16+
Больше новостей
Больше опросов

Стой где стоишь!

Остановки в Сургуте — холодно, грязно, убого. Что делать, разбирался «Новый Город»

Тема остановочных павильонов беспокоит сургутян не первый год. Раньше горожане сетовали на неприглядный внешний вид и изношенное техническое состояние остановок, где к тому же повсеместно без малейшего зазрения совести торговали крепким алкоголем и сигаретами. Несколько лет назад администрация города запустила «антиларечную» кампанию и начала устанавливать новые, современные остановочные павильоны в стиле хай-тек. Они поначалу даже понравились сургутянам, но в итоге оказались жутко непрактичными: боковые ветровые стенки из стекла на некоторых павильонах практически сразу выбили вандалы, а каркас в виде декоративных колонн стал излюбленным местом размещения рекламных объявлений. Но самое худшее качество остановок — их бесполезность в северных условиях: пассажиры, ожидающие общественный транспорт, постоянно мерзнут. Но и это еще цветочки. Вскоре администрация города начала сносить старые павильоны без всякой замены на хоть какое-то альтернативное убежище от холода и ветра.

Как это происходит и что делать с проблемой остановок в Сургуте, разбирались корреспонденты и эксперты «Нового Города».

Шило на мыло

Департамент городского хозяйства сургутской администрации отчитался «НГ» о том, что за лето установил восемь новых остановочных комплексов без торговых площадей. На это городская казна выделила 2,3 млн рублей. Еще четыре автопавильона, сумма муниципального контракта для которых составила 875 тысяч рублей, будут поставлены на свои места до конца года. А вот в следующем году темпы обновления остановок резко упадут: проектом бюджета запланированы всего два комплекса. Места размещения и даже тип павильонов чиновниками пока не определены.

Однако практика показывает, что темпы установки новых объектов отстают от «уборочных работ» по устранению старых. Начальник отдела по ремонту и содержанию автомобильных дорог администрации Сургута Алексей Кононенко, наверняка имеющий личный или служебный автомобиль, сообщил «НГ», что «все старые остановочные павильоны, подлежащие демонтажу, вывезены». Правда, сколько конкретно, назвать отказался. Видимо, чтобы лишний раз не подтверждать тот факт, что огромному количеству сургутян приходится ожидать общественный транспорт на голом клочке бетона без возможности спрятаться от непогоды.

«НГ» уже поднимал тему бессмысленности такого демонтажа, когда городские власти по истечении арендных сроков требуют сноса и вывоза старых конструкций, но при этом не имеют возможности тут же предоставить замену. Мы уже писали о распиленной на части старой остановке на бульваре Свободы со стороны Дворца торжеств.

Местные жители думали, что убирают старый комплекс, чтобы поставить новый, но Алексей Кононенко быстро развеял эти надежды: «Остановку должны вывезти, так как закончился срок договора аренды. В этом году нового остановочного комплекса там не будет, все запланированные уже заменены. Скорее всего, заложим в план на следующий год (если повезет, то одна из двух запланированных остановок появится именно там — Прим. ред.). Возможно, посмотрим, где у нас сменились остановочные павильоны недавно, и привезем какую-нибудь временную конструкцию из тех, которые уже поменяли».

На текущий момент никакой замены до сих пор нет и, скорее всего, уже не будет — жителям близлежащих домов теперь негде укрыться от непогоды.

Незваный ГОСТ

Однако даже там, где остановки есть, ситуация с комфортом далека от идеала. Напомним, автопавильоны в Сургуте бывают двух типов: с пассажирским тамбуром в 15 кв. м и поменьше — 7,5 кв. м (почти во всех из них есть зазоры между крышей и стенками до 30 см). Ситуация напоминает известный анекдот: «Остановки для транспорта специально разрабатывались для России. Учли все. На случай жары — стеклянная крыша. На случай ветра — проемы в стенах. И даже для зимы специально придумали железные лавочки!»

Когда новые остановочные павильоны только начали появляться в Сургуте, а обеспокоенные жители стали обращаться в «НГ», мы сделали запрос в администрацию, чтобы уточнить, соответствуют ли новые остановки требованиям. Тогда власти ответили, что «конструктивное решение приобретаемых муниципальных павильонов обсуждалось на совместных совещаниях», в которых принимали участие люди, не имеющие никакого представления о том, что значит стоять в минус 40 на остановке «специалисты департаментов горхозяйства, архитектуры и градостроительства и имущественных и земельных отношений». Согласно «Техническим условиям на расположение, параметры и оборудование остановочных пунктов городского общественного транспорта», являющимся приложением к свежайшему приказу Минтранса РСФСР от 31.12.1981 г. № 200 «Об утверждении правил организации пассажирских перевозок на автомобильном транспорте», на остановочных пунктах желательно устраивать павильоны и навесы, защищающие от непогоды. Догадливые советские чиновники образца 1981 года подозревали, что в городах с суровым климатом павильоны должны защищать не только от осадков, но и от сильных ветров. Павильоны или навесы должны быть выполнены из облегченных конструкций или сборных элементов и оборудованы скамьями для ожидающих пассажиров.

