Фестиваль красок Холи состоялся 3 июля на площади перед ТРЦ «Сургут Сити Молл». Не смотря на перенос праздника (по погодным условиям) и изменение программы, мероприятие прошло успешно, и его посетило множество молодых сургутян.
Организаторы фестиваля в этом году тщательно подошли к подготовке: они не оставили без внимания не только музыкальную составляющую праздника, но также позаботились о точках с едой, установили палатки, в которых проводились различные мастер-классы, и так далее. Прямо на месте участники могли приобрести фестивальную краску (кстати, уже доказано безопасную) в пакетиках, а также дымовые шашки с цветным наполнителем. На сцене без остановки играла живая музыка, исполнявшаяся коллективами из Сургута и района, а ближе к вечеру за пульт встали диджеи, чтобы разноцветная толпа могла «оторваться» на танцевальной площадке.
Это действо становится все более популярным у молодежи, поэтому коммерческие предприятия берут его на вооружения и устраивают фестивали красок на разные лады. В представлении людей Холи видится исключительно развлекательным действом – цветные облака красок и громкая электронная музыка, традиционно присутствующая в западной версии его празднования, создает вокруг фестиваля ауру беззаботного веселья. И это действительно так.
Но у уже привычного сургутянам праздника есть своя древняя история – которая, кстати, удивительно перекликается с русскими обычаями.
Дело в том, что традиционно праздник Холи в Индии проходит в самом начале весны. В первый его день происходит знакомое всем россиянам действо – народ сжигает чучело, что знаменует завершение зимы и начало нового цикла жизни. Только в русской традиции сжигают Масленицу, а в индийской – сестру мифического короля демонов Холику, которая должна была убить своего племянника Прахлада, перешедшего на сторону добра – к богу Вишну. Однако, согласно индуистской мифологии, план Холики провалился, и вместо Прахлада она сгорела сама, что ежегодно воспроизводится в рамках весеннего ритуала.
Несмотря на то, что, по сути, фестиваль Холи – это индийская Масленица, в России (и в Сургуте в частности) то и дело возникают споры и недовольства по поводу проведения этого праздника. В первую очередь это связано с религиозной составляющей фестиваля.
«Если говорить о проведении данного праздника, то он мог бы проводиться в рамках кришнаитской общины, но не в городском формате, – поделился с «НГ» своими сомнениями иерей Андрей Плешков. – Данные действия можно обозначить как прозелитизм, когда люди, под видом увеселительного мероприятия, становится участниками религиозного обряда, чуждого не только обычаям большинства его участников, но и в целом русской культуре».
Но, как показывает практика, участники «Холи феста» совершенно не воспринимают мероприятия как религиозный обряд – скорее, это способ влиться в большое позитивное событие и получить заряд хорошего настроения.
«Я мусульманка, но разве это важно? На Холи собирается много молодежи, мы не думаем о религиозности праздника, а просто веселимся и получаем удовольствие от происходящего», – с улыбкой рассказывает корреспонденту «НГ» одна из гостей мероприятия.
«Моя вера (христианство) никак не мешает мне посещать «Холи фест». В моей семье этот праздник не особо одобряют, но я все равно хожу на него. Для меня это возможность развлечься с друзьями, и я не переживаю за то, что он не православный. Такое событие бывает раз в году, я не могу его пропустить», – делится другая участница фестиваля, с широкой улыбкой отряхивающая свою футболку.
«Я не против того, что на Фестиваль приходят все желающие, – после окончания действа признался один из приверженцев индуизма. – Это добрый праздник, и если он может собрать у себя тех, кто редко собирается вместе во время других мероприятий, то почему бы и нет? Такое событие никому не причинит вреда».
Несмотря на то, что мероприятие коммерческое, городские власти озабочены безопасностью сургутян на таких празднованиях. Причина, прежде всего связана с тем, что в июне прошлого года подобный фестиваль красок на Тайване обернулся трагедией: при взрыве в аквапарке пострадали более 500 человек. Тогда после распыления неизвестного порошка в центре зала произошел взрыв и крупный пожар, который охватил зал с гостями мероприятия.
Но не только физическая безопасность сегодня под контролем. То, что абсолютное большинство участников «Холи феста» расслаблены, не видят и не хотят видеть какой-то религиозной и даже экстремистской подоплеки, не означает, что это невозможно.
В прошлом месяце губернатор Югры Наталья Комарова провела заседание межведомственной комиссии по противодействию экстремистской деятельности: на нем она говорила о необходимости следить за новыми религиозными организациями, присутствующими и в нашем городе. Это напрямую касается Сургута: в силу своего изначально религиозного происхождения, фестиваль красок Холи посещают, конечно, и сами кришнаиты, и с этим связана одна неприятная история.
В 2014 году представители центра ведической культуры попробовали провести публичную проповедь на «Холи фесте», а также предлагали всем желающим пропеть с ними мантры, что довольно сильно возмутило общественность, увидевшую в этом превращение молодежного праздника в религиозное таинство. Так что сейчас проведение фестиваля находилось под внимательным наблюдением, в том числе, в рамках борьбы с экстремизмом.
Но если говорить реалистично, то для молодежи это – еще один нетривиальный повод собраться и попасть в прогрессивную и веселую тусовку, что для нашего города – событие, в общем-то, неординарное, новое, интересное, завлекающее своей красочностью и позитивом. Как мы писали в начале материала – просто индийская Масленица на сургутский манер. И само мероприятие привлекает сургутян без оглядки на религиозные и национальные различия, они приходят просто повеселиться. Ведь русскую Масленицу никто не считает исключительно русским и только религиозным праздником – эти границы давно стерты, и представители разных народов и конфессий с удовольствием просят друг у друга прощения и едят блины в конце зимы. Чем Холи в своей сути хуже? Видимо, просто непривычнее. А чтобы исключить споры о религиозной составляющей праздника, может быть достаточно просто убрать из названия фестиваля слово «холи», которое имеет прямое отношение религии Индии. А в нашей стране популяризируется сектой, которая запрещена даже в самой Индии.
Да, нужно отслеживать и блокировать попытки проявления любых действительно религиозных аспектов в этом празднике – и все. Больше ничего не нужно. Разве что, кроме кукурузного крахмала, талька и натуральных пищевых красителей.
Кстати: Самый крупный фестиваль Холи в России прошел в 2015 году в Москве – тогда его посетили 67 000 человек.