«Если завтра все призывники пойдут убирать утки за бабушками, то Родину тогда кто будет защищать?» — резонно интересуется начальник отделения подготовки и призыва граждан на военную службу по Сургуту и Сургутскому району Василий Кононович. Речь идет об альтернативной гражданской службе — трудовой деятельности в интересах государства и общества, осуществляемой призывниками вместо обычной военной службы.
В общем, тот, кто не желает чистить винтовку, идет драить полы.
Да, по закону РФ любой гражданин имеет право выбрать альтернативную гражданскую службу, если несение военной противоречит его вере, или когда он относится к коренному малочисленному народу с традиционным образом жизни. Неудивительно, что раньше ханты и манси часто просили о замене военной службы. Но местный военкомат нашел решение: призывников стали отправлять в далекую Якутию. Поток желающих альтернативщиков мгновенно схлынул.
Однако чаще всего сургутянам запрещает служить вероисповедание. Иногда солдаты говорят оружию «прощай» из-за убеждений — например пацифистских. Так, сегодня, 15 мая, даже отмечается Международный день отказника от военной службы по убеждениям совести.
Мы сбились с ног в поиске того, кто прошел альтернативную службу. Нужно признать, этих людей ничтожно мало. «Альтернативная служба не пользуется спросом. Я про нее в свое время даже не слышал. То ли друзья подсказали, то ли где-то в компании знакомых узнал. Военкомат обычно молчит о возможностях призывника, чтобы сдать план», — рассказывает бывший служащий Марат Низамов из Казани.
Однако, по словам Василия Кононовича, наш военкомат никогда не утаивает информации об альтернативной службе, просто сами призывники уже не горят желанием выносить утки в больницах. «Раньше призывник спокойно сидел дома, и отправить его никто никуда не мог. Когда Минтруда начал выделять места и реально отправлять на гражданскую службу, у многих сразу поменялись желание и точка зрения», — делится начальник отделения подготовки и призыва.
Но некоторых юношей перспектива тяжкой пахоты на гражданке не пугает. По данным начальника отдела военного комиссариата ХМАО-Югры по Сургуту и Сургутскому району Олега Путилова, за 2012-2015 в наш военкомат год было подано восемь заявлений на прохождение альтернативной службы. В результате, четыре человека уехали трудиться санитарами-мойщиками в челябинские больницы. Что ж, очевидно, им повезло меньше, чем казанскому призывнику, которого отправили работать почтальоном.
«Идти на альтернативную службу или нет — дело каждого, — считает Марат. — Но что ждет таких призывников? Целых восемь лишних месяцев!» Как знать, может, не зря среди военных расхожа шутка, что «лучше год служить возле дедушки, чем почти два возле бабушки»?