А теперь неожиданный вывод, сделанный сургутскими чиновниками: муниципальные павильоны полностью соответствуют нормативным требованиям. Остается пожелать ответственным работникам администрации на себе прочувствовать всю «правильность» и «соответствие нормам» наших остановок, ежедневно перемещаясь на общественном транспорте с ноября по март.

Увеличить

Приказано выжить

Сургут, отличающийся достаточно суровым климатом, три года подряд становится лидером интегрального рейтинга крупнейших городов России, но не может обеспечить своих жителей нормальными остановочными павильонами.Конечно, выход есть. Погреться можно в торговых точках, если таковые имеются на остановке. Но, как показывает практика, не все продавцы рады такому «соседству», чего абсолютно не скажешь об организациях, специализирующихся на микрозаймах для населения. Только вот располагаются эти «теплые» остановки в местах с большой проходимостью, где ожидание автобуса занимает не более пяти-восьми минут. А вот тем, кто живет в удаленных или новых районах, приходится в лучшем случае довольствоваться обычными стеклянными продуваемыми муниципальными «коробками». В худшем — любоваться знаком автобусной остановки на морозе, потому что ни одно частное предприятие не согласится установить в малопроходимом месте даже малюсенький ларек: это затратно как по времени, так и финансово. Но и тут можно найти выход: отдать бизнесу большую часть автопавильонов в, так сказать, обжитых местах — тогда администрация и бюджет смогут бросить все силы на работу с отдаленными районами.

Как пояснил Алексей Кононенко, «владельцы торговых остановочных павильонов предоставляют в администрацию на согласование самостоятельно разработанные макеты, которые должны подходить под общую концепцию. Все затраты на изготовление, установку и содержание автопавильонов они берут на себя». По приблизительным подсчетам получается, что сумма, необходимая для изготовления одного павильона, составляет около миллиона рублей.

Это решение хорошо и тем, что, как правило, частники за своим имуществом следят — на «брендированных» остановках мусора и рекламы на порядок меньше.

Для бюджетов крупных успешных организаций сумма на установку и содержание остановочных строений не столь значительна. Так, пару лет назад в Сургуте стали появляться павильоны с банкоматами Сбербанка. «На текущую дату Сбербанк установил в Сургуте три остановочных павильона с банкоматами на проспекте Мира, улице Энергетиков и Мелик-Карамова, — поделился с «НГ» управляющий Сургутским отделением Сбербанка России Ильдус Саиткулов. — Этот проект проходил согласование с администрацией города около трех месяцев. В настоящее время мы пока не планируем установку подобных остановочных павильонов. Хотя они очень уместны в наших климатических условиях».

Однако решить «остановочный» вопрос силами лишь крупных организаций не получится. Для них администрирование павильонов скорее социальный проект, нежели бизнес. Можно вовлекать в процесс малых предпринимателей, которые могут разместить там торговые точки, с обязательным условием соблюдения чистоты, но особых планов по этому поводу у властей нет.

Директор сургутского ДГХ Вадим Кочетков на вопрос «НГ» о спецпрограммах для привлечения бизнеса в это направление ответил: «Нет, это только их собственная инициатива. Процедура стандартная: мы, департамент горхозяйства, проводим конкурс, а дальше они сами всем занимаются. Никаких бонусов мы не даем».

Но даже появление чистых и благоустроенных остановок, где есть теплые павильоны с торговлей или услугами, не идеал. Читатели «НГ» рассказывали о ситуациях, когда продавцы пытались выгнать забежавших погреться сургутян, потому что они ничего не покупали. «За ними постоянно нужно следить, чтобы ничего не умыкнули с прилавка. Да и грязи остается очень много», — пожаловалась корреспонденту «НГ» продавщица в одном из таких остановочных киосков.

Поэтому еще один шаг к цивилизации — это теплые остановки, которые были бы крайне полезны у нас на севере. Основная причина отказа от этой идеи — слишком большие затраты: кто будет платить за потребляемое тепло? Включать ли его в стоимость проезда? Или оплачивать из бюджета города? Не менее сложный вопрос — как оградить помещение от маргиналов, которые вечерами будут превращать его в настоящий рассадник криминала? Понятно, что в центре города сделать это будет проще, а как быть с удаленными районами, где люди подолгу ждут общественный транспорт? Кто, например, будет следить за остановками на Гидростроителе? Или в поселках типа Финского?

