16+
Больше новостей
Больше опросов

​Статья дня. Собянин vs. Лужков: соотнесите

Что должен и не должен делать градоначальник — на примере московского мэра. Отрывок из программы «Код доступа» на радио «Эхо Москвы»

В последнее время я с интересом наблюдаю за тотальным почти мочиловом мэра Москвы Собянина в интернете и не только. И очень мне, знаете, как-то стало интересно. Потому что, вот, был в Москве мэр под названием Юрий Лужков, у него была жена Батурина. При Лужкове Москва превратилась в негород. В общем, все московское хозяйство это был такой… Превратилась, в общем, в инструмент для обогащения частных лиц, в том числе удачливой бизнесменши Батуриной.

Было сделано при Лужкове несколько вещей. Первое, было потеряно всякое ощущение городского пространства. В историческом центре процветало нечто, что называется «точечная застройка». Точечная застройка – это эвфемизм, это когда был особнячок в 3 этажа, его разрушили, сделали 7. При этом остались те же пропускные способности улиц, те же коммуникации. Еще приватизировали трансформаторную будку во дворе, построили на этом месте многоэтажку. Ни один метр площади в центре столицы не считался, по остроумному замечанию моего знакомого Михаила Блинкина, если под ним не построили торговый центр не несколько десятков тысяч квадратных метров.

Что происходило с трафиком, понятно. Дороги строились, кстати, так. Объявлялся подряд, давались деньги. Эти деньги потом передавались субподрядчикам. Строительство начиналось. А потом субподрядчики разбегались с деньгами, а подрядчик говорил «Ну вот, я же не знаю, да? Я же не виноват. Субподрядчики исчезли». И я помню, как, вот, не доезжая Цветного Бульвара, несколько лет посреди бульвара, посреди одной из главных артерий Москвы просто все это было перекрыто и как-то, знаете, никто не возражал.

Городская реклама как-то случайно приносила копейки, а чиновников, которые ею занимались, регулярно подстреливали. Реклама в метро приносила копейки, метро не строили. А, кстати, знаете, почему не строили метро? Там же даже федеральные деньги выделялись на метро. Но когда федеральные деньги были выделены на метро, то федеральный центр сказал «А теперь мы еще, Лужков, хотим посмотреть, как они будут расходоваться», на что Лужков перестал строить метро. Это в городе, который лопается по швам. Все площади в центре, там, все места, которые абсолютно нельзя застраивать возле тех же самых станций метро, которые застраивать реально опасно по технологическим вопросам, превратились в такой восточный базар с этими ларьками и шаурмой. Самое главное непоправимое, что произошло в Москве, перестала существовать городская среда как общее целое, потому что город – это не сумма зданий, город всегда больше суммы зданий.

При этом 90% правительственных СМИ захлебывалось от восторга. Еще 10% хранили скорбное молчание, понятно, почему. Потому что когда «Коммерсантъ» написал, что Батурина имеет отношение к обвалившемуся Аква-парку, «Коммерсантъ» в Московском суде тут же проиграл. Я помню, как ваша покорная слуга посчитала, когда Батурина стала продавать квартал Шуваловский… А там это была земля, которая выделена была Московскому университету еще Сталиным. Значит, Батурина построила библиотеку для Московского университета, а взамен получила эту землю. Там она построила квартал Шуваловский. Я тупо посмотрела, сколько стоит эта библиотека по квадратным метрам строительства, и сколько продается по квадратным метрам квартал Шуваловский. На всякий случай уменьшила сумму в 10 раз и озвучила ее здесь вот по радио. Пришлось извиняться. Пришлось извиняться, потому что иначе бы нас судили и всем прекрасно было бы понятно, какие шансы мы бы имели в Московском суде.

Да, кстати еще такой момент, да? Помните, как при Лужкове было любую бумажку оформлять, какие были очереди в любое учреждение? Как справку было оформлять?

И, вот, в Москву пришел другой мэр Собянин. Он никакой не оппозиционер, лояльнейший чиновник, плоть от плоти путинского режима. Мог бы вполне делать то же самое, что Лужков. У этого мэра, так на минуточку, появились МФЦ, многофункциональные центры, где можно любую справку получить… Ну, вот, за 5 минут ты подал, потом получил.

