16+
Больше новостей
Больше опросов

Опасное невежество

Как нам реформировать среднюю школу? Для начала — перестать реформировать

Фото: Валерий Матыцин/ ТАСС
Фото: Валерий Матыцин/ ТАСС

Выступая 13 июля на заседании Совета по культуре при председателе Государственной Думы, Сергей Нарышкин, который и есть этот председатель, заявил: «Развитие литературы, поддержка русского языка находится в числе стратегических задач государства, поскольку это неотъемлемая составная часть и национальной культуры, и национальной безопасности».

Если это утверждение справедливо, а оно, безусловно, справедливо, то с национальной безопасностью дело у нас обстоит безобразно, катастрофически плохо, «национально опасно». Ибо русскую литературу большинство выпускников средней школы знает, мягко выражаясь, удовлетворительно и ещё хуже, а русским языком, особенно письменным, владеет отвратительно. Кстати, то же самое относится и к знанию русской истории, географии России, да и ко многому другому, что относится к кругу гуманитарных дисциплин.

И, следовательно, в интересах национальной безопасности положение надо срочно исправлять. Даже срочнее, чем заканчивать перевооружение армии.

Как исправлять? Радикально.

Прежде всего, нужно признать, что нынешний набор гуманитарных дисциплин, предлагаемых для изучения в школе, в значительной части абсурден и порочен. Потому речь должна идти не о наполнении их каким-то «новым содержанием», что предлагается идеологами и практиками бесконечной реформы образования, а о пересмотре в принципе списка этих дисциплин. «Содержание» должно быть следующим шагом.

Кроме того, в условиях всё продолжающейся «реформы образования», а точнее – его порчи, «улучшать» детали означает – помогать «реформаторам» камуфлировать порочность и пагубность их деятельности. А эта порочность и эта пагубность подтверждаются всё углубляющимся невежеством выпускников средней школы.

Моя принципиальная позиция: необходимо срочно 1) остановить «реформу»; 2) вернуться к советскому набору дисциплин, преподававшихся в школе; 3) дополнить эти дисциплины тем, что сугубо по идеологическим причинам не изучалось в советской школе (фактически это небольшой набор имён и произведений); 4) после этого (после восстановления эффективной для своего времени и более эффективной, чем нынешняя, программы обучения) взяться за обсуждение обновлённой концепции школьного образования.

Теперь я пройдусь прямо по списку гуманитарных предметов, изучаемых сегодня в средней школе (список взят из материалов Экспертного совета по гуманитарному образованию Комитета Государственной Думы по образованию), кратко выразив своё отношение как к этим предметам, так и к тому, что с ними нужно делать.

Русский язык. Бесспорно и безальтернативно восстановить советские объёмы и программы обучения. Причина: выпускники нынешней школы знают русский язык хуже, чем выпускники советской школы.

Родной язык. Как я понимаю, речь идёт о национальных языках в соответствующих субъектах РФ. В данном случае я не могу оценить качество преподавания этой дисциплины в советское время и в настоящем.

Литература. Восстановить (с учётом того, о чём я сказал выше) советские объём и программу этой дисциплины прежде всего как курса русской литературы, а также начал теории литературы (литературоведения). Причина та же, что и с русским языком.

Полностью восстановить институт преемственного обучения навыкам самостоятельного письма (сочинительства): диктант-изложение-сочинение. В обязательном порядке восстановить регулярное и обязательное заучивание наизусть поэтических и небольших отрывков прозаических произведений в течение всего обучения.

«Национальные» вкрапления в этот курс в соответствующих школах легко сделать в пределах одного учебного полугодия.

Предпоследнее полугодие 11 класса посвятить прочтению, изучению и обсуждению произведений современной (текущей) русской литературы. Список соответствующих авторов и произведений, в пределах которого учителя и ученики могут определять, что конкретно они будут обсуждать, должен быть составлен специалистами. Готов сам предложить такой список из 20-30 произведений.

