16+
Больше новостей
Больше опросов

Опасное невежество

Как нам реформировать среднюю школу? Для начала — перестать реформировать

Фото: Валерий Матыцин/ ТАСС
Фото: Валерий Матыцин/ ТАСС

Выступая 13 июля на заседании Совета по культуре при председателе Государственной Думы, Сергей Нарышкин, который и есть этот председатель, заявил: «Развитие литературы, поддержка русского языка находится в числе стратегических задач государства, поскольку это неотъемлемая составная часть и национальной культуры, и национальной безопасности».

Если это утверждение справедливо, а оно, безусловно, справедливо, то с национальной безопасностью дело у нас обстоит безобразно, катастрофически плохо, «национально опасно». Ибо русскую литературу большинство выпускников средней школы знает, мягко выражаясь, удовлетворительно и ещё хуже, а русским языком, особенно письменным, владеет отвратительно. Кстати, то же самое относится и к знанию русской истории, географии России, да и ко многому другому, что относится к кругу гуманитарных дисциплин.

И, следовательно, в интересах национальной безопасности положение надо срочно исправлять. Даже срочнее, чем заканчивать перевооружение армии.

Как исправлять? Радикально.

Прежде всего, нужно признать, что нынешний набор гуманитарных дисциплин, предлагаемых для изучения в школе, в значительной части абсурден и порочен. Потому речь должна идти не о наполнении их каким-то «новым содержанием», что предлагается идеологами и практиками бесконечной реформы образования, а о пересмотре в принципе списка этих дисциплин. «Содержание» должно быть следующим шагом.

Кроме того, в условиях всё продолжающейся «реформы образования», а точнее – его порчи, «улучшать» детали означает – помогать «реформаторам» камуфлировать порочность и пагубность их деятельности. А эта порочность и эта пагубность подтверждаются всё углубляющимся невежеством выпускников средней школы.

Моя принципиальная позиция: необходимо срочно 1) остановить «реформу»; 2) вернуться к советскому набору дисциплин, преподававшихся в школе; 3) дополнить эти дисциплины тем, что сугубо по идеологическим причинам не изучалось в советской школе (фактически это небольшой набор имён и произведений); 4) после этого (после восстановления эффективной для своего времени и более эффективной, чем нынешняя, программы обучения) взяться за обсуждение обновлённой концепции школьного образования.

Теперь я пройдусь прямо по списку гуманитарных предметов, изучаемых сегодня в средней школе (список взят из материалов Экспертного совета по гуманитарному образованию Комитета Государственной Думы по образованию), кратко выразив своё отношение как к этим предметам, так и к тому, что с ними нужно делать.

Русский язык. Бесспорно и безальтернативно восстановить советские объёмы и программы обучения. Причина: выпускники нынешней школы знают русский язык хуже, чем выпускники советской школы.

Родной язык. Как я понимаю, речь идёт о национальных языках в соответствующих субъектах РФ. В данном случае я не могу оценить качество преподавания этой дисциплины в советское время и в настоящем.

Литература. Восстановить (с учётом того, о чём я сказал выше) советские объём и программу этой дисциплины прежде всего как курса русской литературы, а также начал теории литературы (литературоведения). Причина та же, что и с русским языком.

Полностью восстановить институт преемственного обучения навыкам самостоятельного письма (сочинительства): диктант-изложение-сочинение. В обязательном порядке восстановить регулярное и обязательное заучивание наизусть поэтических и небольших отрывков прозаических произведений в течение всего обучения.

«Национальные» вкрапления в этот курс в соответствующих школах легко сделать в пределах одного учебного полугодия.

Предпоследнее полугодие 11 класса посвятить прочтению, изучению и обсуждению произведений современной (текущей) русской литературы. Список соответствующих авторов и произведений, в пределах которого учителя и ученики могут определять, что конкретно они будут обсуждать, должен быть составлен специалистами. Готов сам предложить такой список из 20-30 произведений.

Литературное чтение. Отменить, отдав часы курсу литературы. А ещё лучше заменить на курс просмотра и обсуждения отечественных художественных фильмов «Литературная классика на экране», синхронизировав последний с историей русской литературы. Предложение это связано с тем, что «реформаторы» уже отучили наших школьников читать – им легче смотреть кино.

