За пару десятилетий после восстановления свободы совести в России, Русская Православная Церковь успела стать точно такой же, как при Николае Втором, и начать покушаться на свободу совести других людей, преследуя их своими обидами. Между тем, христианину запрещено быть обидчивым. Складывается впечатление, будто православные активисты прочли другое Евангелие, где Нагорная проповедь звучала совершенно иначе.
«Блаженны самодовольные, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны бранящиеся, ибо они утешатся. Блаженны запугивающие, ибо унаследуют землю. Блаженны алчущие лжи, ибо они насытятся. Блаженны мстительные, ибо помилованы будут. Блаженны лицемеры, ибо Бога узрят. Блаженны разжигатели ненависти и вражды, ибо они будут наречены сынами Божьими…»
Православные активисты даже не пробуют хотя бы понять врагов, не говоря уже о том, чтобы возлюбить. Между тем, религия предназначена скорее для подготовки души человека к Вечности, чем для наведения порядка в материальном мире. В материальном мире вполне хватает ума. Общество способно ограничить себя законами на основании коллективного знания о том, какие последствия имеют наши грехи. Иногда общество ошибается, но ошибки верующих не менее очевидны.
Поэтому религия должна исправлять не интеллект, а душу. Разница между ними есть.
Представьте человека, который воздерживается от зла лишь от страха перед последствиями. Он живет честно, помогает, прощает и хранит супружескую верность, но в душе мечтая мстить, мучить, развратничать, воровать. Такой человек постоянно страдает от несоответствия интеллекта и характера. Предположим, что однажды этот человек неожиданно обнаружит, что его желания совпали с моралью. Станет ли он счастливее? Да. Мы способны жить, сдерживая животные рефлексы и подавляя дурные привычки, но ведь это не жизнь, а мука.
Буддизм правильнее считать не религией, а скорее эмпирическим опытом, наподобие донаучной психологии. Многие выводы буддистов актуальны даже для современной науки. Буддисты считают, что бессмертна не личность, а только часть ее — самскара (санкхара). Лишь она переходит в Вечность или в новую жизнь. Если разобраться, как буддисты определяют самскару, то получится, что это характер. Оба слова произошли от санскритского корня — хара. Возможно, именно характер в христианстве назван бессмертной душой, а в психологии — подсознанием.
Сегодня известно немало свидетельств опыта клинической смерти. Их можно объяснить галлюцинациями под воздействием наркоза или предсмертной физиологией. Но мне запомнилось свидетельство физика Владимира Григорьевича Ефремова, разработчика ракет в секретном КБ, который пережил остановку сердца в 1983 году. Увидев длинный тоннель, который видели многие, Ефремов не устремился к свету, а начал изучать поверхность тоннеля, поскольку сохранил любопытство ученого.
Владимир Ефремов оставил удивительный рассказ о полученном опыте, который легко найти в интернете. Поверхность тоннеля оказалась информацией, в которой форма объекта теряла важность, превращаясь в подобие виртуального меню для доступа к сущности. Поэтому с первого взгляда на любой объект Ефремову открывалось вся информация о нем.
Ему захотелось проверить: правдива ли она? Вскоре Ефремов узнал, почему сломался его телевизор, и решил проблему по созданию новой ракеты, над которой два года работал в своем КБ. Вернувшись к жизни, он убедился, что информация объективна. Если физик не обманул, тогда ограниченное земное знание второстепенно, поскольку после смерти нам открывается абсолютно всё.
Но тогда именно характер, на который при жизни мы почти не обращаем внимания, обретает решающее значение.
Альберт Эйнштейн считал, что этика основана на сочувствии, образовании и общественных связях. Никакой религии для этого не требуется. И действительно, если ребенку внушать, что Бог велел делиться конфетами, то однажды в его жизни появится человек, который возразит, будто на самом деле Бог велел убивать грешников. А если ребенку рассказывать о закономерных последствиях зла, приучая к сочувствию и общению, то никто уже не испортит его характер.
Не стоит надеяться, будто дети умеют любить от природы. Поначалу дети эгоистичны, и к любви их приходится приучать, как приучают к зубной щетке и ложке.
Читая книги психологов о том, как себя реализовать, нетрудно заметить интересный факт. Сочувствие, образование и общественные связи — это еще рецепт успеха в любом здоровом сообществе. Кто лишен этих качеств, вряд ли окажется полезным. Этика взаимовыгодна. Разумеется, преступным путем тоже можно достичь богатства, но счастья у такого богача будет меньше, чем у человека из дружной семьи со средним достатком. Нет стратегии лучше, чем доброта.
Любая достойная религия имеет только одну задачу — сделать человека по-настоящему добрым, освободив его душу от противоречия между необходимостью и желанием, чтобы подготовить к Вечности после смерти.
Тогда и противоречий между разными религиями нет. И сравнивать религиозные тексты с наукой тоже не обязательно. Важнее благоприятное воздействие священных ритуалов и книг на душу. Чем добрее человек, тем успешней его религия и наоборот.
