16+
Больше новостей
Больше опросов

​Почем километр для народа?

Изыскания начинающего платоноведа

Про «Платон», кажется, высказались уже все – и сами дальнобойщики, и их профсоюзы (есть и такие, оказывается!), представители компаний-перевозчиков, чиновники, общественные активисты, неравнодушные блогеры вроде Носика… Я все ждал, когда мне на пальцах объяснят, хорошо это или плохо. Не дождался – видимо, потому, что выступали, как правило, либо заинтересованные стороны, либо люди, которым собственно на проблему наплевать – лишь бы пошуметь.

Решил разобраться сам, пригласив в качестве эксперта хорошего знакомого, владельца транспортной компании. Начали с того, что платные дороги – не российское изобретение. Большегрузы платят практически везде. Лет пять назад Восточная Европа еще оставалась бесплатной, но сначала процесс «окучивания» фур перекинулся из Германии на Польшу, года три назад подтянулась Беларусь со своей системой BelToll, теперь вот до России очередь дошла.

Масштаб трагедии. Считаем убытки

Первое, что меня интересовало – масштаб трагедии. Оставим вопросы запуска и отладки «Платона» на закуску, предположим, что система работает в штатном режиме – какой урон она нанесет карману перевозчика? Насколько вырастут из-за нее цены на перевозимые товары? Мой знакомый взял ручку с калькулятором и перешел на язык цифр.

Не буду приводить все расчеты, давайте сразу к итогу (тем, кто интересуется математическими подробностями, предлагаю самим все пересчитать – это несложно, если знаешь исходные данные). Замечу еще, что мы договорились считать затраты в евро – так проще в условиях скачущего курса рубля. Итак, три основные статьи затрат перевозчика – амортизация транспорта, топливо, зарплата водителя. Есть еще расходы на текущий ремонт и оплата командировочных (речь о работе транспортной компании, но и «ипэшнику» надо ремонтироваться и чем-то питаться). Берем за основу средний двадцатитонный грузовик.

Амортизация у нас получилась в размере 0,14 евро за километр пути, столько же – зарплата водителя (мы исходили из 1200 евро в месяц), дизельное топливо обходится в среднем в 0,16 евро на километр (по российским ценам). Плюс ремонт, и т.д. – на круг выходит порядка 0,6 евро прямых затрат за километр пробега. Разбег стоимости услуг для заказчика варьируется от 0,8 до 1 евро за километр пути, если речь не идет об «индивидуалах» на раздолбанных машинах, не видящих обслуживания и ремонта – они за счет экономии на безопасности и налогах могут брать меньше.

Теперь наглядно вырисовывается вес «платоновских» 3 рублей за километр, что составляет менее 5 евроцентов. Себестоимость, округляя в большую сторону, вырастает с 0,6 до 0,65 евро за километр. Наглядный пример – дорога для европейских перевозчиков от границы Беларуси и России (где заканчивается BelToll и начинается «Платон») до Москвы (450 км) подорожала на 22 евро. Эта сумма, скажем так, растворяется в общей стоимости контракта. Доехать до Екатеринбурга – это приблизительно лишние сто евро с фуры.

Но меня все еще волнует рост стоимости перевозимой продукции. Случится ли социальный катаклизм? Возвращаемся к калькулятору и рассчитываем, насколько вырастет стоимость перевозки 20 тонн, предположим, муки из Москвы в Сургут. Наши расчеты показали, что стоимость одного килограмма муки в Сургуте вырастет по сравнению с «московской» мукой примерно на 50 копеек. Вот такая арифметика – сами считайте, много это или мало. На мой взгляд, резкого роста цен конкретно из-за «Платона» ждать не приходится. Другое дело, что свои «пять копеек» в нынешнее ползучее ценообразование это, безусловно, подбросит.

Получилось как всегда

Теперь – о методах и качестве внедрения «Платона». В Польше и Беларуси, например, используется «рамочная» система взимания платы за проезд, основанная на короткой радиосвязи. На платных дорогах расставляются специальные рамки с фиксирующими устройствами, которые отмечают проезд машин, оснащенных не менее специальными бортовыми устройствами. Машина проехала – деньги за расстояние от рамки до рамки списались со счета. Этот метод вполне надежен в эксплуатации.

