16+
Больше новостей
Больше опросов

​На своем ли месте кондукторы СПОПАТ?

О неожиданных сложностях людей с ограниченными возможностями в общественном транспорте

Честно говоря, очень долго не хотел писать эту заметку. Всякий раз, наблюдая нарушения кондукторами «Правил пользования городским транспортом общего пользования в городском округе город Сургут» относительно мест, закрепленных за инвалидами и другими особыми категориями лиц, вначале возмущался, а дойдя до дома, как-то остывал. Да и кондуктор кондуктору рознь, есть среди них вежливые, внимательные и, надо сказать, очень терпеливые люди. Но последняя поездка на автобусе СПОПАТ поставила не запятую, а жирные восклицательные знаки в «Писать! Нельзя терпеть!». Это была самая буддистская моя поездка в автобусе, так как ехал я от «Горвоенкомата» до «Больничного комплекса», медитируя на раскрытую (почему-то) термокружку с еще парящим чаем, искусно устроенную кондуктором между оконным стеклом и поручнем возле двух сидений для инвалидов (!). Хоть в «армани» я не хожу, но отведать кипяточку на штаны что-то не хотелось.

Кондукторы вновь появились в наших автобусах где-то в 90-е, сменив молчаливые и все терпящие компостеры. Однако с тех пор место и правила поведения кондуктора в автобусе специально нигде не прописаны. Во всяком случае, в уже упомянутых мной правилах пользования городским транспортом, размещенных, кстати, на сайте СПОПАТ, кондукторы упоминаются только в контексте процедуры «обилечивания» и действий в экстренной ситуации. Но если есть человек, ему нужно место! Как минимум – служебное. И «местом кондуктора» в автобусах именно СПОПАТ почему-то становятся места для инвалидов, пожилых людей и пассажиров с детьми. При этом некоторые кондукторы настолько «обживаются» в своем автобусе, что их место, застолбленное, как флагом на Эвересте, уже традиционной подстилкой, превращается в настоящий кабинет. И занимает такой «кабинет» уже ни одно, а два сиденья, и все для той же особой по своим физическим возможностям категории пассажиров. «А вам жалко? – спросит кто-то. – Вы бы постояли целый день в постоянно движущемся автобусе!» Нет, не жалко… Если бы ни одно очень существенное «но». Точнее, два.

Во-первых, места для инвалидов и прочих особых категорий пассажиров закреплены как таковые в нормативных документах, например, в тех же «Правилах пользования городским транспортом общего пользования в городском округе город Сургут», и использовании их как служебного места, как минимум, является нарушением этих правил. Иными слова, нарушение трудовой дисциплины, которая в статье 189 ТК РФ определяется как обязательное для всех работников подчинение правилам поведения, определенным в соответствии с ТК РФ, иными федеральными законами, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором. Напомню, «Правила пользования городским транспортом общего пользования в городском округе город Сургут» утверждены постановлением администрации города Сургута и, соответственно, официальным нормативным документом муниципального уровня. Таким образом, не соблюдение положений этих Правил – это уже более, чем нарушение трудовой дисциплины внутри организации.

Во-вторых, места для людей с объективно ограниченными физическими возможностями, к которым, кстати, можно отнести и беременных, это не гуманистический реверанс, а мера обеспечения безопасности таких пассажиров. Ведь белого человечка с тростью в синем круге помещают не над любым местом в салоне автобуса. В эксплуатируемых СПОПАТ автобусах МАЗ 103 (длинные, трехдверные) это – первый от средней двери автобуса ряд сидений, установленных непосредственно на полу, чтобы инвалид или пожилой человек мог легко и быстро (последнее особенно важно при «формульских» амбициях многих водителей сургутских автобусов) пройти к месту. Сидений, предусмотренных для инвалидов, напомню, всего четыре: два, рядом стоящих, с левой стороны, и два, с правой. Эти сидения оборудованы страхующим подлокотником, а между стоящих напротив друг друга сидений расположен поручень (про кружку с чаем помните?), облегчающий посадки и вставание. Вот именно эти, справа стоящие, сидения и облюбованы сургутскими кондукторами, некоторыми сразу оба: на одном, дескать, я сижу, а на втором – сумка, куртка и пакет с ланчем.

