда, было не в Ницце, а в Париже, а затем еще - в небольшом городишке. Сценарий один и тот же: полицейский (один!) выносит на проезжую часть такую рамку, перекрывает ею половину дороги, становится рядом и мило беседует с проезжающими мимо согражданами. Объясняя, видимо, почему такое неудобство и как лучше его объехать.
Теперь, видимо, будут раскатывать шипастые дорожки и ставить пяток жандармов с автоматами. Возьмут на учет все грузовики. Поставят на них какие-нибудь черные ящички. Ограничат как-то доступ к рулю. Но… поздно пить «Боржоми». Что будет следующим? Дроны с бомбами? Ядовитый газ? Хакерские атаки?
Терроризм нужно бить в корень, а не заниматься обрезанием веток – вырастут новые. Террорист из Ниццы – 31-летний француз тунисского происхождения, которого полиция держала на примете как склонного к насилию, но не считала за потенциального террориста. Знаете, как полиция во Франции «держит на примете»? Старательно объезжая определенные кварталы – что в Париже, что в Марселе, что в Ницце.
Сейчас звучат голоса о том, что террор добрался до места проживания французской элиты, дескать, Ницца – это такой буржуазный рафинированный курорт, кто бы мог подумать. Между тем, там есть кварталы, куда полиция не суется. Там, кстати или некстати, есть мощная чеченская диаспора. Ницца – типичный южный город с красивым фасадом и непонятными окраинами. Другое дело – соседнее Монако, или, как говорят местные, Ля Метро, с окрестностями. Там концентрация денег на квадратный сантиметр площади, наверное, одна из самых высоких в мире, там нет (вообще!) мигрантов – и там, почему-то мне так кажется, теракты вряд ли возможны.
Впрочем, не в мигрантах дело. Их на Лазурном берегу действительно немного. Их много в соседней Италии, в Германии, где терактов (тьфу-тьфу-тьфу) что-то не наблюдается. А во Франции – один за другим.
В Германии социальная среда адаптирует, насколько это возможно, приезжих в социум. Там мощная турецкая диаспора, которая не живет отдельно от немцев, а вплетена в местную жизнь. И там более-менее спокойно. В Италии свои нюансы, но тоже нет вот этого французского деления на «белых» и тех, кто живет в гетто.
Во Франции очень мощная арабско-африканская «пятая колонна» существует в неком параллельном мире. Парижский Сен-Дени, половина Марселя, целые кварталы в других городах фактически мало похожи на Францию. Это самая настоящая питательная среда для ИГИЛ и прочих террористов. И французские власти ничего не могут с этим поделать.
Или не хотят.
Возможно, я буду циничен, но французы пожинают плоды собственного лицемерия. Они пустили к себе жителей бывших колоний в качестве извинений за собственную колониальную политику, но не сделали ничего для ассимиляции приезжих. Более того, по факту во Франции наблюдается самая настоящая негласная сегрегация – в образовании, в приеме на работу. Если что-то и делается в противоположном направлении в последние годы – это капля в море и проблемы никак не решает.
По сути, существуют две Франции, одна из которых посылает своей старшей, более богатой и, говоря прямо, цивилизованной сестре вот такие вот приветы. И это не проблема наплыва мигрантов. Это проблема того, что происходит с ними потом, когда их вроде бы пускают в дом, но что делать с ними дальше, не знают. А зачастую и не хотят знать. Это страшный урок для всех, который, тем не менее, надо выучить.
А гоняться за грузовиками бессмысленно.
Про "реактивность властей". Это из российско-белорусского телевизора или вы серьезно изучили работу спецслужб Франции?
Про "гетто"... В "парижский Сен-Дени, половину Марселя, целые кварталы в других городах" вкладываются не "капли", а миллиарды, они сегодня активно реконструируются, работают специальные программы интеграции. Да, не в один час все изменится, но процесс-то вовсю идет. Как и что там происходит, можно узнать лишь читая французскую прессу, которая с этой темы не слезает, а не смотря российское телевидение, как, судя по чуть ли не дословному совпадению оценок, делает автор.