В России хотят привязать фуры к спутникам, как это сделано в Германии, Австрии, Венгрии. По сути, это тот же GPS-навигатор (в нашем случае ГЛОНАСС), со всеми его плюсами и минусами. Основной минус – это потеря связи со спутником, что периодически случается. Как в таких случаях будет вести себя система? Не посчитает ли «лишние» километры? Не выпишет ли автоматически штраф? Пока на эти вопросы нет ответов. Вернее, есть – первый опыт не в пользу плательщика.

Пока что нет специальных трекер-устройств в достаточном количестве, и большинство участников рынка пытаются работать через заполнение маршрутных карт на сайте «Платона». Его сервер серьезно перегружен, сайт то и дело «виснет», дело получается хлопотное и муторное, ведущее к простоям и потерям времени и денег. Многие пытаются оформлять документы по ночам, когда сервер более-менее доступен.

При этом российские перевозчики настоятельно не советуют пока что обзаводиться этими самыми трекер-устройствами, даже если будет такая возможность, поскольку работают они зачастую в непредсказуемом режиме. Запросто могут, например, одним махом списать все средства, положенные на счет.

«Бонус» в том, что до марта следующего года введен мораторий на штрафные санкции – разработчики, видимо, поняли, что пока система не отлажена, наказывать за ее огрехи нельзя. Кстати, при внедрении системы BelToll в Беларуси также вылезло множество «глюков», система выписывала штрафы в произвольном режиме, но никто их не отменял – было много скандалов по этому поводу, перевозчикам долго и нудно приходилось доказывать свою правоту. В этом смысле белорусский опыт пошел на пользу, и в России поступили более гуманно. Остается надеется, что до марта работа «Платона» будет отлажена. К BelToll, во всяком случае, через полгода после начала работы уже почти не было вопросов.

За державу обидно

Все вышеперечисленное – рассказ о том, как работает система и насколько она разорительна. Другое дело, что большинство критиков на это не обращают особого внимания, им важен сам факт учреждения очередных поборов, а также риторический российский вопрос – куда уйдут деньги? Официальным разъяснениям властей, как водится, никто не верит, версия с карманом Ротенбергов куда как жизнеспособней.

Что тут скажешь? Это демонстрирует уровень доверия к власти в России. Уровень сверхнизкий и имеющий под собой, увы, реальные основания. Введение «Платона» крайне «удачно» наложилось на экономический кризис, в связи с которым было высочайше запрещено повышать налоги – зато мгновенно начали расти косвенные платежи. «Платон» - из их числа, и не делает общую картину более радостной, особенно на фоне уровня исполнения затеи. Все эти наслоения и создают напряженность.

Я могу понять российского дальнобойщика, которому власть устроила очередной платный геморрой в самый неподходящий момент. «Платон» надо было вводить (плата за проезд большегрузов – объективная мировая тенденция) лет пять назад, когда в стране был более спокойный социальный фон, был стабильный рубль и нормальные объемы перевозок. Транспортный налог, кстати, тоже не новость в других странах. Что касается акциза на топливо якобы «на обустройство дорог» - тут, конечно, есть и вопросы, и определенное лукавство. Все мы прекрасно видим, в каком состоянии находится большая часть российских федеральных трасс.

И с вводом «Платона» качество дорог резко не улучшится, это физически невозможно, при всем желании. Вот на этом разрыве желаемого и действительного, необходимости платить при отсутствии видимого результата, и будет расти опасная для государства тенденция, когда недовольство высказывают, причем активно, одни из самых лояльных слоев населения. Люди, не зависящие от бюджета, надеющиеся на себя и верящие до сих пор в мудрую политику партии и правительства. Государству необходимо срочно показать результат хоть в чем-то, чтобы морально оправдать свое законное, слов нет, право на отбор денег у населения. А результат в нынешних экономических условиях показать крайне затруднительно… Во всяком случае, внутри страны – поэтому, наверное, акценты смещены на ИГИЛ, США и бомбежки в Сирии.

