Во время вступления Дмитрия Попова во второй срок главы Сургута, ведущий огласил присутствующих на торжестве: всевозможные депутаты, чиновники, флагманы бизнеса и… бывшее руководство города. Однако главного бывшего руководителя города – Александра Сидорова – в зале не было. Не было его и на другом большом празднике – 25-летнем юбилее телекомпании «СТВ», с которой бывшего мэра связывает богатая 20-летяя история взаимоотношений.
Собственно, перечислять мероприятия, где было бы уместно появление экс-главы Сургута, можно долго. Аналогичная ситуация и с другим бывшим – Александром Филипенко. Работу обоих можно оценивать по-разному, со своими плюсами и минусами, но одного у них не отнять – они правили по 20 лет, которые останутся «эпохой Сидорова» и «эпохой Филипенко». Почему они ушли в политическое и общественное небытие?
На этот счет есть много мнений и версий, среди которых фигурируют, например, политические и личные обиды, а также довольно парадоксальные просьбы не приходить на те или иные мероприятия, дабы «не смущать» преемника на руководящей должности. Но на самом деле нужно говорить о куда более глубоком синдроме нашей страны, ее исторической болезни.
Вспомните всех правителей России за 100 лет. А теперь скажите, кто из них, во-первых, имеет единый позитивный образ в глазах потомков и, во-вторых, не канул в безвестность сразу же после ухода от власти? Набор стереотипов очень богат: слабый и потерявший империю царь Николай II; кровавый революционер Ленин; тиран Сталин; чудак-кукурузник Хрущев; «застойный» Брежнев; разваливший Союз Горбачев; создавший «лихие 90-е» алкоголик Ельцин.
В то же время в западных демократиях бывшие президенты довольно часто ведут активный общественный образ жизни, вкладывая свой авторитет в создание конкретных социальных продуктов. Они востребованы, интересны, продолжают сами зарабатывать деньги и помогать стране, например, в благотворительности или решении некоторых деликатных дипломатических вопросов. А в США вообще не бывает «бывших» – у них каждый глава государства до конца жизни называется «господин президент».
Никто не скажет, что жизнь западных стран была проще и беззаботнее, чем в СССР поствоенного периода и новейшей России. Были политические битвы, интриги, ошибки, скандалы, войны. Но нет у них этого патологического и местами стыдливого «забывания» своих бывших лидеров.
Почему? Вероятно, потому, что передача власти в западных демократиях – привычный и прозрачный процесс, а у нас – результат кулуарных решений, иногда обернутый в легитимизирующие процедуры, вроде контролируемых выборов. Плюс, чего уж греха таить, на многих руководителей у всесильных спецслужб имеются «волшебные папочки», которые могут трансформироваться в реальные тюремные сроки. Все это приводит к нулевой культуре сменяемости и передачи власти.
Возможно, эта проблема хотя бы в минимальной степени начнет решаться. В среду, 25 ноября, в Екатеринбурге откроется Центр Бориса Ельцина – с архивом, музеем, выставочным центром и залами для конференций. Гостями мероприятия будут действующий и бывший президенты – Владимир Путин и Дмитрий Медведев. Может, это станет сигналом к запуску новой традиции – уважения к экс-руководителям во власти.
В конце концов, и В. Путину, и Д. Медведеву, и Н. Комаровой с Д. Поповым эта традиция, если она, конечно, приживется, будет приятна и полезна.