16+
Больше новостей
Больше опросов

​Не шутки о маршрутке

Сургутская ГИБДД поведала о своей головной боли – маршрутках. Диагноз известный: нагружают, подрезают. Более трех тысяч нарушений за прошлый год! Экзотические методы борьбы вроде извлечения иностранных водителей с рабочих мест результата предсказуемо не дали – за баранку сели новоиспеченные граждане России. С тем же стилем вождения и философией отмороженного Будды.

Бороться с аварийностью по национальному признаку – все равно, что искать не там, где упало, а там, где светло. Куда интереснее информация от тех же «гаишников» о том, что фирмы-перевозчики и их руководство надежно юридически укрыты от ответственности за действия нанимаемых ими водителей-частников. Нарушил водитель – он же во всем виноват, а хозяин, получающий деньги и фактически толкающий водителя в погоню за «быстрым» рублем – не при чем. Скромно стоит на обочине, выручку подсчитывает.

«Если мы его (водителя-нарушителя, - авт.) задержим, то практически невозможно доказать согласно предоставленным документам, договору найма, который он предоставляет, невозможно привлечь не то что должностное лицо, а тем более юридическое лицо, которое его нанимало на этом маршруте», - цитата из пламенной речи заместителя ОГИБДД УМВД по Сургуту Евгения Духовникова. Я не юрист, и не очень представляю себе, какие документы должны быть на руках у водителя, чтобы вместе с ним нес ответственность и владелец маршрута, но совершенно очевидно, что эти документы в природе существуют. А если нет, то их стоило бы придумать.

Предпосылки повышенного риска очевидны. Переутомляемость – раз. 12 и более часов за рулем ежедневно практически гарантируют, что рано или поздно произойдет сбой. Конкуренция – два. Успеть первым к «жирной» остановке, забрать пассажиров, а, стало быть, и деньги. Надежда на авось – три. Слабое техническое обслуживание жестко эксплуатируемой техники, ремонт «на коленке», экономия на всем. И все это вместе – следствие работающей «бизнес-модели», в рамках которой элементарные нормы безопасности не принимаются в расчет.

Как исправить положение? Мне кажется, тут нет ничего экстраординарного. Я, по сложившейся традиции, расскажу, как работает система маршрутных перевозок в Минске, а вы уже сами делайте выводы. Нельзя сказать, что в этом бизнесе здесь все гладко, но очевидный факт – в последние годы маршутки перестали быть объектом повышенной опасности на дорогах, а сам автопарк заметно обновился. Едешь, бывало, и невольно ждешь подвоха от идущей рядом маршрутки. А ничего не происходит! Свежие чистые автобусы чинно и благородно следуют с допустимой скоростью в крайней левой полосе, которая на некоторых улицах Минска еще и выделенная – под общественный транспорт.

Заказчиком всех регулярных перевозок в городе является Мингорисполком, читай – городская администрация. Оператор – муниципальное предприятие «Столичный транспорт и связь» – на конкурсной основе распределяет имеющиеся маршруты и разрабатывает совместно с перевозчиками новые. Это же предприятие предоставляет (за плату) спутниковую навигацию, которая позволяет отслеживать местонахождение каждой машины. Оно же контролирует соблюдение принятых «правил игры», оно же карает наряду с ГАИ и другими компетентными службами – лишением права на перевозки. Два слова о «гаишных» карах, чтобы понимать их суровость: за вождение в нетрезвом виде на год лишают прав, за повторное нарушение – конфискуют автомобиль.

Перевозчик, в свою очередь, нанимает водителей: либо на свои микроавтобусы, либо на взятые в лизинг, но охотнее всего берут водителей со своим автотранспортом. Водитель, как правило, оформлен как индивидуальный предприниматель, его берут на определенную заработную плату, а транспортное средство арендуют. Заработок водителя не зависит от выручки, он просто должен выполнить определенную норму (как правило, это 150 перевезенных пассажиров в день), за невыполнение которой штрафуют.

Важно, что на одном маршруте работает только один перевозчик. Он и обеспечивает необходимый трафик за счет насыщенности маршрута автобусами, а не за счет скорости их передвижения. Это, кстати, экономически выгодно – пассажиры знают, что в течение 10-15 минут дождутся маршрутки, и не садятся в автобус или троллейбус. Ездить наперегонки попросту нет резона – потому что не с кем и не за чем «гонятся»! Если часть маршрута у нескольких перевозчиков пересекается, то они договариваются между собой о графике движения. Расписания движения маршруток вы на остановке не найдете, но внутреннее расписание есть у каждого перевозчика.

Маршрутки несколько последних лет в Минске никуда не спешат, фактически они работают в том же режиме общественного транспорта, что и другие его виды. Единственная разница в том, что автобусы-троллейбусы – это муниципальный транспорт, который дотируется из городского бюджета. А маршруточники выживают сами. Но выживают в строгом правовом поле, где «дикие» методы конкуренции остались в прошлом.

Тяжело? Да! Тем более, что все игроки рынка законодательно ограничены потолком рентабельности – 15 процентов. Это чтобы цен не завышать, но этого не происходит и по законам рынка: если нет конкуренции с другими маршрутками, автобусы, троллейбусы с трамваи никуда не делись. Даже с метро маршрутки пробуют тягаться, за счет комфорта в салоне (где обычно чисто, нет шансона, и может работать телевизор) и прямого пути в микрорайоны, куда метро не ходит. По факту рентабельность этого бизнеса – десять процентов, бывает и ниже. Немного, зато стабильно.

