16+
Больше новостей
Больше опросов

​«Прости, школьник, этого нет в программе...»

Куда уходит азарт из образования?

Фото: za-partoi.ru
Фото: za-partoi.ru

Совершенно внезапно для меня в Сургуте началась «школьная неделя высоких технологий» под руководством трио из РОСНАНО, РОСКОСМОСА и РОСАТОМА. Мне посчастливилось раздобыть анонсы этапов научной недели. Среди лекций и консультаций я увидел множество игр и даже творческие конкурсы, и это просто восхитительно.

Игра – неотъемлемая часть образовательного процесса. Начальная и часть средней школы проходится играючи, а вот в старшей школе начинается давка: «Эй, ребята, тут вам не детский сад, у нас все сварено на серьезных щах, и вообще вам ЕГЭ сдавать, не улыбайтесь и решайте уравнения». Чем ближе ученик к выпускному, тем меньше азарта в обучении и диалога с преподавателем – за 40 учебных минут и без того сложно передать запланированную по программе информацию. Исключения составляли гуманитарные предметы, и именно потому я выбирал социально-гуманитарный профиль: во время горячих споров на уроках обществознания и истории банально не хотелось спать.

В школе я был отличником три года (не учитываю начальные классы). Потом хорошистом, а к старшим классам – почти хорошистом. С каждой четвертью интерес к получению новых знаний пропадал. Если до седьмого класса информация со всех предметов удовлетворяла мое любопытство, то после все стало рутиной и угнетающей обязанностью; я не понимал, зачем мне тонкости высшей математики и сложности химии, если я совсем не собираюсь применять эти знания в жизни. Мне была интересна физика, пока я видел цепи электрического тока от катушек. Химия была чем-то невероятным, пока учитель создавала вулканы из неизвестных мне элементов. Я разочаровался в естественных науках, когда понял, что мне не получится обуздать стихию тока и пепла, потому что это не предусмотрено программой. Все сводилось к зубрежке, непонимание приводило к позорному списыванию, а отсутствие интереса – к нарушению дисциплины.

Я пытался наверстать физику, но абстрактные примеры про шары и сотня уравнений ломали мой мозг, и я засыпал. По этому циклу я жил две недели, а затем бросил затею. В отличие от физики, учебники по обществознанию было интересно изучать даже вне класса: десятки уморительных, плохо нарисованных картинок привлекали глаз, а интересные литературно-художественные вставки до сих пор сидят в моей голове. Почему бы не добавить таких же особенностей в учебники естественных наук? Познавательное должно быть интересным, и это вовсе не профанация учебного процесса – так считают и известные популяризаторы науки, пишущие научно-популярную литературу и выступающие на телевидении и в интернете.

Без азарта, практики и интереса немыслим современный образовательный процесс. Подросток неотделим от развлечений: от кинотеатров, компьютерных игр, огромных библиотек музыки, книг и смешных картинок на любую тему. Эти удовольствия всегда при нем, дети получают смартфоны с пеленок и активно ими пользуются. Для моего поколения интернет стал неотъемлемой частью существования – жизнь не дополняется социальной сетью, а продолжается в ней.

Сейчас российская школа неубедительна для подростков. Ученик с большим интересом посмотрит смешные картинки и оставит остроумный комментарий, если на уроке ему предлагают решать тригонометрию, а на вопрос «зачем мне это?» ему ответят: «Иначе ЕГЭ не сдашь». Согласитесь, это ненормально: студент должен искать и жаждать знаний во славу своего любопытства, а не ради решения тестов и экзаменов. Прав будет тот, кто скажет: «Современная российская школа заставляет детей заучивать ключи к экзаменам по шаблону, а не учиться новому и полезному».

Программа устарела совсем недавно, но к печальному итогу пришел уже не один выпуск несостоявшихся студентов. В год моего выпуска (2014) проходной балл как по математике, так и по русскому языку резко снизили. Ходил слух, что из-за провала экзаменов в Москве. На нашей параллели находились люди, которые даже минимального объема по математике на ЕГЭ осилить не смогли (три задания из, по-моему, двадцати). Не удивлюсь, если и они когда-то были отличниками…

Не знаю, понимают ли это в министерстве образования, но правильные шаги, сделанные «Школьной лигой РОСНАНО» для «недели высоких технологий» меня искренне радуют.

От редакции. Есть что сказать по этому или по какому-либо иному вопросу? Пишите нам на post@siapress.ru, nureev@siapress.ru или на vk.com/siapress. Не забудьте о подписи, желательна также и фотография.

