16+
Больше новостей
Больше опросов

​Особенности национального трудолюбия

Традиционно в России принято «пошуметь» о кадровой проблеме, покритиковать количество мигрантов в городе и стране, порассуждать о мерах стимулирования (!) к работе среди местного населения и об очередных препятствиях на пути настойчивого трудолюбия со стороны мигрантов. Но мало кто знает реальную ситуацию изнутри. Руководитель одной из транспортных компаний города, коллектив которого состоит из более чем 80 человек самых разных национальностей, рассказал о всех деталях «национального» трудоустройства и трудолюбия.

Сергей Иванов. 32 года. Руководитель и совладелец компании по доставке продуктов и напитков в сотни торговых точек Сургута и района. Родился и вырос в Сургуте. Компания работает на рынке 8 лет.

Каждое утро мы загружаем продуктами и напитками с оптового склада около 80 «газелей» и «бычков». И каждый день тысячи единиц и тонны разных продуктов попадают с нашей помощью примерно в 200 торговых точек Сургута и района.

У нас работают водители-экспедиторы. 80 человек, иногда больше. Все разных национальностей. Более 30 человек из Азербайджана, по 15-17 человек из Узбекистана, Таджикистана и России, около пяти водителей — из Молдавии и по одному представителю дагестанской и ногайской национальностей.

Водитель-экспедитор — это человек, который не только получает, привозит и часто сам разгружает товар, но и оформляет все сопутствующие документы, общается с персоналом в торговой точке. Работа нелегкая. Нужно хорошо ориентироваться по городу и во дворах, уметь составлять для себя оптимальный маршрут, эффективно планировать свое время, правильно заполнять документы, уметь общаться с товароведами и продавцами, иногда и самому приходится где-то разгрузить товар для экономии времени. Хозяйственность определенная нужна, смекалка, например, заблаговременно позвонить в точку перед доставкой, чтобы узнать, есть ли там деньги, и смогут ли в магазине сразу расплатиться за товар? Или даже не стоит загружать лишний груз утром в машину, занимать место и попусту возить с собой его весь день. Водительское мастерство важно: с одной стороны, нужно успеть везде за день, с другой стороны, важно ездить без штрафов и без высокого расхода бензина, и так, чтобы не «убить» свою собственную машину за рейс.

В нашей компании для водителя-экспедитора работа есть каждый день. Конечно, никто не обязан работать каждый день, это договорная деятельность, у всех статус индивидуального предпринимателя, работают на своем личном грузовом транспорте. То есть каждый наш водитель-экспедитор может брать себе столько рабочих смен и выходных, сколько сам считает нужным. Несмотря на то, что у всех есть семьи и у всех есть дети, местные водители, то есть россияне — всегда берут выходные дни чаще. Даже чаще, чем положено каким-нибудь офисным сотрудникам «на зарплате». Другие национальности почти всегда делают выбор в пользу работы.

Приведу конкретные примеры с цифрами, чтобы было ясное понимание, кто сколько работает и кто сколько зарабатывает.

Азербайджанцы, дагестанцы, ногайцы всегда берут максимально возможное количество точек в день, но в черте города. Вот только представьте, вам нужно в течение дня объехать 30 мест и везде еще успеть пообщаться, разгрузиться, дать сдачу, оформить документы и вернуться вечером на базу, чтобы сдать выручку! То есть с раннего утра и до позднего вечера надо держать очень высокий темп, оптимально выстраивать свой маршрут и уметь экономить время не только в пробках, но и в переговорах и разгрузке в точках. К тому же энергичные уроженцы Кавказа всегда берут максимально возможное количество смен в месяц — не меньше 24-26 дней. Чистый доход такого энергичного водителя-экспедитора за вычетом бензина может составлять по 80-90 тысяч рублей в месяц.

Славяне и молдаване берут рейсы поспокойнее — не больше 15 точек в день по городу. А еще чаще берут «дальняки» в Сургутский район. Прибыль за рейс ниже, но и хлопот в несколько раз меньше. Русский водитель обычно берет в месяц 12-15 смен. Это чистый доход — 35-40 тысяч рублей в месяц. Единицы наших соотечественников берут по 20 смен в месяц, хотя у меня всегда найдутся эти объемы для них. Стандартное количество рабочих дней у любого работающего человека в России — 22-24 рабочих дня в месяц. Это не трудовой подвиг — обычный рабочий режим. Но русские водители не всегда готовы «впахивать», и эти объемы забирают себе водители из «братских республик».