«Ездить люди будут всегда», – говорит один мой знакомый водитель, и он прав. Рынок маршрутных перевозок в Минске практически сформировался, устоялся, с него ушли временные, недовольные, неспособные, желающие большего (в России оборот и доход выше!). Лет десять назад улицы Минска бороздили более тысячи маршруток, сейчас их количество стабилизировалось на уровне 500 машин, закрылись многие нерентабельные маршруты. В целом, этот бизнес прошел этап становления, первичного накопления, неразберихи и, как следствие, повышенной аварийности – в буквальном и переносном смыслах.

Закончился ли этот этап для Сургута? Вроде пора бы уже. Почему тогда он остается «диким»? Вопрос, мне кажется, к местным властям.



21 января 2016 в 17:48, просмотров: 2132, комментариев: 2


Комментарии:
альберт леонов
Если не изменяет память, вроде в Минске нет "ГАИ" есть но название "ДАИ" (Державна Авто Инспекция). Сравнивать столицу Европейского государства коим является Минск и глубокопровинциальный город Сургут, находящийся "на ....куличках" Нашей родины... не объективно.
Проблема маршрутных автобусах проще говоря "газелях" в том что эти самы "газели" видно продают вместе с "газелистами"
По закону за нарушение ПДД наказывают лицо нарушавшее ПДД а не собственника транспорта. Собственник несет ответственность в причинении вреда третим лицам.То бишь после ДТП.
Другое дело что "Заказчиком" услуг маршрутчиков" являются горожане, а от лица горожан выступает администрация города Сургута в лице департамента. Она грубо говоря изучает потребность жителей в общественном транспорте, разрабатывает маршрут и выбирает "Исполнителя". Это своего рода "договор подряда" или "Оказанию услуг". Различие есть, есть подряда - то одно дело, услуг - другое. Но при составлении договора можно указать требования определенные в том числе и по безопасности перевозок. Тоесть если исполнитель не исполняет обязательства - его можно сделать "кыш"! Критерии можно и нужно четкие прописать, сколько возможных нарушений ПДД допускается, хоть чего... Есть еще один вариант - если договор об оказании "услуг по перевозке" тогда еще проще, "Око государево" пишет иск в суд, по ЗПП и указывает сколько водителей перевозчика нарушили ПДД и услуги не отвечают закону и получите или штраф или разрыв договора .
Но кому это надо?! и надо ли оно? вот в чем за квейшенс...
Альберт Исмагилов
Раз вопрос к властям, постою послушаю )
Показать все комментарии (2)

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Вы можете войти на сайт или зарегистрироваться


Топ 10

  1. По Сургуту бегает медведь // Видео 909
  2. В Сургуте элитная иномарка столкнулась с легковушкой: три человека пострадали 745
  3. ​«Двойные стандарты»: в Югре глава поселения объявил бойкот губернатору из-за отмены праздника 727
  4. Наталья Комарова поручила отправить не менее 40 процентов чиновников на удаленку 684
  5. Дума Сургута обновится осенью 673
  6. ​Ковид в Сургуте продолжает расти 587
  7. Жизнь ничему не учит: ранее судимого сургутянина вновь поймали с ингредиентами для создания наркотика 569
  8. ​87 новых случаев COVID-19 выявлено в Югре за сутки 562
  9. ​Действия против правды 556
  10. ​Откуда полетим на турецкий берег // СПИСОК ГОРОДОВ 519
  1. ​Умер Сергей Полукеев 9630
  2. Сергей Полукеев: «После того, как жители вышли кольцом, вариант что-то построить на Грибоедовской развязке равен нулю. Мы же не самоубийцы» // ВИДЕО, ТЕКСТ 7530
  3. ​Звонок Полукеева 6238
  4. ​Дворник из Нижневартовска стал героем мема из-за шляпы 6057
  5. ​«Мы движемся в античеловечном направлении: подливаем яд в свой же стакан» 5339
  6. ​Три пришествия Полукеева 4553
  7. Нефтеюганец на «Ауди» спровоцировал аварию с пятью легковушками 4248
  8. Сургутяне из элитного ЖК пожаловались на соседок, которые устроили в квартире публичный дом 4019
  9. ​«Будем выходить на одиночные пикеты, пока нам не согласуют массовый» 3757
  10. ​В субботу сургутяне простятся с Сергеем Полукеевым 3728
  1. ​Причиной смертельного ДТП в Югре стал выезд на встречку 11785
  2. #НГ #БОГДАНОВ70. Спецвыпуск «НГ» 10240
  3. ​Умер Сергей Полукеев 9630
  4. Мэр Нижневартовска покидает свой пост 9325
  5. В Сургуте из окна многоэтажки выпал подросток 9114
  6. Теперь точно откроют: в Сургуте завершают обустройство пляжа 8686
  7. ​Судя по всему, Филатов начал знакомиться и работать с Сургутнефтегазом задолго до назначения 8383
  8. ​Как Сургут отметит День России и День города // Спецвыпуск афиши 8331
  9. ​Пушистая компания: сургутяне гуляют по торговым центрам с котами на поводке // Фотофакт 8003
  10. СМИ: супруга экс-мэра Нижневартовска уехала из России 7594