16+
Больше новостей
Больше опросов

​Учитель: сверхчеловек — или бюрократ?

Наблюдения за современным педагогическим трудом — от дебютанта в профессии

Фото: fast-images.ru
Фото: fast-images.ru

Фигура учителя окутана ворохом предубеждений и непреложных истин. Он – человек высоких моральных принципов, благородный и честный носитель «разумного, доброго, вечного». Вспомните теперь своих педагогов: вечно уставшие люди с вымученной улыбкой и глазами, полными тоски. Уставшим голосом они пытаются донести «разумное», не растерять «доброе» и рассказать о «вечном». А иногда и не пытаются.

Недавно я стала понимать, почему все именно так: я стала учителем. Моя история началась в июне, когда я впервые сходила на собеседование с директором школы. Все лето я ждала, по-настоящему ждала, готовилась, вспоминала своих преподавателей, думала: «Нет, я такой никогда не буду». Я очень люблю свой предмет, поэтому считала своим долгом готовиться представить материал как можно более интересно. Слова избиты и банальны, но честны.

Сентябрь наступил — и все началось. Первые уроки, первые проблемы, первая радость и первые слезы. Я сразу получила классное руководство. Если честно, сейчас я, как могу, пытаюсь себя остановить, чтобы не утомить читателя подробностями. Каждый день в школе — это страна приключений, сумасшедшая гонка, по которой можно писать библиотечные тома. Думаю, учителя не пишут мемуаров только по причине фатальной усталости и перманентному отсутствию времени.

Первая радость связана с первыми уроками. Любопытными взглядами. Успехами. Дети на самом деле чудесны. На мой взгляд, совершенно напрасно ругают современных ребятишек, мол, вечно за компьютерами, без идеалов и целей. Нет, такие же — целые миры. А первые слезы… Кипы бумаг, отчетов, программ и прочая, прочая, прочая. Если я стану перечислять, вы устанете читать. Нет, серьезно. Чтобы было понятно — уроки занимают процентов 30 рабочего времени. Законодательство просто чокнулось.

Простой, но показательный пример. Помните, как мы все дежурили в столовой? Сейчас для того, чтобы поставить ребенку дежурство, нужно согласие родителей. Письменное. Письменное согласие на публикацию фотографий. Согласие на обработку любой новой информации. И так во всем. Ребенок неловко кувыркнулся на физкультуре — вызывают маму и долго беседуют с ней о том, что в травмпункте нельзя говорить, что это произошло в школе, иначе начнутся проблемы: ювенальная юстиция.

Система забюрократизирована в край. ФГОСы (Федеральные государственные образовательные стандарты) — это вообще отдельная история. Электронные дневники, технологические карты урока, физминутки. И вроде бы, что тут плохого? Действительно, на уровне идей все это звучит просто замечательно, но на деле это либо не работает, либо никому не нужно, а делать все равно надо. Такой работы не просто много, ее очень много. Педагог — робот, сверхчеловек, он способен работать круглосуточно. И ладно, если бы мы делали что-то действительно нужное и важное (что для учителя может быть важнее уроков?), но нет. Одна забавная закономерность – все, что нужно сдать, нужно было сдать вчера. А если ты не сделаешь вовремя, получишь выговор от начальства, тебя публично отчитают на совещании, твоя фамилия появится на информационном стенде, и в итоге ты лишишься стабилизирующей части заработной платы.

Еще один крайне показательный момент. В Сургуте давно действует система БАРС — электронный журнал. Поясню: учитель-предметник должен заполнять его постоянно. Сначала — форму для календарно-тематического планирования, где прописана тема урока, дата, домашнее задание. А потом нужно проставить оценки и пропуски. Идея отличная: постоянный доступ родителей к успеваемости детей, можно посмотреть тему урока, домашнее задание. На деле у меня все выходные уходят, чтобы заполнить этот журнал. Тема урока никогда не совпадает с реальностью. Потому что система не учитывает, например, праздники. Или внутришкольные мероприятия, с которых снимают детей. В итоге по темам мы отстаем, а на бумаге все в порядке. Здесь как в любой бюджетной организации: важно не то, как было на самом деле, важно, как ты отчитался. По крайней мере, для системы. Так вот, теперь мы переходим на «Аверс», окружную систему. И для «Аверса» нужно все делать заново: забивать в программу детей, их личные дела, всю информацию, вплоть до (внимание!) адреса рождения! А потом снова загружать планирование и заново ставить оценки. Это как минимум дня три работы. При этом, цитата: «БАРС никто не отменял». У меня возникла мысль: а ведь однажды мы обязательно будем переходить уже не на окружную программу, а на всероссийскую. И бедных учителей будут снова ждать вечера за компьютером и работой.