Грузия подает это как великое достижение (такую же самую историю). Я тоже очень рада за Грузию. Я считаю, что Грузия сделала потрясающее дело. Собянин это делает тихо и не пиарит.

Понятно, да, что у Собянина не грузинский вариант по той простой причине, что он не может отменить на федеральном уровне само количество бесчисленных глупейших справок. Но это не уровень Собянина, да? Он этот вопрос не может решить. Он может решить только вопрос, что человек может за 5 минут прийти, подать заявку и через некоторое время прийти и за 5 минут получить справку. Вот это он может сделать, это он сделал.

Этот мэр запретил точечную застройку. Все, точка. Нету. От слова «совсем».Этот мэр вдруг перестал строить подземные торговые комплексы. Вдруг этот мэр начал строить дороги не за 8 лет, не за 3 месяца, а просто, вот, потому что перестала происходить эта история с субподрядчиками. Дороги строятся очень быстро. Этот мэр начал строить метро. Самое главное, этот мэр сделал так, что впервые за много лет Москва стала городом, что у нее опять целое больше части. Вот, вся администрация Собянина построена на заботе о городском пространстве. Я вам, кстати, рекомендую совершенно потрясающую статью Гриши Ревзина в «Снобе» о том, зачем плитка, о том, зачем вообще ощущение городского пространства и города.

Решения этого мэра нет, не бесспорны. Они не бесспорны по следующим причинам. А) Когда болезнь зашла так далеко, хороших и простых способов лечения нет. Б) Потому что когда режим, в принципе, скажем так, не до конца легитимен, то и мэр тоже не до конца легитимен, особенно для интеллигенции и оппозиции. Вот, для оппозиции, понятно, Собянин не может быть легитимнее Путина.

Третье. Ну, Собянин живет не в безвоздушном пространстве и понятно, что если чего-то хотят Ротенберги построить, Собянин вряд ли Ротенбергам может отказать. Ну, вот, не может он, не знаю, снести торговый центр «Европейский».

Есть решения этого мэра, на мой взгляд, которые являются безусловным плюсом, которые надо было давно сделать.

Это а) запрет точечной застройки. Кстати, сколько миллиардов этой коррупции и на этой коррупции поставлен крест, вы можете только себе представить.

Второе, я уже говорила, отказ от строительства этих гигантских торговых подземных комплексов, которые просто логистически убийственны в центре города.

В) строительство метро.

Г) Платные парковки, единственный способ сделать… Как я уже много раз говорила, воздух бывает бесплатным, только когда вы им дышите на природе. Когда вы ныряете с аквалангом, за воздух приходится платить. Когда парковка в центре города, в мегаполисе является ограниченным ресурсом, за нее надо платить, иначе бесплатная парковка… Во-первых, вы никогда не проедете по этому городу, во-вторых, это будет скрытая субсидия всеми людьми, которые не катаются автомобиле, тех людей, которые на автомобиле катаются.

Знаменитая плитка. Вот, Гриша Ревзин (еще раз отсылаю вас к этой замечательной статье) объяснил популярно, зачем плитка. Как он точно сформулировал, чтобы город пошел ножками, нужна плитка. Я могу честно сказать, что я только сама, несмотря на то, что я не самая последняя дура, я только сама после статьи Ревзина это поняла, потому что я вспомнила, как я однажды выходила зимой где-то с Вышки на Мясницкой, где был тротуар полметра шириной и пройти было невозможно. И я подумала: «Больше я никогда сюда не пойду». Сейчас, кстати, посмотрите, как реконструировали Мясницкую. Это, ну, не пешеходная улица, но по ней можно нормально ходить.

Троллейбусы. Вот, я очень уважаю Максима Каца, но пусть он перестанет пороть ерунду о том, как ужасные московские власти ликвидируют в центре города троллейбус. Троллейбус – это социалистический транспорт. 70% троллейбусного парка приходится на СССР и его окрестности. Троллейбусы производит единственный завод, Завод имени Урицкого. Он их производит на том уровне, на котором они производились в прошлом веке. Этих троллейбусов не хватает. Нет никакого смысла развивать эту тупиковую ветвь эволюции. Представляете, чтобы еще московский городской бюджет вместо того, чтобы покупать на рынке автобусы, вкладывался вот в эти самые троллейбусы?