Иностранный язык. Это единственный предмет, который нынешние выпускники школ знают лучше, чем их советские предшественники. Посему предлагаю оставить нынешние программы.

С учётом того, что в основном школьники изучают сегодня как иностранный английский язык, предлагаю ввести факультативные (а в специальных гуманитарных школах – и обязательные) курсы французского, немецкого и др. иностранных языков.

География. Безоговорочно вернуться к советским программам, прежде всего в изучении географии России. Современные выпускники школ не знают географию вообще.

Экономика. Не берусь давать оценки в этой области. Соответствующий курс советского времени был очень слабым, крайне идеологизированным и абсолютно неинтересным. Предполагаю, что можно основываться на нынешних программах обучения, но только чисто прагматически, а не навязывать догматику спорных экономических концепций.

Право. Отменить этот курс, так как он является естественной составной частью обществознания.

Обществознание и естествознание. Подобное соединение является абсурдным. Необходимо оставить только обществознание (передав то, что называется «естествознанием», в естественные науки).

Содержание предмета «Обществознание» представляется достаточно естественным: личность, семья, малые социальные группы, большие социальные группы, народы и этносы России, политическое устройство России, основы конституционного строя России (включая право), основы философии и политологии.

Окружающий мир. Ликвидировать как бессмысленное и ненужное. В своей общественной части входит в дисциплину «Обществознание».

Россия и мир. Порочное всё, начиная с названия. Отменить и вернуть историю, которую выпускники современных школ знают так же отвратительно, как и географию. Для начала вернуть советские программы изучения истории России и всемирной истории - два отдельных, но взаимодополняющих курса, в последний год обучения совпадающих и хронологически.

Искусство. Сохранить, но только название всё-таки должно быть точным: история искусств.

Изобразительное искусство. Непонятно выделение из «Искусства». Сегодня, например, гораздо популярнее у школьников видеоискусства. Если речь идёт о том, что в советской школе называлось рисованием, то так и нужно назвать – основы рисунка и живописи. Скульптуре же в школе не будут учить.

Музыка. По-моему, если речь идёт о том, что раньше называлось пением (при этом преподавались и основы нотной грамоты), то так и нужно назвать: основы музыкального искусства. При этом логично сделать «основы рисунка и живописи» и «основы музыкального искусства» дисциплинами по выбору учеников – либо одно, либо другое. Но в таком случае ещё логичней добавить и третий курс в эту обойму – основы сценического (или театрального) искусства. Тогда каждый из учеников выберет то, к чему у него есть природные данные и склонности.

Основы безопасной жизнедеятельности. Бессмысленный курс. Бессмысленная трата времени. Отменить. Эту работу может вести классный руководитель (ведущий любой предмет) во внеурочное время. Достаточно одного занятия в начале учебного года и одного в конце – перед летними каникулами.

Экология. Это часть предметной линейки: природоведение, зоология, анатомия человека, биология. Туда этот курс и нужно внести. Кроме того, «экология» является и частью географии как учебной дисциплины. В специальном выделении «экологии» в отдельную дисциплину нет ничего, кроме заёмной политкорректности. Что, кстати, подтверждается преподаванием аналогичного курса в университетах.

***

Если того, что я (не только я, впрочем) предлагаю, не сделать, то идеология образования и воспитания в нашей средней, да и в высшей школе будет определяться такими «инноваторами», как доцент историко-филологического факультета Челябинского государственного университета Александр Фокин, о недавнем педагогическом «подвиге» которого рассказали практически все СМИ. Готовя слушателей подготовительных курсов университета к вступительному экзамену по истории, он устроил им провокацию, попросив написать друг на друга «политические доносы в духе 30-х годов». То есть занялся политической индоктринацией вместо положенной, согласно служебным обязанностям, дополнительной подготовки будущих абитуриентов к экзамену. Иначе придётся предположить, что на вступительном экзамене по истории в Челябинском госуниверситете тоже просят «писать доносы».