Таджики и узбеки выдают стабильные показатели. Они выходят на работу вообще всегда, хотя работают не спеша и на небольшом количестве точек в день. Очень надежные. Они чаще выбирают такие рейсы, где мало документов и мало общения. Такие постоянные, однообразные, короткие маршруты, хоть и малоприбыльные. У нас они зарабатывают в силу небольших объемов немного — 25-27 тысяч рублей в месяц, но живут и отправляют переводы своим близким за счет сверхэкономии на всем и постоянных «шабашек» в каких-то других местах.

Я знаю не только доходную, но и расходную часть бюджета своих коллег. Когда работаешь вместе несколько лет, узнаешь подробности и семьи, и быта. У русских обычно тут свое жилье, но много разных кредитов, в том числе за автомобиль, на котором работают. Русский водитель «кормит» обычно только своих, то есть жену и одного-двух детей. Жена при этом тоже почти всегда работает. У других национальностей все по-другому. Жилье всегда съемное, а «кормит» водитель-мигрант обычно 6-8 человек, то есть неработающую жену, 3-4 детей, родителей на Родине, иногда еще младших братьев или сестер. Иностранцы каждый месяц отправляют деньги своей семье. Например, у азербайджанцев раньше приличным считалось отправлять ежемесячно домой по одной тысяче евро, если жена и дети живут там. Сейчас из-за изменения курса они отправляют около 45 тысяч рублей домой. А если жена и дети живут с ними в Сургуте, то обычно водители-уроженцы Кавказа отправляют родителям или близким примерно по 15 тысяч рублей ежемесячно. Я знаю, что эти люди реально «кормят» несколько деревень и поселков у себя на родине. Эти деньги им нелегко достаются, но достаются заслуженно. И эти деньги могли бы оставаться здесь, если бы наши соотечественники были готовы так интенсивно работать.

Я не хочу подчеркивать и развивать тему национализма, но я выступаю за трудолюбие и целеустремленность, независимо от того, к какой национальности ты принадлежишь!

Знаете, какие аргументы у наших местных российских водителей, чтобы лишний раз не выйти на рейс? Летом — дача. Хотя очевидно, что если больше работать, то всю эту «картошку-морковку, соленья-варенья» будет выгоднее покупать в магазине, чем тратить столько времени на ее якобы «экономное» выращивание. Еще аргумент, чтобы не выходить на работу, — «посидеть с ребенком». У других национальностей такого в принципе не бывает, хотя детей у них всегда больше, чем у россиян. С одной стороны, их жены не работают. Но, с другой стороны, если бы наши земляки работали на 5-7 дней в месяц больше, чем обычно, то либо у них бы хватало денег на частный детский сад для ребенка, либо жене бы вообще не приходилось работать. А самый популярный аргумент у местного водителя — сломалось «орудие труда»! И если водитель-мигрант поменяет пробитое колесо за два часа и продолжит рейс, или найдет где-то другую машину на время серьезного ремонта, то наш соотечественник потратит на колесо целый день, отменит рейс, а в случае серьезного ремонта машины, чаще всего, будет неделю-другую ждать запчасти и отдыхать. Хотя работают все сами на себя и время простоя, поломки, больничного им никто не оплачивает. Меня это многолетнее наблюдение российского трудолюбия всегда удручает.

Такая ситуация, конечно, не во всех случаях, но в подавляющем большинстве. Среди русских у нас есть и хороший такой костяк — 3-4 машины, которые берут всегда только «дорогие», тяжелые «дальняки». То есть на регион везут. И очень хорошо ребята зарабатывают, надежная такая команда. Но они тоже не из Сургута, а из других российских городов.

Еще одно важное наблюдение насчет эффективной эксплуатации своей «рабочей лошадки». У нас есть водители-мигранты, которые за все восемь лет нашей совместной работы ни одной рабочей смены не пропускали из-за ремонта автомобиля! И это не потому, что их автомобили в идеальном состоянии. Они ездят на очень древних машинах и выжимают из них все. Автомобили у каждого водителя в собственности. Просто в случае поломки мигранты всегда просят на некоторое время транспорт у своих друзей, земляков или берут в аренду у меня свободный автомобиль. То есть делают все, чтобы работать без простоя. Местный водитель так никогда не делает. Он рад отдохнуть, несмотря на то, что это прямой ущерб для него в первую очередь.