Экологические преимущества троллейбуса мизерные перед автобусом, потому что напомню, что все автобусы, которые сейчас мэрия закупает, они на стандарте Евро-5. У нас миллион машин по Москве ездят на стандарте Евро-2. Сказать, что это автобусы загадят центр, а не эти машины, это смешно.

Да, будет в будущем электрический транспорт. Будет выигрывать трамвай. Будет и разрабатывается, несомненно, будет производиться электробус. Вот, какой смысл вкладывать гигантские деньги в троллейбусы, если через 20 лет везде будут электробусы?

Еще, кстати, момент. Троллейбус – это по определению государственный транспорт. Вот, автобус может быть частный. Ровно, собственно, поэтому троллейбус всегда был социалистический.

Есть у Собянина, на мой взгляд, подчеркиваю, решения абсолютно правильные, но которые нужно или можно было реализовывать другим способом. Вот, с моей точки зрения, все эти ларьки, которые он снес, надо было сносить, но при этом надо было платить компенсации людям. И сносить их было не со словами «Ваша собственность незаконна», а так же, как сносят в Америке – по пятой поправке. Что можно сносить любую собственность, если это нужно городу, но при этом ты платишь владельцу.

Тем не менее, да? Кстати, заметьте, почему Собянин это вообще смог снести? Потому что там же были снесены сотни до этого, действительно, незаконных. А потом снесли те, чьи владельцы как-то там уже арбузной коркой просочились в судах. И вот эта же вот поправка, которая позволяла сносить даже законные строения, она же была сделана для Крыма. Она же была принята, пробита не Собяниным, она была пробита для того, чтобы в Крыму можно было снести, вот, весь этот ужас, который там стоит вдоль побережья. В Крыму, поскольку там все абсолютно как и было, так и осталось коррумпировано, все это не снесли, а московские власти быстренько воспользовались и снесли. И что вы думаете? Те самые люди, которые нам рассказывали, как это ужасно, что сносится частная собственность, уважаемый, глубокоуважаемый мною Пархоменко тут публикует блог о том, что «А вдруг это коррупционная схема, и сейчас вот эти люди подают в суд и в сговоре с чиновником возьмут бабки?» Так, наверное, коррупционная схема была бы гораздо проще, если бы этих людей оставили.

Есть решения у Собянина, на мой взгляд, очень плохие. Вот, самое ужасное, на мой взгляд, что делает сейчас Москва (и это, кстати, никто не обсуждает), это застройка Новой Москвы. Это, опять же, не мое мнение, это вот мнение, опять же, из разговора с Михаилом Блинкиным.

Зданиями высокой этажности застраивается Новая Москва. Ребята, везде пригороды одноэтажные в мире. Мы создаем логистическую задачу, которая в принципе не решаема. Потому что, ну, и так метро перевозит сколько? 65 тысяч пассажиров в сутки. Больше метро не перевезет. У нас и так ходит в метро 45 поездов в час. Вместимость этих поездов ограничена длиной платформы. Метро для Апрелевки физически построить нельзя. Что будет со всеми этими людьми? Как они будут ездить?

Но еще раз повторяю, вот, есть решения дурацкие типа однолетних цветов, вот этого дурацкого фестиваля «Московская весна», повторного ремонта, когда, значит, сначала Хуснуллин отремонтировал, а потом Бирюков.

Ответ. Не бывает у человека всегда правильных решений. И, вот, что я могу твердо сказать, что все эти решения правильные и неправильные продиктованы, я вижу, одним правильным пониманием города как общественного пространства, каковым Москва, наконец, стала.

И последнее, что я хочу сказать, я лично не видела ни разу того, что можно назвать «мегакоррупционным решением», то есть когда решение принимается специально для того, чтобы украсть.

И последнее. Ребят! Сколько критики было по отношению к Лужкову и сколько критики по отношению к Собянину? Вам это не кажется странным? Соотнесите.