К чему все это. Вектор внимания смещен в сторону административной работы. Дети, уроки, подготовка — отходят на второй план. И это обидно. Я, молодой учитель, полный любви к профессии и энтузиазма, вынуждена заниматься бумажной работой вместо подготовки к урокам. Потому что надо. Потому что отчеты. Потому что начальство и зарплата. Вообще, учителя относятся к этому по-разному. Есть те, кто напрочь поглощен системой и зарыт в административной работе, забыв о детях. Зато они всегда и везде первые. А есть те, для кого главное — уроки, остальное — потом. И постоянно за это получают от начальства. Здесь не виноваты ни руководство школы, ни завучи, ни директор, ни, как ни странно, департамент образования города. Они ровно в таком же положении. Образование — это система, поставленная на поток. И, к сожалению, главные ее действующие лица — дети — так часто остаются за бортом этого потока. А я… Я продолжаю верить, что все получится. Стараюсь балансировать, изо всех сил пытаясь успеть все. Подготовиться к уроку, найти самый интересный материал, успеть уделить время детям и их проблемам, поговорить с родителями, дать советы, сходить с детьми в кино и музеи, съездить на экскурсию в Ханты, заполнить БАРС и выполнить все отчеты. Надолго ли меня хватит? Надеюсь, навсегда. Любовь к предмету и детям дает мне силы. И я верю, что справлюсь. По крайней мере, пока верю.

* Имя автора блога изменено

От редакции. Есть что сказать по этому или по какому-либо иному вопросу? Пишите нам на post@siapress.ru, nureev@siapress.ru или на vk.com/siapress. Не забудьте о подписи, желательна также и фотография.

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов блогов.



25 ноября 2015 в 16:04, просмотров: 4250, комментариев: 8


Комментарии:
Ышка
Я знаком с проблемами учителя не по наслышке. Я наблюдаю как изменяется эта система уже лет 20. Что творится в последние 8 лет - просто сумашествие.
Очень благодарен автору сего поста, сегодня посмотрел интервью с экспертом/автором учебников по изучению английского языка в школе (хотелось бы оставить комментарий, но новость уже была стара). Как он красиво описывал воспитание детей в школе, ФГОСы и др. вплоть до учебников как учится по учебникам - это уже маразм.

Детей в школе должны учить предметам, а не "сопельки им вытирать", с требованием жестко выполнять предметы и соблюдать дисциплину.
Сейчас учитель не может сделать с озорниками, балагурами и хулиганами - выгнать из класса, поставить непосещение или двойку. Нет - только написать на зама, класс.рука записку о неподобающем поведении.
В кого превратили учителей - в безвольных рабов новой системы образования, только как описала автор поста, образования сейчас 30% (имхо - меньше).
Ещё пример: не хотят дети учится предмету - нельзя ставить всем двояки, статистика портится - ты автоматически становишься "плохим" учителем.