Но почему тогда не в духе доносов в средневековую западноевропейскую инквизицию, или в духе американского маккартизма 50-х годов ХХ века (всё ближе к нашему времени), или в духе тех доносов, которые сегодня массово практикуются в некоторых самых «цивилизованных» странах Запада – доносов на соседей или доносов детей на своих родителей?

Понятно, почему. Потому что невежество не есть только отсутствие знания. Оно всегда заполняется либо ложным знанием, либо специально отобранным знанием.

А это имеет прямое отношение к той самой национальной безопасности, о которой в контексте изучения русского языка и отечественной литературы говорил Сергей Нарышкин.

Но наговорено уже много. Пора начинать действовать.

Кстати, случай доцента Фокина совсем не исключительный. Я знаю немало примеров того, как преподаватели подготовительных курсов разных вузов, связанных с медиадеятельностью, категорически рекомендуют своим слушателям «для успешной сдачи вступительного экзамена» смотреть определённые телеканалы, слушать определённые радиостанции и посещать определённые сайты. Так что говорят о том, что гуманитарное образование, в том числе и в средней школе, должно находиться вне политики, только и исключительно те, кто желает его заполнить своей политикой. И именно для этого им нужны невежественные ученики.

Оригинал



15 июля 2015 в 18:08, просмотров: 1644, комментариев: 0


Комментариев пока нет.

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Вы можете войти на сайт или зарегистрироваться


Топ 10

  1. ​В Ханты-Мансийске полицейские раскрыли кражу шашлыков с помощью собаки 3150
  2. ​Семье умершего от отравления школьника в Сургуте оказывают психологическую помощь 1908
  3. ​В Югре растет число классов, ушедших на карантин из-за COVID-19 и ОРВИ 1571
  4. ​Три депутата думы ХМАО попали в список самых богатых 1484
  5. Мужчину, который обокрал и изнасиловал вартовчанку, поймали через девять лет 1464
  6. Афиша Сургута на выходные 19-20 сентября 1435
  7. ​Земельные лоты на комплексную застройку в Сургуте отсутствуют, а те, что выставляются, не пользуются спросом у застройщиков 1284
  8. ​Сургутяне отметят Всемирный день чистоты масштабным субботником 1216
  9. ​Согреемся! С 21 сентября в жилых домах Сургута начнут включать отопление 1186
  10. Не признавать людоедство нормой 1026
  1. Владимира Зятькова, погибшего на реке Черная, похоронили в Ишиме 640911
  2. Жителя Сургута оштрафовали на 30 тысяч за картинки с Летающим Макаронным Монстром 268118
  3. Аферист обманом оформил на сургутянку кредит 52253
  4. Десять сургутских спортсменов стали мастерами спорта 23138
  5. В Сургутском районе 4-летний ребёнок отравился ртутью 19520
  6. ​В Сургутском районе ищут пропавшую с угодьев беременную женщину // ОРИЕНТИРОВКА 16725
  7. ​Житель Сургута ворвался в общежитие с автоматом в руках // ВИДЕО 15852
  8. Аллея у Мемориала Славы в Сургуте стала местом сбора пьяных подростков 11694
  9. Глава Сургута проверил тротуары на улице 30 лет Победы, которые затапливает водой 11405
  10. Сургутнефтегаз сохранил лидирующую позицию в рейтинге крупнейших компаний страны 8279
  1. Владимира Зятькова, погибшего на реке Черная, похоронили в Ишиме 640911
  2. Жителя Сургута оштрафовали на 30 тысяч за картинки с Летающим Макаронным Монстром 268118
  3. ​Кто такой Зятек? 56508
  4. Аферист обманом оформил на сургутянку кредит 52253
  5. ​Жительница Нефтеюганска продала горожанам путёвки, но деньги присвоила себе 31885
  6. ​В Сургуте погиб последний «классический» вор в законе Владимир Зятьков 30373
  7. ​Четверо погибли, четверо госпитализированы: в Сургуте крупное ЧП на реке 29820
  8. Десять сургутских спортсменов стали мастерами спорта 23138
  9. ​Почему глава Сургутнефтегаза Богданов не праздновал День нефтяника с министрами и губернатором Комаровой 23013
  10. Слишком много истории?.. 22177