В заключении приведу пример Польши: ЕС в целом и Германия в частности сначала вложили миллиарды евро в реконструкцию польских дорог, доведя магистральные трассы до общеевропейского уровня. А уже потом страна ввела за проезд по ним плату с целью «отбить» инвестиции. Общество видит, за что платит. У России был шанс в «тучные» годы сделать дорожное строительство более заметным, что ли, явлением в природе. И сейчас с чистой совестью можно было бы обосновывать необходимость того же «Платона». Можно было бы взяться за ремонт жилья – и обосновать необходимость взносов на капремонт. И так далее. А сейчас получается, что страна вроде бы идет в русле мировых тенденций, но только в части взимания денег.

Поэтому вывод для себя я сделал такой: сам по себе «Платон», вне политического и экономического контекста в стране, не плох и не хорош – это просто инфраструктурный инструмент. Но в нашем контексте он вызывает обоснованное раздражение. Да еще и реализация, как обычно, подвела. В сухом остатке остаются слова Верещагина в «Белом солнце пустыни» - за державу обидно.

P.S. Поскольку семантика мне в принципе ближе арифметики, не могу не заметить еще вот что. «Платон» - это что? Правильно, система взимания платы. Система – женского рода. Когда объект женского рода называют мужским именем, ничего хорошего из этого, как правило, не выходит.



08 декабря 2015 в 18:38, просмотров: 2896, комментариев: 8


Комментарии:
Cовок
Что-то мне подсказывает, что Олег Владимиров явно умнее самого крутого либерала и лидера наших так называемых либералов Навального. Если бы Навальный рассуждал так, как Олег, то он не призывал бы дагестанских водителей ехать на Москву.
Читатель
Акциз в топливе, налог собираемый ФНС, "сбор Ротенберга" - не многовато ли? Вот первый вопрос.
Акциз в топливе, налог собираемый ФНС, "сбор Ротенберга" - куда идут эти деньги? Конкретно. Вот второй вопрос.
Акциз в топливе, налог собираемый ФНС, "сбор Ротенберга" - в системе "платон" предусмотрены дополнительные модули для легкового и пассажирского тр-та для чего? Вот третий вопрос.

Это только те вопросы которые лежат на поверхности и ТРЕБУЮТ ответа. Я думаю правильно делают дальнобойщики, пока не будет ясных, вменяемых и главное ПРАВДИВЫХ ответов нельзя прекращать акции протеста.
Олег Владимиров: "Наши расчеты показали, что стоимость одного килограмма муки в Сургуте вырастет по сравнению с «московской» мукой примерно на 50 копеек."
Вот только Олег забыл посчитать, на сколько копеек еще вырастет "московская" цена килограмма муки. А еще лучше посчитать, на сколько вырастет яйцо, молоко, мясо, т.к. вырастут корма. Так что рост цен будет не на 50 копеек с килограмма, а больше.
А теперь еще один вопрос, а кто гарантирует, что не будет так как с транспортным налогом, который по идее должен идти на ремонт и содержание дорог (как было до 2003 года), а по факту идет куда угодно - на "улетающие в даль "школы"" с Каспийского моря, на "Мерседесы" чиновников, по бумагам числящиеся дорогами? Не, с Ротенбергом понятно, это "защищенная статья", а вот с остальной частью большой-большой вопрос!
"В Калуге проложили дорогу к дому родственника чиновника за 5 млн рублей." (http://www.novayagazeta.ru/news/1698570.html)
А ведь еще не ко всем домам родственников чиновников проложены дороги соответствующего качества!
Yuri Pushkarev
Олег, Ты прожил наполовину меньше моего ... И ты НЕПРАВ!!!
Я не хотел заходить на этот сайт... При этом периодически его читал... Профессия ТАКАЯ..)))) Но оказалось , что меня ждут многие... Я не буду утомлять вас своими просто писаниями.. Их бессчетное количество я прочёл здесь... Я потом скажу своё мнение...))) А если честно!... мне стало "душно" от Хантера и Мазурина....))) И если мне позволят я скажу много!! ))) И это будет незагажанный взгляд издалека...
Yuri Pushkarev
Я специально посмотрел на статистику. У меня есть собственный сайт который может отследить любую инфо по посещаемости и из любого источника.. ))) Так вот меня уже в минус "кинули хотя меня ещё и не ЗНАЮТ!!!)))
Yuri Pushkarev
Сегодня в 00:18 - Сегодня в 00:30
Всего двенадцать минут г, Самборский...)))
Yuri Pushkarev
Тарас Самборский, после вкладки "мата" -
... "Расчеты показали, что стоимость одного килограмма муки в Сургуте вырастет по сравнению с «московской» мукой примерно на 50 копеек." И мне кажется Олег забыл посчитать, на сколько копеек еще вырастет "московская" цена килограмма муки. А еще лучше посчитать, на сколько вырастет яйцо, молоко, мясо, т.к. вырастут корма. Так что рост цен будет не на 50 копеек с килограмма, а больше.
А теперь еще один вопрос, а кто гарантирует, что не будет так как с транспортным налогом, который по идее должен идти на ремонт и содержание дорог (как было до 2003 года), а по факту идет куда угодно - на "улетающие в даль "школы"" с Каспийского моря, на "Мерседесы" чиновников, по бумагам числящиеся дорогами? Не, с Ротенбергом понятно, это "защищенная статья", а вот с остальной частью большой-большой вопрос!
В общем статья на полосу не идет... Закинь в ленту барыгам нашим...
... КЛАССИКА из прослушки!!! )))
Показать все комментарии (8)