Вот и приходится человечкам с тростями идти по движущемуся автобусу до ближайшего свободного места или поднимать других пассажиров. Видимо, в нашем общественном транспорте белый человек – не тот, кто с тростью, а тот, кто с сумкой. Но если учесть, что эти четыре сидения выделены для людей с ограниченными физическими возможностями из соображения их безопасности, то упомянутое выше нарушение трудовой дисциплины уже «тянет» на административное нарушение.

Таким образом, нежелание многих (увы!) сургутских кондукторов многократно спрыгивать и запрыгивать на «высокие» сидения на деле является каждодневным нарушением официально утвержденных правил и пренебрежением безопасностью пассажиров, которым и без того физически не просто.

Как изменить эту ситуацию? Не знаю. Установленные видеокамеры в автобусах, очевидно, утратили свою устрашающую функцию. В одном автобусе СПОПАТ я видел камеру, опущенную строго в пол. Снова и снова звонить диспетчеру и «стучать» ради дежурной фразы – «Спасибо за сигнал! Мы примем меры» – занятие малоинтересное. А между тем кондукторы защищают свое место под синим «солнцем» с белым человечком очень стойко, порой не взирая, от кого защищают.

Если закрыть глаза и представить, что Сургут – современный цивилизованный город, а в СПОПАТ работает профессиональное, думающее руководство, то проблема могла бы решиться на общем собрании в процессе коллективного обсуждения, какое из мест в салоне автобуса наиболее функционально и удобно для кондуктора, и при этом не противоречит действующим правилам. После осталось бы закрепить принятое решение во внутренних инструкциях и обеспечить их соблюдение. Но…

От редакции. Есть что сказать по этому или по какому-либо иному вопросу? Пишите нам на post@siapress.ru, nureev@siapress.ru или на vk.com/siapress. Не забудьте о подписи, желательна также и фотография.

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов блогов.



18 марта 2016 в 16:38, просмотров: 3173, комментариев: 9


Комментарии:
Лариса Латыпова
Доброго времени суток. Я всегда пользуюсь общественным транспортом, т.к. личного транспорта нет.Прочитав данную статью, немножечко обидно стало за кондукторов, которые работают на такой сложной работе.Очень часто приходится ездить по 1 маршруту, по 19 и хотелось бы отметить, что никогда не видела, чтобы кондуктор занимала места для инвалидов.Хотелось бы выразить большое человеческое спасибо людям, которые работают в этой организации за их труд и поблагодарить за внимательное отношение к нам- пассажирам!!!!!!
Н. Еременко Лариса Латыпова
Добрый день. Прочитал все это и стало как то не по себе...Такое чувство , что у остальных транспортных предприятий обслуживание на высшем уровне. Да, конечно не правильно тыкать пальцем и говорить : "а у них, а у них"..Но лично я считаю, что автобусы СПОПАТА одни из немногих, чьи работники выполняют свою работу на твердую четверку с плюсом. Коляску помочь занести? Пожалуйста. Вызвать скорую постороннему человеку? Сделано. Просто сам был свидетелем таких ситуаций, когда женщине стало плохо и кондуктор участливо спросила о ее состоянии и предложила вызвать мед.помощь. В мире все несовершенно, и возможно молодой человек стал свидетелем единичного случая..Просто прочитав, представляется картина ,как все кондуктора сидят с кофейком по утрам в автобусах и в расслабленной манере, закинув ноги на соседнюю седушку, читают Конан Дойля и покуривают трубку? А кто ж тогда работать будет? Лично от себя хотелось бы сказать спасибо за автобус №6 и №24. Тепло, чисто и комфортно, остановки обьявляются, кондукторы улыбаются..
P.S. Автору заметки пожелать хочу поменьше занудства. Может тогда простые вещи будут казаться менее унылыми и более позитивными. Спасибо за внимание.
Н. Еременко Ю.Н.
"Так что вопрос о местах для инвалидов - ни в коем случае не проявление занудства". Занудство - обмусолить это все в красках, какими воспользовались в данном случае. Талант писательства оценен. Все в порядке.
Ёж В тумане
Отвечу, как житель города регулярно пользующийся услугами общественного транспорта. Нормально работают кондукторы.
А те случаи, которые имеют место - не всегда и не во всех автобусах.
Это отражение человеческого фактора. В любом коллективе есть работники не понимающие или понимающие неверно полномочия им предоставленные.
Марина Соболевская
Часто езжу на автобусах СПОПАТ. Вся работа на должном уровне. В автобусах чисто, кондукторы вежливые. Вот в маршрутках - полный атас. Стараюсь их избегать. Работники ПОПАТА просто молодцы. А вышеописанное, скорей всего, единичный случай. Мне везло всегда на хорошее и внимательное обслуживание в автобусах №1,2,7,3,5,5а.
Наталья
Возможно, не совсем по теме, но обратите внимание на кресла в автобусах СПОПАТ - тканевые, страшные, залоснившиеся от грязи. Откуда они их взяли? Сесть невозможно, отвратительно. Езжу только стоя. Раньше, в советские времена, да и позже тоже, старые автобусные кресла обтягивали кожзаменителем. Простенько, но гигиенично. Давно хочется в Роспотребнадзор написать... Представьте, что скоро на ЭТО вы будете садиться в легкой летней одежде.
Ёж В тумане Наталья
Может быть такие страшные кресла ещё и оттого, что мы сами так к ним относимся? Садится неразумное дитя и ковыряет кресло ножичком, пишет фломастерами на спинках то, что выучили на переменах от старшеклассников, а мы?? Мы делаем вид, что ничего не происходит.