Но это не значит, что подобный проект невыполним. Особенно в таком богатом по сравнению с большинством российских городов Сургуте.

Можно позавидовать

В Якутске активно устанавливают теплые остановки. Павильоны оборудованы мониторами с интерактивным интерфейсом для отслеживания местоположения и времени ожидания автобусов, видеокамерами, которые показывают подъезжающие автобусы. В помещениях предусмотрены сидячие места, имеется бесплатный wi-fi, точка зарядки телефонов и сервис горячих напитков на вынос, оборудован туалет. Для обеспечения безопасности предусмотрены кнопка вызова полиции и аптечка для первой медицинской помощи. Снаружи предусмотрены козырек от солнца и дождя и дополнительные скамейки. Пока таких автопавильонов три, но якутская администрация планирует установить 21 подобный объект.

В еще одном северном городке — Норильске — тоже имеется пара теплых остановочных павильонов, только иного типа. Остановки представляют собой магазинчики с так называемыми теплыми предбанниками — залами ожидания. И людям тепло, и продавщицам спокойно.

Примеры борьбы с вандализмом и незаконной расклейкой рекламных объявлений имеются в Тюмени: администрацией города принято решение ставить на автодозвон номера, указанные в несанкционированных объявлениях и листовках. Телефоны ставятся на беспрерывный дозвон, благодаря чему входящие звонки блокируют номер нарушителя на период от нескольких минут до нескольких суток. В Сургуте есть аналогичная схема, но по каким-то причинам она не приносит никаких результатов. Что ж, либо это кому-то выгодно, либо ответственным лицам просто плевать на город.

Блогер Илья Варламов, побывав в Сургуте летом этого года, тоже отметил огромное количество рекламы: «В Сургуте неприятно поразило большое количество рекламного мусора. Нелегальные объявления, обилие наружной рекламы, надписи на стенах — беда многих российских городов, но в Сургуте эта проблема стоит особенно остро. А хорошо бы, чтобы за порчу остановок, вагонов метро и столбов вандалов отправляли на принудительные работы по очистке города. Мосгордума в июле одобрила в первом чтении закон о введении новых штрафов за граффити и незаконную расклейку объявлений в гортранспорте и на объектах транспортной инфраструктуры. Надеюсь, власти Сургута тоже увеличат штрафы и начнут наводить порядок. Будет хороший пример другим городам».

Проблема остановок в Сургуте, как и любая общегородская проблема, имеет множество аспектов — экономических, организационных и даже психологических. Возможно, власти города не берутся за нее из-за якобы невысокой значимости: мол, у нас столько машин и столько проблем с дорогами и парковками, что остановочные павильоны — это не третий и даже не пятый приоритет. «Безлошадные» сургутяне померзнут, поругаются, но никуда не денутся — все равно будут пользоваться общественным транспортом.

Пошаговое решение этой проблемы будет давать мультипликативный эффект. Комфорт в ожидании общественного транспорта, равно как и отладка системы его движения (в плане маршрутной сети и интенсивности), сделает этот тип перемещения по городу более привлекательным. Параллельное изменение политики в отношении личных авто — наведение порядка в парковочном хаосе Сургута и введение платных стоянок — поможет хотя бы частично сместить акцент от обязательного владения машиной к использованию более практичной системы общественного транспорта. Это снизит нагрузку на дороги и принесет бюджету и бизнесу больше денег на автобусных перевозках.

Все это — стратегические программы, которые при должном исполнении дадут эффект в течение нескольких лет. А начать нужно с простого — чтобы сургутяне элементарно не отмораживали конечности в ожидании автобуса. Ведь не трудно?

Справка: Работы, которые должны проводиться на остановках: ежедневная очистка от снега/мусора посадочной площадки, пассажирского тамбура и прилегающей к павильону территории, ежедневная очистка урн от мусора, два раза в месяц очистка от снега крыши остановочного павильона, в летнее время ежемесячная мойка стен и пассажирского тамбура, покраска стен павильона и пассажирского тамбура один раз в год и другое. По вопросам некачественного содержания можно обращаться в департамент городского хозяйства по телефонам: 52-45-17, 52-45-18.

Кстати: В Сургуте работает сервис spopat-auto.ru, позволяющий в режиме реального времени наблюдать за перемещением общественного транспорта, просматривать его маршрут и расчетное время прибытия на остановку с точностью до одной минуты, а также получать оперативную и достоверную информацию о пробках на дорогах Сургута.

Читайте также: «Остановки предназначены для того, чтобы человек комфортно ждал на них общественный транспорт…» Что думают сургутяне о том, какими должны быть остановочные комплексы в городе?