С каких пор школа/колледж/техникум - стали филиалами детских садов, где нужно за руку водить детей и всё им пытаться рассказать сказку, дабы заинтересовать предметом. В ВУЗах немного лучше, но надолго ли?
Система душит работу учителей на корню. Двоечник с тройками доходит до 9 класса, а потом - упс, а где ты был, уважаемый педагог? Ему же ГИА сдавать, а он со знаниями не дружит. По новым ФГОСам учитель - проводник детей в мир знаний, он не учит, а наталкивает - так ведь трактуется новая книга правил и мудрости? Толкать даже трактором не получается, вот и шпарит учитель по-старинке. Ученик придет и в компьютер сядет, гулять пойдет, выполнит минимум, а процент нужен. Еще одна сторона медали - приезжие. У нас толерантность. Я - за. А сидит в классе персона, коя по-русски знает только "сыпасибА", а ему надо и алгебру, и геометрию, и русское слово втолковать. И ставят ему трояки за это "сыпасибА". Мамки и папки приезжих бьются стервятниками за место в классе по возрасту, а по уму там на два или три ниже, а у нас нет единой муниципальной системы, чтобы таких мэром пугать, а не начальником ДО, куда они потом и звонят, объясняя на ломаном русском, что их в школу не берут. Питание. Ешь - и "никаких гвоздей", как бы сказал Владимир Маяковский) 90% платно кушающих обеспечить а приказном порядке. К КШП претензий нет - продукты хороши, вот только не в каждой школе шефы работают, иные как повар Гордей - кой что в тесте, а руки..... В одной школе за 67 городских тебе и кашку с маслом, и яблочко, и печеньку, а в другой - помои местного пошиба и компот за 48.50) А учитель пашет, обрабатывает родителей - вкууусно, кааачественно, две зеленьких всего в месяяяц - и будет вам развитие всей системы работоспособности организма, ребенок растет. БАРС - это тигр-людоед учительского труда. Стонут, но заполняют. Система, которая должна быть онлайн, заполняется постчислами для проверки. Времени отнимает вагон, а толку- ноль. Вот и штампуют хорошистов, которые митохондрию от метафоры отличить не могут. Неисповедимы пути системы образования, что еще придумают, чтобы загнать в угол учителей и сделать для нашей необъятной и многонациональной побольше ду.... духовно-развитых личностей)))
Жучка
Прочитала статью и если честно - не прониклась. Люди работают в таком темпе по 10-30, 40 лет... всю жизнь и как-то не возникает мысли пожаловаться. Кто на что учился. Да, не связана работа с обучением, но чужая ноша всегда легче кажется, не так ли? Симпатия к автору, только в том, что она все-таки пытается дать детям знания. В большинстве случаев ребенок уже до школы в 5 лет должен уметь читать и считать до 10, иметь развитое логическое мышление и если родитель об этом не позаботится, то в первом классе, через два месяца, дитё будет считаться отстающим. Ничему их учитель не учит, он задает задания и оценивает как родитель с этой задачей справляется, все ли может объяснить (научить) ребенку. Это хорошо когда у родителей есть финансовые возможности и время, на репетиторов и курсы, а когда этого нет, на что обречен будет ребенок? И многих учителей это вполне устраивает, во всяком случае такое впечатление создается.
Конечно систему образования нужно менять, но и учителям не нужно забывать для чего они там.
Ышка Жучка
Я вот никак не пойму почему мнение что "Систему образования надо менять" настолько популярно?

Я вообще ратую за возврат к советским учебникам. В своё время учился по учебникам 80х 6й-12й редакции, где все идеально "вылизано". Очень лаконично, четко и понятно. Мне никогда не требовались репетиторы - достаточно было остаться после занятий на консультацию.
Сразу упрежу вопрошающих об "устаревании" советской литературы - Вы задумывались какие фундаментальные изменения произошли за последние 40 лет, что необходимо каждый год выпускать новые учебники?
Из-за почти ежегодного цикла обновления палитры учебников их не успевают толком "отшлифовать" до употребимого состояния.
Сложность возврата к советским учебникам ещё и в том, что сейчас сильно урезали часы естественных и некоторых гуманитарных наук - в результате дети скачут по верхам, потом целых 2 года натаскиваются на ЕГЭ. При такой системе знаниям взятся просто неоткуда (поэтому приходится прибегать к помощи репетиторов)
Жучка
Раньше ребенок мог пойти в школу, зная только буквы, сейчас родители просто создадут условия для ребенка быть отстающим, если не не будет базовых навыков чтения, вычитания, сложения. Для детей ничего не жалко, но тогда вопрос: "Какова функция преподавателя в этом процессе? Оценивать?" Для того чтобы исключить это нужно менять систему (учебники, отчетность, программы уроков, порядок сдачи экзаменов). Сама школа не может принять самостоятельное решение об изменении программы и вернуться к советской системе обучения, где действительно, по словам родителей, было все понятно, - в красной рамке правила, внизу задания. Или может?
Кто- то получает стабильную прибыль за издание новых учебников и пока денежный фактор будет лидировать, нет надежны на перемены.
Жучка
Для "Ышка". Забываю постоянно про "Ответить". ))
Учителя - одна из тех немногих категорий людей, которым я обязательно доверил бы право голосовать и решать судьбу государства. Разнообразным чиновникам, как вы понимаете я бы не доверил и урну для созерцать.
Bastagruv
Если я правильно понял, то учителей, довольных последними нововведениями, в городе практически нет, как и в администрациях школ и в департаменте этого самого образования. Родители учащихся так же не в восторге от результатов. Так для чего и для кого всё это делалось? И почему бы каждому учителю, завучу, директору, методисту не изложить свои соображения на этот счёт письменно и не отправить, например, в Москву и в округ?
Понимаю, что рассуждаю как дилетант, но жалобами в блоге, мне кажется, такую проблему не решить. Искренне желаю всем педагогам страны сил и терпения.
Показать все комментарии (8)