И...обивку на кресла делают не работники СПОПАТ или администрации, а завод изготовитель.
Чистка обивки кресла, если делать ее добросовестно и качественно - стоит денег. Насколько знаю- СПОПАТ в целях недопщения значительного удорожания проезда - субсидируется из бюджета города. Насколько помню - каждый раз, когда вопрос о субсидиях обсуждается в гордуме - депутаты в целях сбережения бюджетных средств - под микроскопом рассматривают этот вопрос и вдоволь помотав чиновникам нервы- утверждают таки эту субсидию.
Удобно, конечно, предъявлять все претензии работникам СПОПАТ, но верно ли?
А формально правы-все. Депутаты - стерегут (в целях более ПРАВИЛЬНОГО их распределения, иногда не без корысти) бюджетные деньги, город - пытается не задирать цены на проезд для населения,СПОПАТ - получает те автобусы, какие им закупили город и округ (а при закупке выбираются кресла с тканевой обивкой- ибо она дешевле) и т д...
Прекратить субсидировать СПОПАТ и отдать его в частные руки? Ну и получим повторение ситуации с маршрутками, когда водитель дает сдачу, принимает деньги и разговаривает с Душанбе по телефону. Получим дополнительные ряды кресел и невозможность в них сесть ввиду того, что меж кресел дано протиснуться не каждому...И..соответствующую чистоту в салонах. Как в маршрутках.
Может все же почаще будем встречаться с депутатами (или хотя бы писать им письма) и задавать им вопросы - всякая ли экономия на пользу горожанам?