Что будет следующим, прекрасно известно. Никаких "дронов с бомбами и газов". Это дорого, долго, сложно для изрядно потрепанного, обложенного со всех сторон ИГ. Достаточно вспомнить, что происходило в последнее время в Израиле, чтобы предсказать, что это будут нападения обезумевших одиночек террористов-смертников, вооруженных холодным оружием - элементарными ножами и топорами, чьими жертвами станут беззащитные обыватели. Кстати, такие нападения во Франции уже случались. Правда, целью были полицейские и военнослужащие, патрулирующие улицы вместе с нарядами полиции.
И гоняться за грузовиками никто во Франции даже не собирается, никаких шипастых дорожек, надолб, противотанковых ежей, воду у детей не "будут отбирать жестко". И вы, Олег, должны были бы это прекрасно знать, если уж взялись писать о Франции, тем более, как вы говорите, "возможно цинично".
Причем здесь Россия-Белоруссия? А с чем же вы сравниваете? С какой меркой подходите к действиям французских властей, спецслужб и правоохранительных органов, ограниченных Законом, стоящим на страже соблюдения прав французских граждан, а не всемогущего государства? С советской, российской и белорусской. С какой же еще? Или вы еще в каких-то странах подолгу жили, серьезно изучали их опыт борьбы с терроризмом?
А Познер... Сколько лет Познер прожил во Франции? Год или два в младенчестве? Конечно, он может много знать о происходящем там, но назвать его каким-то неимоверным экспертом...
Несомненно проблема интеграции существует, но, не будучи погруженным во французскую жизнь, глубоко не изучив проблему, громогласно заявить, что все усилия французского общества - "капля в море и проблемы НИКАК не решает", это, по-моему, даже непрофессионально как-то.
Тов. Познер: "Я родился во Франции, жил там недолго, вырос в Америке, потом снова жил во Франции, потом в Германии..." Его интервью 2015 года. Это в 1934-м три месяца после рождения, год с 39-го по 40-й и год - полтора с 1948-50. Это факты.
Можно назвать лицемерием, что французы в период бума впускали во Францию говоривших по-французски и знавших французский образ жизни и мыслей жителей бывших колоний? Думаю, нет.
Если бы вы хоть каплю были "погружены", то никогда бы не написали: "французские власти ничего не могут с этим поделать. Или не хотят", потому что факты-то говорят об обратном - стараются изо всех сил. Не написали бы: "будут раскатывать шипастые дорожки и ставить пяток жандармов с автоматами. Возьмут на учет все грузовики. Поставят на них какие-нибудь черные ящички. Ограничат как-то доступ к рулю." Или про "жестоко отбирать" воду у детей. Потому что знали бы, как живут французы, как они живут после парижских терактов, как на них отреагировали власти, сами граждане Франции. Понимали бы, как работает государственная машина, полностью зависящая от граждан. Это не моя "действительность", это реальность, о которой вы почему-то не знаете. В том числе и про "ассимилированных" турков в Германии, которые и сегодня живут в турецких кварталах и никогда радикальным исламом не болели по объективным причинам. Это не мои "суждения", а факты, которые вы почему-то искажаете, к тому же в унисон с российской пропагандой.
Не думали, как прозвучит ваше высказывание? Сомневаюсь. Ведь это не я написал: "Возможно, я буду циничен". И вовсе не я вам какое-то залихватское "поздно пить «Боржоми»" приделал. Без обид.
Какие уж тут смещенные акценты, если вы безапелляционно обвиняете французов в том, что "они лицемерно не сделали ничего", "не хотели делать", хотя работа и нешуточная идет, деньги на реконструкцию "гетто" выделяются, но усилия по решению проблемы интеграции вы в упор отказываетесь видеть. Или просто о них не знаете.