16+
Больше новостей
Больше опросов

​«Прости, школьник, этого нет в программе...»

Куда уходит азарт из образования?

Фото: za-partoi.ru
Фото: za-partoi.ru

Совершенно внезапно для меня в Сургуте началась «школьная неделя высоких технологий» под руководством трио из РОСНАНО, РОСКОСМОСА и РОСАТОМА. Мне посчастливилось раздобыть анонсы этапов научной недели. Среди лекций и консультаций я увидел множество игр и даже творческие конкурсы, и это просто восхитительно.

Игра – неотъемлемая часть образовательного процесса. Начальная и часть средней школы проходится играючи, а вот в старшей школе начинается давка: «Эй, ребята, тут вам не детский сад, у нас все сварено на серьезных щах, и вообще вам ЕГЭ сдавать, не улыбайтесь и решайте уравнения». Чем ближе ученик к выпускному, тем меньше азарта в обучении и диалога с преподавателем – за 40 учебных минут и без того сложно передать запланированную по программе информацию. Исключения составляли гуманитарные предметы, и именно потому я выбирал социально-гуманитарный профиль: во время горячих споров на уроках обществознания и истории банально не хотелось спать.

В школе я был отличником три года (не учитываю начальные классы). Потом хорошистом, а к старшим классам – почти хорошистом. С каждой четвертью интерес к получению новых знаний пропадал. Если до седьмого класса информация со всех предметов удовлетворяла мое любопытство, то после все стало рутиной и угнетающей обязанностью; я не понимал, зачем мне тонкости высшей математики и сложности химии, если я совсем не собираюсь применять эти знания в жизни. Мне была интересна физика, пока я видел цепи электрического тока от катушек. Химия была чем-то невероятным, пока учитель создавала вулканы из неизвестных мне элементов. Я разочаровался в естественных науках, когда понял, что мне не получится обуздать стихию тока и пепла, потому что это не предусмотрено программой. Все сводилось к зубрежке, непонимание приводило к позорному списыванию, а отсутствие интереса – к нарушению дисциплины.

Я пытался наверстать физику, но абстрактные примеры про шары и сотня уравнений ломали мой мозг, и я засыпал. По этому циклу я жил две недели, а затем бросил затею. В отличие от физики, учебники по обществознанию было интересно изучать даже вне класса: десятки уморительных, плохо нарисованных картинок привлекали глаз, а интересные литературно-художественные вставки до сих пор сидят в моей голове. Почему бы не добавить таких же особенностей в учебники естественных наук? Познавательное должно быть интересным, и это вовсе не профанация учебного процесса – так считают и известные популяризаторы науки, пишущие научно-популярную литературу и выступающие на телевидении и в интернете.

Без азарта, практики и интереса немыслим современный образовательный процесс. Подросток неотделим от развлечений: от кинотеатров, компьютерных игр, огромных библиотек музыки, книг и смешных картинок на любую тему. Эти удовольствия всегда при нем, дети получают смартфоны с пеленок и активно ими пользуются. Для моего поколения интернет стал неотъемлемой частью существования – жизнь не дополняется социальной сетью, а продолжается в ней.

Сейчас российская школа неубедительна для подростков. Ученик с большим интересом посмотрит смешные картинки и оставит остроумный комментарий, если на уроке ему предлагают решать тригонометрию, а на вопрос «зачем мне это?» ему ответят: «Иначе ЕГЭ не сдашь». Согласитесь, это ненормально: студент должен искать и жаждать знаний во славу своего любопытства, а не ради решения тестов и экзаменов. Прав будет тот, кто скажет: «Современная российская школа заставляет детей заучивать ключи к экзаменам по шаблону, а не учиться новому и полезному».

Программа устарела совсем недавно, но к печальному итогу пришел уже не один выпуск несостоявшихся студентов. В год моего выпуска (2014) проходной балл как по математике, так и по русскому языку резко снизили. Ходил слух, что из-за провала экзаменов в Москве. На нашей параллели находились люди, которые даже минимального объема по математике на ЕГЭ осилить не смогли (три задания из, по-моему, двадцати). Не удивлюсь, если и они когда-то были отличниками…

Не знаю, понимают ли это в министерстве образования, но правильные шаги, сделанные «Школьной лигой РОСНАНО» для «недели высоких технологий» меня искренне радуют.

От редакции. Есть что сказать по этому или по какому-либо иному вопросу? Пишите нам на post@siapress.ru, nureev@siapress.ru или на vk.com/siapress. Не забудьте о подписи, желательна также и фотография.