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Вы можете войти на сайт или зарегистрироваться


Топ 10

  1. ​Возвращение нефтяников, падение бюджетников, обновление половины состава – как изменится дума Сургута в сентябре 1212
  2. ​В выходные на сургутском пляже был полный аншлаг 1194
  3. ​От 58 тысяч и выше: куда пойти за достойным заработком и хорошим работодателем 1060
  4. ​В Югре ввели новые правила для отдыхающих по России 1032
  5. Плюс 78: в Югре растет среднесуточная заболеваемость коронавирусом 1021
  6. ​Всех свободных — под замок 964
  7. ​Югорчан в возрасте 65+ снова посадили на самоизоляцию 860
  8. Оступилась и ушла под воду: югорчанка утонула во время рыбалки 851
  9. СМИ: в Сургуте назначили нового главного дорожника 849
  10. На трассе «Сургут – Нижневартовск» перевернулся «ВАЗ», водитель помощи не дождался 727
  1. Теперь точно откроют: в Сургуте завершают обустройство пляжа 7536
  2. ​Как Сургут отметит День России и День города // Спецвыпуск афиши 7323
  3. ​Пушистая компания: сургутяне гуляют по торговым центрам с котами на поводке // Фотофакт 6759
  4. Елена Соловьёва: «Нас ждут Греция, Хорватия, Черногория, но авиасообщения с ними прекращены. Зато открыты Маврикий, Португалия, Сейшелы — что далеко и дорого» 4021
  5. ​Экс-глава Нижневартовска Василий Тихонов вышел в сеть 3146
  6. ​Тамара Лычкатая: «Уничтожают не меня — уничтожают театр» 3087
  7. ​В Свердловской области столкнулись две машины из ХМАО: четверо погибли, пятеро госпитализированы 2948
  8. ​Максим Слепов: «Вакцинация – это бомбоубежище» 2826
  9. ​Еще одна отставка: директор дорожно-коммунальной службы Сургута увольняется 2719
  10. ​Когда вечная память изменяет 2651
  1. ​График отключения горячей воды в Нижневартовске будут публиковать на интерактивной карте 15415
  2. ​«Какая дикость…» Новые рекламные конструкции в Сургуте возмутили даже священника 11057
  3. ​Из-за осквернения могил детьми в Нефтеюганске могут возбудить уголовное дело 10781
  4. #НГ #БОГДАНОВ70. Спецвыпуск «НГ» 9855
  5. ​В Нефтеюганске привиться от коронавируса можно в МФЦ 9484
  6. В югорской реке водолазы нашли труп мужчины 8711
  7. ​Причиной смертельного ДТП в Югре стал выезд на встречку 8553
  8. Мэр Нижневартовска покидает свой пост 8545
  9. В Сургуте из окна многоэтажки выпал подросток 8151
  10. ​Судя по всему, Филатов начал знакомиться и работать с Сургутнефтегазом задолго до назначения 7952