Если честно, «Зарница» меня изрядно удивляет. Ну да, присутствовала такая достаточно азартная игра в Советском Союзе, бегали школьники по кустам, друг у друга погоны срывали. Как непосредственный участник, напрягаюсь (много лет прошло) и вспоминаю, что было довольно весело, правда, не всегда – кто-то где-то упал и сломал ногу, кого-то поймали и слегка поколотили в пылу борьбы…
Зато чувство локтя росло вместе с шишками, а еще – четкое, хоть и временное, деление мира на «своих» и «чужих». Чужие были по определению гады, даже если ты в обычной жизни дружил с кем-то из них. Такой неплохой тренажер – либо ты «красный», либо «синий», и бейся до конца. Ну и, понятное дело, некоторый слой идеологии сверху, хотя непосредственно в «Зарнице» он был минимальный, главное – найти «вражину» и сорвать заветный погон.
Как-то само собой подразумевалось, что ты за правильную сторону «воюешь». Также и соперник думал. Это как в детском саду, где мы регулярно играли в партизан и фашистов, причем каждая группировка была уверена, что партизаны – именно они. На этой почве возникали конфликты, ведь не могут же фашисты как настоящие партизаны в спальне под кроватями прятаться.
Но вернемся к «Зарнице». Смотрю, возрождается. Ну, думаю, а что такого? Пусть бегают. Классический аргумент: все лучше, чем по подъездам (дворам, подворотням и т.п.) дурью маяться (курить, пить пиво, ругаться, играть в карты, нужное подчеркнуть).
Потом, гляжу, там всяческие ответственные работники «шишку держат». Условный Васильвасильич, заместитель мэра, вдруг командир отряда «Юные клаустрофобы». Да и сам мэр – главнокомандующий, не хухры-мухры. Вот, думаю, вообще молодцы. Подают пример, учат… Стоп, а чему учат? Оказалось – патриотизму.
Дошло до торжественной присяги на верность Родине вообще и городу Сургуту в частности. Это, как по мне, из разряда «Я вам покажу, как Родину любить». И почему у нас любовь к Родине всегда с милитаристским уклоном? Нельзя, что ли, ее просто так любить? Без гранаты в руках? В мирных, так сказать, целях? Что-то не припомню, чтобы патриотизм через хоровое пение или современные танцы продвигался. Хотя он способен таким путем, в принципе, передаваться – через культуру, науку, образование.
Но через военную игру как-то проще доходят основные ценности. Вот мы, вот враг, с нами мэр и два пулемета. Игра, но не совсем. Сказка – ложь с намеком.
А теперь я и вовсе покрылся ровным слоем недоумения. «Зарница» на выборы собралась в городскую Думу. Надо понимать – со всеми своими погонами, знаменами и отрядами. Впереди мэр на белом верблюде, шашки наголо. И это совсем уже не игра. Общественное движение, но в другом направлении. Основные навыки схвачены – бежишь, руками машешь, до урны добегаешь и мужественно так, в последний момент, исполняешь свой долг. Товарищи рыдают.
А там еще «Юнармия» на горизонте маячит. Школьники с автоматами. Я понял: за патриотизм в обозримом будущем можно не волноваться. Примерно также, как и за выборы.
Не прозвучали методы продвижения патриотизма и примеры от автора, к сожалению, в каких-то других сферах.