Литературное чтение. Отменить, отдав часы курсу литературы. А ещё лучше заменить на курс просмотра и обсуждения отечественных художественных фильмов «Литературная классика на экране», синхронизировав последний с историей русской литературы. Предложение это связано с тем, что «реформаторы» уже отучили наших школьников читать – им легче смотреть кино.

Иностранный язык. Это единственный предмет, который нынешние выпускники школ знают лучше, чем их советские предшественники. Посему предлагаю оставить нынешние программы.

С учётом того, что в основном школьники изучают сегодня как иностранный английский язык, предлагаю ввести факультативные (а в специальных гуманитарных школах – и обязательные) курсы французского, немецкого и др. иностранных языков.

География. Безоговорочно вернуться к советским программам, прежде всего в изучении географии России. Современные выпускники школ не знают географию вообще.

Экономика. Не берусь давать оценки в этой области. Соответствующий курс советского времени был очень слабым, крайне идеологизированным и абсолютно неинтересным. Предполагаю, что можно основываться на нынешних программах обучения, но только чисто прагматически, а не навязывать догматику спорных экономических концепций.

Право. Отменить этот курс, так как он является естественной составной частью обществознания.

Обществознание и естествознание. Подобное соединение является абсурдным. Необходимо оставить только обществознание (передав то, что называется «естествознанием», в естественные науки).

Содержание предмета «Обществознание» представляется достаточно естественным: личность, семья, малые социальные группы, большие социальные группы, народы и этносы России, политическое устройство России, основы конституционного строя России (включая право), основы философии и политологии.

Окружающий мир. Ликвидировать как бессмысленное и ненужное. В своей общественной части входит в дисциплину «Обществознание».

Россия и мир. Порочное всё, начиная с названия. Отменить и вернуть историю, которую выпускники современных школ знают так же отвратительно, как и географию. Для начала вернуть советские программы изучения истории России и всемирной истории - два отдельных, но взаимодополняющих курса, в последний год обучения совпадающих и хронологически.

Искусство. Сохранить, но только название всё-таки должно быть точным: история искусств.

Изобразительное искусство. Непонятно выделение из «Искусства». Сегодня, например, гораздо популярнее у школьников видеоискусства. Если речь идёт о том, что в советской школе называлось рисованием, то так и нужно назвать – основы рисунка и живописи. Скульптуре же в школе не будут учить.

Музыка. По-моему, если речь идёт о том, что раньше называлось пением (при этом преподавались и основы нотной грамоты), то так и нужно назвать: основы музыкального искусства. При этом логично сделать «основы рисунка и живописи» и «основы музыкального искусства» дисциплинами по выбору учеников – либо одно, либо другое. Но в таком случае ещё логичней добавить и третий курс в эту обойму – основы сценического (или театрального) искусства. Тогда каждый из учеников выберет то, к чему у него есть природные данные и склонности.

Основы безопасной жизнедеятельности. Бессмысленный курс. Бессмысленная трата времени. Отменить. Эту работу может вести классный руководитель (ведущий любой предмет) во внеурочное время. Достаточно одного занятия в начале учебного года и одного в конце – перед летними каникулами.

Экология. Это часть предметной линейки: природоведение, зоология, анатомия человека, биология. Туда этот курс и нужно внести. Кроме того, «экология» является и частью географии как учебной дисциплины. В специальном выделении «экологии» в отдельную дисциплину нет ничего, кроме заёмной политкорректности. Что, кстати, подтверждается преподаванием аналогичного курса в университетах.

***

Если того, что я (не только я, впрочем) предлагаю, не сделать, то идеология образования и воспитания в нашей средней, да и в высшей школе будет определяться такими «инноваторами», как доцент историко-филологического факультета Челябинского государственного университета Александр Фокин, о недавнем педагогическом «подвиге» которого рассказали практически все СМИ. Готовя слушателей подготовительных курсов университета к вступительному экзамену по истории, он устроил им провокацию, попросив написать друг на друга «политические доносы в духе 30-х годов». То есть занялся политической индоктринацией вместо положенной, согласно служебным обязанностям, дополнительной подготовки будущих абитуриентов к экзамену. Иначе придётся предположить, что на вступительном экзамене по истории в Челябинском госуниверситете тоже просят «писать доносы».