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов блогов.



17 марта 2016 в 12:42, просмотров: 2355, комментариев: 7


Комментарии:
Bastagruv
Корень проблемы, на мой отдельный взгляд, кроется в том, что громоздкое наше министерство образования оперирует исключительно казённой статистикой освоения бюджетов и повышения успеваемости, такие нюансы, как удовлетворение учебным процессом со стороны учеников и педагогов даже в голову министерскую не придёт рассматривать. Для веселья и радости, мол, существуют диснейленды, а у нас тут ориентация строго на отчётность по ЕГЭ и ФЗП.
А вот , что пишет ресурс http://global-edu.ru/ об особенностях среднего образования в США, например:
"Особенностью системы среднего образования США является индивидуальный подход. Так, уже при поступлении в младшую школу ребенок проходит специальное тестирование, на основе которого определяется уровень дальнейшего изучения предметов – низкий, средний, продвинутый. Школьные предметы в США также подбираются с учётом способностей ребёнка.

В начальной школе по выбору ученик изучает только факультативные предметы – музыка, керамика, рисование. Естественные науки, английский язык, математика обязательны для всех.

В средней школе помимо разделения на уровни появляется разделение на блоки. Подросток и его родители, совместно с учителями, выбирают список предметов, а также уровень обучения, который лучше всего соответствует интересам и способностям ученика в данной области.

В средней и старшей школе каждую дисциплину можно изучать на трёх уровнях:
College Preparation class — класс подготовки к колледжу считается самым простым
Honors class — предполагает углубленное изучение предметов. Дословно переводится как класс отличников.
Advanced Placement class – изучение выбранных и обязательных дисциплин на повышенном уровне.

В старшей школе остаётся необходимость изучения математики, английского языка, естественных наук (физика, химия, биология, геология, астрономия), истории, физкультуры.

В дополнение к ним идут на выбор: иностранный язык, музыка, рисование и ещё несколько десятков различных предметов на усмотрение учащегося.
Чтобы изменить уже выбранную программу обучения, отказаться от какого-либо предмета в пользу другого, необходимо предоставить веские основания и изложить их в письменной форме в заявлении на имя руководителя школы".
Дождутся ли наши дети чего либо подобного, или будут и дальше получать стандартный для всех набор данных сомнительной надобности...
Жучка Bastagruv
Если не считать первый абзац, то что у нас не так из всего Вами перечисленного. Там нет ЕГЭ? А еще там в средней школе можно писать печатными буквами и делать ошибки в словах, за это баллы снижать не станут. Ну прям мечта российского школьника.
Bastagruv Жучка
Про шрифты и орфографию ничего не скажу, тут я не настолько осведомлён, как Вы. А по поводу ЕГЭ информация весьма доступна:
"Одна из самых сложных систем отбора выпускников школ в колледжи и университеты – в США. В США нет единых программ обучения и национальных экзаменов. Единственным измерителем содержания образования выпускников старшей средней школы является количество изученных курсов, ориентированных на подготовку в университет. Самые известные и распространенные экзамены в США, которые могут учитываться при поступлении в ВУЗы, – это тесты SAT (Scholastic Achievement Test) и ACT (American College Testing):