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов блогов.



17 марта 2016 в 12:42, просмотров: 2318, комментариев: 7


Комментарии:
Bastagruv
Корень проблемы, на мой отдельный взгляд, кроется в том, что громоздкое наше министерство образования оперирует исключительно казённой статистикой освоения бюджетов и повышения успеваемости, такие нюансы, как удовлетворение учебным процессом со стороны учеников и педагогов даже в голову министерскую не придёт рассматривать. Для веселья и радости, мол, существуют диснейленды, а у нас тут ориентация строго на отчётность по ЕГЭ и ФЗП.
А вот , что пишет ресурс http://global-edu.ru/ об особенностях среднего образования в США, например:
"Особенностью системы среднего образования США является индивидуальный подход. Так, уже при поступлении в младшую школу ребенок проходит специальное тестирование, на основе которого определяется уровень дальнейшего изучения предметов – низкий, средний, продвинутый. Школьные предметы в США также подбираются с учётом способностей ребёнка.

В начальной школе по выбору ученик изучает только факультативные предметы – музыка, керамика, рисование. Естественные науки, английский язык, математика обязательны для всех.

В средней школе помимо разделения на уровни появляется разделение на блоки. Подросток и его родители, совместно с учителями, выбирают список предметов, а также уровень обучения, который лучше всего соответствует интересам и способностям ученика в данной области.

В средней и старшей школе каждую дисциплину можно изучать на трёх уровнях:
College Preparation class — класс подготовки к колледжу считается самым простым
Honors class — предполагает углубленное изучение предметов. Дословно переводится как класс отличников.
Advanced Placement class – изучение выбранных и обязательных дисциплин на повышенном уровне.

В старшей школе остаётся необходимость изучения математики, английского языка, естественных наук (физика, химия, биология, геология, астрономия), истории, физкультуры.

В дополнение к ним идут на выбор: иностранный язык, музыка, рисование и ещё несколько десятков различных предметов на усмотрение учащегося.
Чтобы изменить уже выбранную программу обучения, отказаться от какого-либо предмета в пользу другого, необходимо предоставить веские основания и изложить их в письменной форме в заявлении на имя руководителя школы".
Дождутся ли наши дети чего либо подобного, или будут и дальше получать стандартный для всех набор данных сомнительной надобности...
Жучка Bastagruv
Если не считать первый абзац, то что у нас не так из всего Вами перечисленного. Там нет ЕГЭ? А еще там в средней школе можно писать печатными буквами и делать ошибки в словах, за это баллы снижать не станут. Ну прям мечта российского школьника.
Bastagruv Жучка
Про шрифты и орфографию ничего не скажу, тут я не настолько осведомлён, как Вы. А по поводу ЕГЭ информация весьма доступна:
"Одна из самых сложных систем отбора выпускников школ в колледжи и университеты – в США. В США нет единых программ обучения и национальных экзаменов. Единственным измерителем содержания образования выпускников старшей средней школы является количество изученных курсов, ориентированных на подготовку в университет. Самые известные и распространенные экзамены в США, которые могут учитываться при поступлении в ВУЗы, – это тесты SAT (Scholastic Achievement Test) и ACT (American College Testing):