Но это вовсе не означает, будто знание вообще бесполезно. Иначе как бы нам удалось понять — в каком направлении расти?
Физик Владимир Ефремов, переживший опыт клинической смерти, запомнил еще один удивительный факт. Поначалу ему казалось, что информация о сущности вещей открывается сама по себе. Но вскоре физик осознал, что происходит диалог. На все вопросы ему отвечал кто-то невидимый.
Мудрость — это не то, что возникает в нас. Мудрость общается с нами извне. Возможно, в аллегории христианской Троицы это Бог Отец. Законы природы, которые порождают все формы в наших органах чувств — та же мудрость. Жизнь – это разговор души с мудростью.
Верующие убеждены, что общаются с Богом, если думают о Боге. Подозреваю, что мы общаемся с Богом всегда, когда думаем. Но думая при жизни о Боге или житейской проблеме, мы одинаково ограничены в понимании языка правды.
Не удивительно, что религиозная и светская этика приходят к аналогичным выводам. Я бы даже сказал, что светская этика объективней, поскольку лишена догм. И если она способна сделать человека добрее сама по себе, то большего и не требуется. Однако опыт показывает, что светской этики мало. Нужна еще религия с ее мощным потенциалом воздействия непосредственно на характер. Вполне возможно, что религиозный потенциал имеет метафизическое происхождение.
Слово религия происходит от латинского корня religare — воссоединять. Когда душа соответствует мудрости, возникает слияние. Не существует разных вариантов правды — Бог един. Религия и наука совместно восстанавливают нарушенное единство. Вот за что я одинаково уважаю религию и науку, пока их не начинают извращать злые люди.
От редакции. Есть что сказать по этому или по какому-либо иному вопросу? Пишите нам на post@siapress.ru, nureev@siapress.ru или на vk.com/siapress. Не забудьте о подписи, желательна также и фотография.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов блогов.
Нравственность - это Патриотизм!
Патриотизм - это обороноспособность Страны!
Николай Гаврилович Чернышевский
Уж кто кто, а безнравственные сталинисты и НКВДшники, которые ради "усатого палача" и местечка у кормушечки, положили своего народа, явно не являются патриотами!
«Нет ни эллина, ни иудея, ни обрезания, ни необрезания, ни варвара, ни скифа, ни раба, ни свободного, но всё и во всём Христос» (Колоссянам 3: 11)
Ислам, индуизм, даосизм и буддизм - тоже. Наверное, Вам ближе всего иудаизм - там есть понятия избранного народа и обетованной земли.
А если, на самом деле, я могу выбирать в любой житейской ситуации между хорошим поступком и плохим, значит, и начальство мое тоже было свободно в выборе. Тогда даже президенту есть в чем раскаяться, ведь грехи моего начальства превращаются в дискомфорт, который все потом ощущают. Следовательно, я свободен в том, чтобы такое начальство критиковать, переизбирать, а иногда – даже свергать.
Что значит – надо благословлять врагов? Мы должны желать им долгих лет жизни такими, каковы они есть? По-моему, благословлять, означает – желать, чтобы враги исправились. Разве хорошо продлевать жизнь террористу, чтобы он убил побольше людей? Нужно молиться, чтобы в душе террориста проснулась совесть, и он успел исцелиться от ненависти прежде, чем умрет.
Даже волос не упадет с головы человека без воли Бога. Но почему? Потому что абсолютно все физическое во Вселенной подчинено Богу через законы природы. Однако, человек обладает полной свободой выбора своего поведения в этом механическом мире. Не свободен человек только от последствий своего выбора. Понятно, в чем разница?
Последствия нашего выбора определяем уже не мы, а законы природы. Иначе говоря – Бог. Мы должны научиться добровольно делать правильный выбор. Иначе нельзя, ведь свобода выбора - это сущность сознания. Зачем осознавать себя там, где всё решается без тебя?
Значит, нужно побольше узнать о законах природы, чтобы стремиться к добру из страха перед плохими последствиями. Это путь науки. А можно – постараться привести свою душу в соответствие с духом Евангелия. Это путь веры.
Оба пути ведут к материальному благополучию, особенно - путь науки. Но одним только знанием, без изменения души, мы не сохраним благополучие после смерти. Ведь земное знание в Вечности, как говорят те, кто вернулся в наш мир после клинической смерти, теряет ценность, поскольку в Вечности человеку мгновенно доступно любое знание. Поэтому нашей бессмертной сущностью являются только моральные качества нашей души.
Признать, что в мире, который сотворил Бог, моя судьба, тем не менее, зависит от моего свободного выбора, намного страшнее, чем верить, будто всё предопределено. Слабые люди хотят расслабиться и жить без ответственности. Но только благодаря чувству личной ответственности за свою судьбу начинается эволюция бессмертной души.
https://vk.com/doc43011210_437168338?hash=f22a413c58730f3c93&dl=2210c0a2f4652b7013
https://vk.com/doc43011210_437168523?hash=8a8f06a753164c653c&dl=a2c689931baa764ab4
Прожить без всех этих знаний, конечно, легко, но мне нравится еще понимать, я же не животное.