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Вы можете войти на сайт или зарегистрироваться


Топ 10

  1. ​ЭКСКЛЮЗИВ СИА-ПРЕСС. Андрей Филатов: «Глава, который не берет на себя ответственность, Сургуту не нужен» 6489
  2. За сутки в ХМАО 116 жителей заболели COVID-19, а двое от него скончались 2228
  3. ​Сибпромстрой объявил старт продаж в ЖК комфорт-класса «Жемчужина Оби» 1864
  4. ​Сургутянин проведет пять лет в тюрьме за ДТП, в котором погиб человек 1611
  5. ​Сургутяне возмущены самовольно установленным гаражом возле ТЦ «Жасмин» 1597
  6. ​В Нижневартовске открывается Арт-резиденция 1447
  7. 20 из 22: депутаты думы Сургута выбрали нового градоначальника 1199
  8. ​Часть сургутян смогут экономить на отоплении 1186
  9. ​«Не могу получить одобрение по ипотеке, что делать?»: эксперты рассказали, как правильно оформлять кредит 989
  10. ​Угрожал, размахивая топором: в Югре Росгвардейцы обезвредили пьяного дебошира 964
  1. ​Весна задержится: синоптики дали прогноз на весну и лето 2021 года в Сибири 10165
  2. ​Сургутянам стали доступны товары «Леруа Мерлен» 8033
  3. ​Актировка: 1-11 классы первой смены 7048
  4. ​ЭКСКЛЮЗИВ СИА-ПРЕСС. Андрей Филатов: «Глава, который не берет на себя ответственность, Сургуту не нужен» 6489
  5. Абсолютный ноль: сайт прогноза погоды «предсказал» минус 273 в Сургуте 5988
  6. ​Жители Нижневартовска пожаловались на замороженное молоко на прилавках магазина 5899
  7. ​Наталья Комарова поручила разобраться с капремонтом дома на Бажова в Сургуте 5472
  8. ​Москва и Питер проиграли Сургуту по доступности жизни 5271
  9. ​Умер после осмотра врача: сургутские следователи разбираются в обстоятельствах гибели маленького ребенка 4701
  10. ​Студенты нижневартовского вуза рассказали, что их привлекают к политическому пиару 4275
  1. ​Чиновники планомерно занимаются отчуждением общественных пространств в пользу крышуемых ими бизнесов 20262
  2. В Сургуте появится второй мост через Обь 13898
  3. ​ИНСАЙД. Дмитрий Попов возвращается в Сургутнефтегаз 13340
  4. ​Людей больше, протест мирнее. В Сургуте начался митинг в поддержку Навального 11059
  5. ​«Леруа Мерлен» в Сургуте может открыться в марте 10869
  6. Под Нефтеюганском столкнулись два КАМАЗа 10856
  7. ​Сургутянка похитила у администрации более 4 миллионов рублей 10440
  8. В районе Нефтеюганска автомобиль влетел в КАМАЗ: водитель легковушки не выжил 10366
  9. ​Весна задержится: синоптики дали прогноз на весну и лето 2021 года в Сибири 10165
  10. ​Дмитрий Попов приступил к работе в Сургутнефтегазе 8770