Тест SAT разрабатывается комитетом по колледжам (College Board) совместно со службой педагогического тестирования ETS (Educational Testing Service). Тест состоит из трех частей и проверяет знания, умения и навыки по английскому языку и математике. Сдать SAT можно семь раз в год.
Тест ACT разрабатывается организацией American College Testing Program также совместно с ETS. Он состоит из отдельных тестов по четырем предметам: английскому языку, математике, чтению и естествознанию. Наиболее престижные вузы требуют сдачи профильных тестов по предметам". (с) http://www.college.ru/
Жучка Bastagruv
Хотела сказать, что мы весь этот опыт переняли, все это уже есть в наших школах, только по каким- то причинам он не улучшил образование, а наоборот. Учебная программа в большинстве своем направлена на самостоятельное изучение всех предметов, нужно найти ответы в интернете, энциклопедии, учебной литературе...., но даже при всех стараниях, нет никакой гарантии наличия подобных заданий на ЕГЭ. Да и сам процесс допуска на ЕГЭ через рамки как при досмотрах в аэропорту, либо обыскивают. Дети от волнения теряют сознания, попадают в реанимации. Экзамены, со следующего года, четвероклассники будут сдавать. А если не сдадут ? Что дальше?
Здесь остается только рассчитывать на способности детей и на свои силы, возможности работать с репетиторами.
При этом, нет никакой гарантии, что в других странах образование может быть лучше. Есть случаи, когда 5-ки, полученные в колледжах Австрии, Калифорнии - это двойки в РЭУ Плеханова. От ученика/студента и его стараний сейчас многое зависит.
Cовок
Что-то не нравится мне, что по вашему весь смысл учебы сводится к сдаче ЕГЭ.И что,школа всех учеников так и целеполагает - делать все школе и ученику для сдачи ЕГЭ? В советской школе этого не было. Там просто был естественный отбор тех кто хочет и может учиться, кому это интересно.И поступление в институт в большинстве зависело от знаний выпускника школы а не от денег его родителей.
Вообще-то в заточке школы, учителей на подготовку к ЕГЭ, ни чего нового. В совке, так же учителя были заточены на то, что бы хоть с 8-го класса выпихнуть, не оставить на второй год. Этим показателем, как сейчас балом выпускников на ЕГЭ, оценивали эффективность учителей, раз у тебя остаются на второй год - значит ты плохой преподаватель, не можешь научить.
Не, возможно, когда для выпуска со школы хватало четырехлетнего образования, было по другому.
Bastagruv
Суть статьи, насколько я понял, сводится к тому, что современное российское среднее образование в принципе никак не задействует развлекательный и игровой момент в процессе обучения детей, а напротив, даже младших школьников ориентирует исключительно на достижение неких тестовых результатов. Причем единых для всех, поголовно, учащихся страны, без какого либо учёта их личных особенностей. Поэтому и привёл пример принципиально иного подхода, просто для сравнения.
Показать все комментарии (7)

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Вы можете войти на сайт или зарегистрироваться


Топ 10

  1. По Сургуту бегает медведь // Видео 962
  2. ​«Двойные стандарты»: в Югре глава поселения объявил бойкот губернатору из-за отмены праздника 759
  3. В Сургуте элитная иномарка столкнулась с легковушкой: три человека пострадали 751
  4. Наталья Комарова поручила отправить не менее 40 процентов чиновников на удаленку 709
  5. Дума Сургута обновится осенью 680
  6. ​Ковид в Сургуте продолжает расти 614
  7. Жизнь ничему не учит: ранее судимого сургутянина вновь поймали с ингредиентами для создания наркотика 575
  8. ​87 новых случаев COVID-19 выявлено в Югре за сутки 574
  9. ​Действия против правды 570
  10. ​Откуда полетим на турецкий берег // СПИСОК ГОРОДОВ 528
  1. ​Умер Сергей Полукеев 9633
  2. Сергей Полукеев: «После того, как жители вышли кольцом, вариант что-то построить на Грибоедовской развязке равен нулю. Мы же не самоубийцы» // ВИДЕО, ТЕКСТ 7532
  3. ​Звонок Полукеева 6241
  4. ​Дворник из Нижневартовска стал героем мема из-за шляпы 6068
  5. ​«Мы движемся в античеловечном направлении: подливаем яд в свой же стакан» 5341
  6. ​Три пришествия Полукеева 4557
  7. Нефтеюганец на «Ауди» спровоцировал аварию с пятью легковушками 4262
  8. Сургутяне из элитного ЖК пожаловались на соседок, которые устроили в квартире публичный дом 4020
  9. ​«Будем выходить на одиночные пикеты, пока нам не согласуют массовый» 3785
  10. ​В субботу сургутяне простятся с Сергеем Полукеевым 3729
  1. ​Причиной смертельного ДТП в Югре стал выезд на встречку 11794
  2. #НГ #БОГДАНОВ70. Спецвыпуск «НГ» 10240
  3. ​Умер Сергей Полукеев 9633
  4. Мэр Нижневартовска покидает свой пост 9325
  5. В Сургуте из окна многоэтажки выпал подросток 9114
  6. Теперь точно откроют: в Сургуте завершают обустройство пляжа 8686
  7. ​Судя по всему, Филатов начал знакомиться и работать с Сургутнефтегазом задолго до назначения 8384
  8. ​Как Сургут отметит День России и День города // Спецвыпуск афиши 8332
  9. ​Пушистая компания: сургутяне гуляют по торговым центрам с котами на поводке // Фотофакт 8005
  10. СМИ: супруга экс-мэра Нижневартовска уехала из России 7595