Здесь дело не только в кондукторах и СПОПАТЕ. Если о ситуации говорить шире, то людям с ограниченными возможностями ограничивают еще и окружающее пространство. Есть у нас пандусы, ведущие в никуда, подъезды в бордюрчиками как нарочно для колясок с квадратными колесами, магазины, к коим на брюхе не подползти, а туда еще и заехать надо. Все это как-то замазано хорошими красками, документиками подклеено, а проблема-то есть.Знаю об этом человеке немного, ровно столько, сколько он рассказывал о себе на своих лекциях. Валерий каждый день, в силу своих возможностей, преодолевает море препятствий: на работу дойти, доехать, подняться. Сильной воли человек, упорный, он бросил вызов тяжелому недугу и укротил его. И пусть это кажется занудством, по мне так - это боль обо всех. Им итак нелегко, людям с тростью. Учиться, жить, покупать, ходить в парк... То, что мы даже не замечаем, человек с ограниченными возможностями воспринимает как подарок. А в автобусе езжу каждый день: один раз сдачу недодали, другой раз сунули билет, оказавшийся не из мотка, был случай, когда ехавшая девица мешала всему автобусу, обсуждала громко пассажиров, а кондуктор и ухом не повела, пока лично не пообещала этой даме выпихнуть ее на следующей. Есть у нас и герои своей профессии и те, с которыми даже остановки не хочешь проехать. В свои студенческие девяностые ездила на единице. Была у нас дама в СПОПАТЕ примечательной шикарной физической формы. Одним взглядом заставляла зайцев сердце в пятки положить. Бывало, видишь ее на Доме Пионеров (творчества юных ныне), и если не успел к компостеру, готов прокусить этот абонемент (так билет назывался) самостоятельно.
Марина Соболевская
Lere +1000!!!
Показать все комментарии (9)

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Вы можете войти на сайт или зарегистрироваться


Топ 10

  1. ​Анатолий Нечушкин: «Если бы я не притащил сюда электростанцию, то судьба города была бы другой. И вы бы сейчас здесь не сидели» // ВИДЕО 5147
  2. ​СМИ: следователи провели спецмероприятия у замглавы Пыть-Яха 1620
  3. ​В Нижневартовске выкинули на мороз 20 щенят 1428
  4. ​Нас ждет дальнейшее затягивание антиковидных гаек. Это общемировой тренд, с этим нужно смириться 1408
  5. ​Умер Анатолий Нечушкин 1252
  6. ​Сургутянка погибла на пожаре в полурасселенном бараке 1246
  7. ​Вахтовики продолжат работать по ковид-правилам до конца 2022 года 994
  8. ​В Нижневартовске за сутки от ковида скончались три человека 992
  9. ​Водители Югры предупреждают друг друга о сложной ситуации на трассах 988
  10. ​Apple подала в суд на ФАС России 977
  1. ​В Нижневартовске подростки избили девочку, но во главу угла поставили «национальность конфликта» 5377
  2. ​Анатолий Нечушкин: «Если бы я не притащил сюда электростанцию, то судьба города была бы другой. И вы бы сейчас здесь не сидели» // ВИДЕО 5147
  3. В тройном ДТП на трассе в Югре погибла женщина 3696
  4. ​Умерла Нина Ургант 3403
  5. Прокуратура проверяет информацию о конфликте школьников в Нижневартовске 3248
  6. ​Бывший директор структуры «Роснефти» в Югре пойдет под суд за подкуп 3120
  7. ​Выходец из Сургута нашёл 600 млрд для строительства частной дороги в Китай 2991
  8. ​В Нижневартовске выбрали нового главу 2773
  9. Родители девушки, погибшей в страшном ДТП под Сургутом, нуждаются в поддержке 2568
  10. ​Куратора больницы-долгостроя в Нижневартовске обвинили в получении еще одной взятки 2550
  1. ​Жители Нефтеюганска смотрят на город и вспоминают о Ходорковском 10351
  2. В Нефтеюганске пьяный лихач на иномарке вылетел в кювет и перевернулся 9896
  3. На югорской трассе иномарка столкнулась с «КАМАЗом»: один человек погиб 8591
  4. В Сургуте после смерти медсестры больницы возбуждено уголовное дело 7858
  5. ​В четырех муниципалитетах Югры введен режим самоизоляции для непривитых граждан 7555
  6. ​Вартовчане сняли на видео даму с котомками и сворой бездомных псов: «И это у детского сада!» 6095
  7. Водитель кроссовера спровоцировал смертельное ДТП под Сургутом // ВИДЕО 6057
  8. Пенсионер, попавший под колеса Лады в Нефтеюганске, получил травмы 5954
  9. ​Зрелище не для слабонервных: югорский врач показал последствия ковида 5845
  10. Аферистка из сайта знакомств умыкнула у вартовчанина пять тысяч 5622