С автомобилями вообще интересная ситуация. Машины у русских водителей почти всегда новые, во всяком случае, в хорошем состоянии. Но работают они на них гораздо меньше. А водители других национальностей даже готовы купить у нас в рассрочку «убитые» «Газели» за 30 тысяч рублей в счет первого месяца работы. Подремонтируют, заменят ключевые узлы и работают на этой технике очень интенсивно. И земляков приводят, лишь бы использовать эту возможность взять объем работы и зарабатывать.

Еще интересный момент про мотивацию. С русскими водителями чаще всего такая ситуация: если я сам не позвонил ему, и мы не обговорили ближайшие рейсы, то он сам редко будет звонить и просить работу. В отличие от, например, кавказских национальностей, они всегда сами звонят и забирают объемы по максимуму своих сил и времени.

Еще мы стараемся учитывать национальные качества характера и темперамент даже в характеристике товара, который даем для доставки водителю. Есть продукты, в наличии которых магазин не слишком заинтересован, они нужны просто для ассортимента. А значит, их никто не спешит принимать и разгружать в точке. На такой товар мы ставим энергичного кавказца. А есть продукты, которые самой точке нужнее, самые востребованные, срочные позиции, например, молоко. Туда ставим русских или уроженцев из Средней Азии. Таким образом, мы повышаем эффективность наших водителей. Уже проверено, что в очереди экспедиторов и «торговиков» в магазине, азербайджанец или дагестанец всегда уговорит товароведа принять его товар поскорее, чтобы он мог помчаться дальше и сделать свои 30 точек в день. Русский всегда будет ждать своей очереди. А таджик или узбек и свою очередь может пропустить из-за национальной скромности и молчаливости. А если он привез продукты, которые самой точке выгоднее поскорее поставить на полку, то его примут и разгрузят максимально быстро.

Последние экономические события, конечно, отразились на работе иностранцев и в Сургуте, и в России. Из-за разницы курса все мигранты стали значительно меньше зарабатывать в пересчете на их национальную валюту. К тому же новое российское изобретение — дорогой патент на работу (80 тысяч рублей) и дорогие экзамены не каждый может оплатить. Поэтому те, кто уже давно здесь работают, остались, а новые мигранты уже почти не едут. Молдаване вообще все больше едут работать в Европу. Сейчас созданы очень благоприятные условия для того, чтобы россияне заняли эти рабочие места. Если они, конечно, сами захотят так интенсивно работать.

Я бы хотел особенно подчеркнуть такую проблему. Русские все время жалуются, что нет работы, а должность с нормальным доходом тем более невозможно найти. Или только по блату. Это все ерунда! Работа есть, и она легальная, высокооплачиваемая. Наши объявления о наборе водителей-экспедиторов можно найти в каждой «ярмарке вакансий» в газете. У меня всегда есть транспорт, на котором можно работать, и я всегда готов предоставить объемы. Среди тех, кто приходит к нам устраиваться, наши соотечественники больше всех ноют, «негативят», не готовы преодолевать сложности, хотят «на все готовое». Новички-славяне чаще всего «теряются» на второй-третий день после начала работы. А если поучиться и потерпеть хотя бы первые две недели, то в новой работе все становится понятно и даже легко.

К сожалению, получается так, что наши соотечественники ноют и хитрят гораздо чаще, хотят много получать и мало работать. При этом многие из них не обладают нужным профессионализмом, и даже не хотят его развивать, учиться. Неприятно это признавать, но я сталкиваюсь с этим почти каждый день. Мне самому хотелось бы больше и чаще работать с россиянами — у них все надежно по документам, и у меня нет никаких рисков с проверяющими органами. Мне не надо переживать о том, что им что-то не продлят или они не сдадут какой-то экзамен. Даже русские девчонки-диспетчеры сначала предлагают самые удобные и «жирные» рейсы российским водителям. Но наши соотечественники как будто в этом менее всего заинтересованы. Поэтому мы имеем то, что имеем. Другие национальности очень много сил вкладывают в ежедневный рост уровня нашего города и получают работу в Сургуте не потому, что они такие предприимчивые или готовы работать за копейки, а потому что они не такие ленивые и безответственные, как некоторые наши земляки. Мне стыдно это признавать, но я вижу это каждый день в течение уже более десяти лет.