Тест SAT разрабатывается комитетом по колледжам (College Board) совместно со службой педагогического тестирования ETS (Educational Testing Service). Тест состоит из трех частей и проверяет знания, умения и навыки по английскому языку и математике. Сдать SAT можно семь раз в год.
Тест ACT разрабатывается организацией American College Testing Program также совместно с ETS. Он состоит из отдельных тестов по четырем предметам: английскому языку, математике, чтению и естествознанию. Наиболее престижные вузы требуют сдачи профильных тестов по предметам". (с) http://www.college.ru/
Жучка Bastagruv
Хотела сказать, что мы весь этот опыт переняли, все это уже есть в наших школах, только по каким- то причинам он не улучшил образование, а наоборот. Учебная программа в большинстве своем направлена на самостоятельное изучение всех предметов, нужно найти ответы в интернете, энциклопедии, учебной литературе...., но даже при всех стараниях, нет никакой гарантии наличия подобных заданий на ЕГЭ. Да и сам процесс допуска на ЕГЭ через рамки как при досмотрах в аэропорту, либо обыскивают. Дети от волнения теряют сознания, попадают в реанимации. Экзамены, со следующего года, четвероклассники будут сдавать. А если не сдадут ? Что дальше?
Здесь остается только рассчитывать на способности детей и на свои силы, возможности работать с репетиторами.
При этом, нет никакой гарантии, что в других странах образование может быть лучше. Есть случаи, когда 5-ки, полученные в колледжах Австрии, Калифорнии - это двойки в РЭУ Плеханова. От ученика/студента и его стараний сейчас многое зависит.
Cовок
Что-то не нравится мне, что по вашему весь смысл учебы сводится к сдаче ЕГЭ.И что,школа всех учеников так и целеполагает - делать все школе и ученику для сдачи ЕГЭ? В советской школе этого не было. Там просто был естественный отбор тех кто хочет и может учиться, кому это интересно.И поступление в институт в большинстве зависело от знаний выпускника школы а не от денег его родителей.
Вообще-то в заточке школы, учителей на подготовку к ЕГЭ, ни чего нового. В совке, так же учителя были заточены на то, что бы хоть с 8-го класса выпихнуть, не оставить на второй год. Этим показателем, как сейчас балом выпускников на ЕГЭ, оценивали эффективность учителей, раз у тебя остаются на второй год - значит ты плохой преподаватель, не можешь научить.
Не, возможно, когда для выпуска со школы хватало четырехлетнего образования, было по другому.
Bastagruv
Суть статьи, насколько я понял, сводится к тому, что современное российское среднее образование в принципе никак не задействует развлекательный и игровой момент в процессе обучения детей, а напротив, даже младших школьников ориентирует исключительно на достижение неких тестовых результатов. Причем единых для всех, поголовно, учащихся страны, без какого либо учёта их личных особенностей. Поэтому и привёл пример принципиально иного подхода, просто для сравнения.
Показать все комментарии (7)

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Вы можете войти на сайт или зарегистрироваться


Топ 10

  1. ​Музыканты группы «Бутырка» на концерте в Сургуте вспомнили о Зятьке 1343
  2. ​Миллиард – в канализацию: в Сургуте стартует реконструкция очистных сооружений 1144
  3. ​В центре Сургута сгорел автобус 685
  4. В Нижневартовске, Урае и Сургуте подскочила заболеваемость коронавирусом 567
  5. «Влияет деструктивно». Сургутские филологи изучили творчество Инстасамки 510
  6. В небе над промзоной Сургута заметили световой столб 488
  7. В ХМАО с коррупционеров взыскали 70 млн рублей 428
  8. ​Жизнь важнее 419
  9. ​Школа в 33 микрорайоне Сургута готова, но осталось получить лицензию 415
  10. ​Подозреваемого в убийстве прокурора Югры обвинили еще в одном тяжком преступлении 405
  1. ​Анатолий Нечушкин: «Если бы я не притащил сюда электростанцию, то судьба города была бы другой. И вы бы сейчас здесь не сидели» // ВИДЕО 6475
  2. ​Зачем Анна Семенович приезжала в Сургут 4932
  3. ​В Нижневартовске выбрали нового главу 4324
  4. Добровольцы и силовики Нефтеюганска до сих пор ищут пропавшего юношу 3903
  5. ​Анну Семенович удивила зима в Сургуте. «Снега просто по колено!» 3890
  6. ​Умерла Нина Ургант 3836
  7. В Сургуте группа мужчин теребит органы из-за концерта Инстасамки 3420
  8. ​В Нижневартовске выкинули на мороз 20 щенят 3045
  9. Пьяная вартовчанка ударила приятеля керамической кружкой – он получил закрытую ЧМТ 2698
  10. ТРЦ «Вершина» с новым названием вновь выставили на продажу в Сургуте 2491
  1. ​Жители Нефтеюганска смотрят на город и вспоминают о Ходорковском 11867
  2. На югорской трассе иномарка столкнулась с «КАМАЗом»: один человек погиб 10018
  3. В Сургуте после смерти медсестры больницы возбуждено уголовное дело 8123
  4. ​В четырех муниципалитетах Югры введен режим самоизоляции для непривитых граждан 7830
  5. Пенсионер, попавший под колеса Лады в Нефтеюганске, получил травмы 7373
  6. Водитель кроссовера спровоцировал смертельное ДТП под Сургутом // ВИДЕО 6507
  7. ​Анатолий Нечушкин: «Если бы я не притащил сюда электростанцию, то судьба города была бы другой. И вы бы сейчас здесь не сидели» // ВИДЕО 6475
  8. ​Вартовчане сняли на видео даму с котомками и сворой бездомных псов: «И это у детского сада!» 6370
  9. ​В Нижневартовске подростки избили девочку, но во главу угла поставили «национальность конфликта» 5759
  10. ​QR-код понимает только по-русски 5660