Оригинал:



19 июня 2016 в 17:57, просмотров: 3113, комментариев: 2


Комментарии:
бася
Отличная статья!)) Уважение Юлии Латыниной). Так признать свое прошлое непонимание в наше категоричное время, это дорогого стоит. Вот не верится мне, что Мазурин, например, сможет признать, что так и так, господа, я ошибался и не смотря на многие недостатки, я вижу и реальную работу по их преодолению. Для этого необходимо мыслить не только в парадигме своих устоявшихся воззрений, но и иметь мужество (себя переломить сложно)) возвысится над ними и попытаться, хотя бы, стать на минутку беспристрастным.
Спасибо Юлии, для меня эта статья - пример.
А что же Латынина молчит про те циферки, которые затрачиваются на воплощение в жисть "собянинской урбанистики", которые позволяют ему перекладывать плитку на одних и тех же улицах каждый год третий год подряд, переустанавливать гранитные бордюры на месте мраморных, которыми были заменены гранитные? Как говорится, за чей счет банкет? А все просто, "собянинская урбанизация", этот гигантский распил, возможен только за счет немыслимого, вопиющего диспаритета в российской бюджетной системе — системе, высасывающей из регионов и, особенно, муниципалитетов все соки, системе, для которой существует только Москва (ну и еще Чечня, которой Москва платит дань), а вся остальная страна является ее колонией, потому что Кремль понимает, что недовольства в столице куда опаснее недовольства на периферии, где люди все это терпят, только бы "не пришла Омерика!"
Показать все комментарии (2)

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Вы можете войти на сайт или зарегистрироваться


Топ 10

  1. Наталья Комарова потребовала доработать систему проверки QR-кодов для ТЦ 1320
  2. ​Наталья Комарова поручила провести служебную проверку из-за невыполненной мэрией Сургута рекомендации 1288
  3. ​В тройном ДТП на трассе «Сургут-Нижневартовск» погиб человек 1259
  4. ​Бывший директор структуры «Роснефти» в Югре пойдет под суд за подкуп 1063
  5. ​Андрей Филатов показал, каким красивым становится Сургут // ФОТО 1011
  6. В ХМАО вырастет прожиточный минимум для детей и пенсионеров 959
  7. ​Патриоты собрались в Сургутском районе на форум 899
  8. ​Владимир Путин: «В соответствии с Конституцией я имею право избираться на новый срок» 848
  9. ​Старье – под снос! В Сургуте ликвидируют аварийный фонд 830
  10. ​В Сургуте резко выросла заболеваемость ОРВИ среди детей 829
  1. Водитель кроссовера спровоцировал смертельное ДТП под Сургутом // ВИДЕО 5021
  2. ​Законные и красивые: мэрия Сургута возвращает ларьки 3650
  3. Семейный тиран и вор пойдет под суд за избиение силовика 3629
  4. ​В Сургуте обсуждают слухи о грядущей отставке замдиректора ключевого департамента 3517
  5. Югорчанин получил реальный срок за избиение сотрудника СИЗО 3291
  6. В Югре накажут сотрудников больницы, где маленький пациент выстрелил себе в голову 3181
  7. ​Вылетела на встречку: в ДТП на трассе под Сургутом погибла женщина 3028
  8. СМИ: в Нижневартовске арестован куратор строительства больницы-долгостроя 2933
  9. ​Нижневартовск лидирует по суточной заболеваемости ковидом 2751
  10. ​Лимит на использование QR-кода в ТЦ Югры ввели для безопасности 2690
  1. ​В Нефтеюганске ученику восьмого класса вручили медаль «За проявленное мужество» 10309
  2. В Нефтеюганске отремонтировали подъезд к дачным кооперативам 10108
  3. Дочка «Роснефти» попалась на загрязнении леса в ХМАО 9914
  4. ​В ДТП в Нефтеюганском районе погиб водитель легковушки 9427
  5. В Нефтеюганске иномарка сбила пешехода, перебегающего дорогу 9356
  6. На югорской трассе иномарка столкнулась с грузовиком: есть пострадавшие 9117
  7. ​Жители Нефтеюганска смотрят на город и вспоминают о Ходорковском 8455
  8. В Нефтеюганске пьяный лихач на иномарке вылетел в кювет и перевернулся 7921
  9. В Сургуте после смерти медсестры больницы возбуждено уголовное дело 7586
  10. ​В четырех муниципалитетах Югры введен режим самоизоляции для непривитых граждан 7193