У меня всегда были очень многонациональные коллективы. Я уже достаточно хорошо знаю национальные черты и культуру. Побывал на свадьбах и днях рождениях почти всех национальностей Сургута! Все мои коллеги регулярно зовут меня к себе в гости на их Родину. Но, к сожалению, я так до сих пор и не могу понять, в чем же истинная причина высоких и низких показателей в работе у разных народов. В простой мотивации иногородних – «приехал на заработки»? В природном темпераменте? Или все-таки в национальном воспитании и отношении к труду? Не знаю… Но реальная ситуация такова...



05 мая 2015 в 14:22, просмотров: 2232, комментариев: 1


Комментарии:
Мудрец
так в любом в государстве, почти что. Местные хотят всего разу и много, но при этом не сильно напрягаясь. А мигранты согласны на любую работу и возможность заработать. Хотя и от национальной ментальности нельзя отмахиваться-русский Емеля всегда мечтал всё время лежать на печи, ничего не делать и при этом чтоб любое его желание исполнялось

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Вы можете войти на сайт или зарегистрироваться


Топ 10

  1. ​СМИ назвали имя нового смотрящего за Югрой 6326
  2. Взрывной рост! За минувший день коронавирус подтвердился у 118 югорчан 4098
  3. ​«До пандемии моих детей никто не лапал»: сургутские родители включились в войну против термометрии в школах 3261
  4. Жители Сургута недовольны бардаком, который развели строители на месте стоянки 1884
  5. Пассажирский автобус сбил пожилого сургутянина 1134
  6. ​Вице-губернатор Тюменской области Андрей Пантелеев провел онлайн-экскурсию по выставке TNF 870
  7. ​Эпоха экстенсивного и интенсивного развития Сургута заканчивается 804
  8. «Мы вас услышали». Администрация Сургута определилась с видом парковки у «Петрушки» 741
  9. ​«Просушим, заклеим дыру и будет летать»: потерпевший крушение самолет дрифтует по сургутскому озеру 732
  10. ​У всех тяжелые травмы: под Нефтеюганском четыре человека пострадали в ДТП 671
  1. ​Эдуард Иваницкий: «Мы как занюханный колхоз, который радуется приезду Киркорова...» 17962
  2. Евгений Дьячков: «Как ни странно, государство сдержало обещания о гарантированных выплатах в поддержку авиаотрасли» 10910
  3. ​Два человека выжили после падения самолета на воду в Югре 10189
  4. Сургутнефтегаз сохранил лидирующую позицию в рейтинге крупнейших компаний страны 9721
  5. Жители Сургута пожаловались на незаконный ларек 7777
  6. В Сургуте неизвестным веществом отравились два подростка 7017
  7. ​СМИ назвали имя нового смотрящего за Югрой 6326
  8. ​Семье умершего от отравления школьника в Сургуте оказывают психологическую помощь 5699
  9. ​Наталья Комарова начала перетряхивать правительство Югры 5677
  10. Под Сургутом столкнулись три легковушки 5616
  1. Владимира Зятькова, погибшего на реке Черная, похоронили в Ишиме 643800
  2. Жителя Сургута оштрафовали на 30 тысяч за картинки с Летающим Макаронным Монстром 269261
  3. ​Кто такой Зятек? 58694
  4. Аферист обманом оформил на сургутянку кредит 52987
  5. ​Жительница Нефтеюганска продала горожанам путёвки, но деньги присвоила себе 33783
  6. ​В Сургуте погиб последний «классический» вор в законе Владимир Зятьков 31204
  7. ​Четверо погибли, четверо госпитализированы: в Сургуте крупное ЧП на реке 30804
  8. Десять сургутских спортсменов стали мастерами спорта 23625
  9. ​Почему глава Сургутнефтегаза Богданов не праздновал День нефтяника с министрами и губернатором Комаровой 23415
  10. Слишком много истории?.. 23201