09 ноября 2015 в 13:49, просмотров: 3201, комментариев: 6


Комментарии:
йося
много правильных слов, однако! хотя бы мало мальски адекватный мозг посчитал во сколько обойдется содержание теплой остановки, и самое главное за чей счет праздник, а может дешевле накрыть нород прозрачным куполом? вот оазис то будет
владимир
Мне вот очень интересно узнать у администрации кто поставил новый павильон на нечетной стороне ул.Лермонтова, напротив дома №13. Ведь там не ходит ни один маршрут общественного транспорта (восьмерка ходит только в одном направлении). Так получается администрация города даже не знает где ходит общественный транспорт!!! Уважаемая редакция может Вы спросите у нашей "уважаемой" горадминистрации чем они руководствовались устанавливая там павильон?
Предложение : запретить всем работникам администрации ездить на собственном авто на работу. Пусть пользуются общественным транспортом. Глядишь и остановки появятся и посетители смогут на своём транспорте к офисам подъехать!
йося Max
.....Глядишь и остановки появятся и посетители смогут на своём транспорте к офисам подъехать...
Монстры из администрации заполонили своими авто весь город шныряють тут и там спасу от них нигде нет бедный затырканный офисный планктон не может к своей конторке подъехать,
Хм. другая беда начнется, эти наглые монстры начнут занимать в автобусах и в нових, свэтлих, теплих астановках место мамаш со своими чадами и вечно блуждающих по городу в поисках лучшей доли пенсионеров, тогда придется автобусы покупать, из городской кубышки бабло тратить, опять незадача нескладуха какая то, в общем кажись вы макс фигню какую то написали.
Max йося
Неужели в администрации работаешь?
Жучка йося
Конечно, мир перевернется, если кокой-нибудь местный креслодав что-нибудь для людей хорошее сделает. Ту же остановку установит, на месте ликвидированной. За чей счет? За тот же из которого они или вы вместе с ними получаете зарплату.
Показать все комментарии (6)

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Вы можете войти на сайт или зарегистрироваться


Топ 10

  1. Популярность авиаперелетов в Сургуте стремительно падает 1263
  2. ​Улицы старой части Нижневартовска осветят за 11 миллионов рублей 1212
  3. ​Опять разлив: в Югре реку залило химическими веществами 1150
  4. ​В Югре предотвратили несколько террористических преступлений на нефтегазовых предприятиях 1146
  5. В Нижневартовском районе осудят водителя, опрокинувшего КАМАЗ 1117
  6. ​Зато внукам не достанется! Сургутский пенсионер обогатил мошенников 1089
  7. ​Сильный ветер принесет в Югру снег 1017
  8. ​Половине ипотечников регионов тюменской «матрешки» отказали в реструктуризации кредитов 919
  9. В Сургуте обнаружили еще один склад невывезенного мусора 903
  10. ​Пять причин, почему лужи — большая проблема для Сургута 859
  1. Помощник депутата Госдумы обозвал офис Сургутнефтегаза стадионом 12709
  2. ​«Вышел из служебного автомобиля и прыгнул с моста»: следователи разбираются в обстоятельствах гибели югорчанина 10409
  3. ​Кто посадил «Петрушку» и кто за это сядет? 8346
  4. Народный человек 7421
  5. ​В Сургуте задержали беглого преступника после того, как он выстрелил в коллегу 7151
  6. ​На Привокзальной в Сургуте сгорело сразу пять машин 6582
  7. ​На трассе Сургут-Салехард попал в ДТП автобус с вахтовиками 6414
  8. Сидоров выполнил просьбу губернатора тихо посидеть в Госдуме, это же предстоит Шувалову 6233
  9. ​Жесткая дисциплина, «чертова дюжина» голосований против и одно выступление в год – чем запомнится Александр Сидоров в Госдуме 6122
  10. В Сургут возвращаются ондатры 6082
  1. ​По Нижневартовску бегал медведь // ВИДЕО 23370
  2. Два юганца расправились с таксистом, за что отправятся в колонию строгого режима 14194
  3. «Уже бегу»: вартовчанин, на которого напал медведь, стал героем мемов 14119
  4. Под Нефтеюганском произошел новый разлив нефти 13175
  5. Помощник депутата Госдумы обозвал офис Сургутнефтегаза стадионом 12709
  6. Из-за слива личных фото в соцсетях нижневартовской учительнице пришлось уволиться 12539
  7. ​Доступность ипотеки в Югре не приводит к качественному развитию жилья: скорее, наоборот 11977
  8. В Москве жестоко расправились с таксистом: попрощаться с убитым приехали коллеги 11878
  9. ​«Вышел из служебного автомобиля и прыгнул с моста»: следователи разбираются в обстоятельствах гибели югорчанина 10409
  10. Отец не хотел давать денег сыну, поэтому зарезал его 9447