Но почему тогда не в духе доносов в средневековую западноевропейскую инквизицию, или в духе американского маккартизма 50-х годов ХХ века (всё ближе к нашему времени), или в духе тех доносов, которые сегодня массово практикуются в некоторых самых «цивилизованных» странах Запада – доносов на соседей или доносов детей на своих родителей?

Понятно, почему. Потому что невежество не есть только отсутствие знания. Оно всегда заполняется либо ложным знанием, либо специально отобранным знанием.

А это имеет прямое отношение к той самой национальной безопасности, о которой в контексте изучения русского языка и отечественной литературы говорил Сергей Нарышкин.

Но наговорено уже много. Пора начинать действовать.

Кстати, случай доцента Фокина совсем не исключительный. Я знаю немало примеров того, как преподаватели подготовительных курсов разных вузов, связанных с медиадеятельностью, категорически рекомендуют своим слушателям «для успешной сдачи вступительного экзамена» смотреть определённые телеканалы, слушать определённые радиостанции и посещать определённые сайты. Так что говорят о том, что гуманитарное образование, в том числе и в средней школе, должно находиться вне политики, только и исключительно те, кто желает его заполнить своей политикой. И именно для этого им нужны невежественные ученики.

Оригинал



15 июля 2015 в 18:08, просмотров: 1663, комментариев: 0


Комментариев пока нет.

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Вы можете войти на сайт или зарегистрироваться


Топ 10

  1. ​В администрации Сургутского района – увольнения 1852
  2. ​Чем занимается молодежь Сургутского района? Директор Районного молодежного центра Светлана Ескина 1663
  3. Как будет выглядеть новый «Строитель»? 1146
  4. ​Актировка: 1-8 классы второй смены 899
  5. В ХМАО выявили новые летальные исходы от COVID-19 831
  6. ​В числе первых: сургутские журналисты привились от коронавируса 827
  7. В Сургуте разыскивают продуктовых воришек 761
  8. ​Взрослые и дети 738
  9. ​Зомби-апокалипсис: в Белом Яре снимают фильм ужасов 736
  10. ​Сургутские врачи спасли пациента, выполнив уникальную операцию 732
  1. ​Эксперты назвали ожидаемый размер дивидендов Сургутнефтегаза 13229
  2. ​Шопинг не удался: из сургутского гипермаркета эвакуировали посетителей 7400
  3. Жителя Нижневартовска во сне порезали ножом 7209
  4. ​Кандидаты открыли личики // ПОЛНЫЙ СПИСОК 5935
  5. Из-за снегопада сургутяне стоят в пробках 4961
  6. ​С сургутскими дачниками обсудили проблемы электроснабжения в зимний период 4922
  7. ​Эксперты рассказали о причинах массового возгорания китайских авто в Югре 4194
  8. Глава Сургута — не та позиция, на которую можно претендовать, что называется, по объявлению 3777
  9. ​Аномальные холода возвращаются в Югру 3743
  10. ​Есть из кого выбирать 3547
  1. ​В Югру возвращаются сильные морозы 20519
  2. ​Вартовчанин, спасая машину от морозов, надел на нее чехол // ФОТОФАКТ 16987
  3. ​В Сургуте девушка погибла, выпав из окна многоэтажки 16979
  4. Сургутянин поджег чужой «Инфинити» // ВИДЕО 16517
  5. ​В Сургуте задержали претендента на мэрское кресло, «как опасного преступника» 14297
  6. ​Такой Женя нам не нужен! 14287
  7. ​В Сургуте разыскивают вора // ОРИЕНТИРОВКА 14220
  8. ​Эксперты назвали ожидаемый размер дивидендов Сургутнефтегаза 13229
  9. Аквилон, Вершина, Джуманджи: в Сургуте продают десять известных зданий 12728
  10. ​Спасала из квартиры матери: в Нижневартовске бабушка вывела внучку обнаженной на 30-градусный мороз 11309