16+
Больше новостей
Больше опросов

​«Тангейзер» — не мимо Сургута!

Странное происходит в стране. Повод для бучи — театральные постановки. Возмущенцы — почвенники-ортодоксы. Сопротивленцы — интеллигенция. Вы видели фото митингов в поддержку пресловутого «Тангейзера»? Заметьте, тысячами на площади вышли не только традиционно либеральнейшие жители двух столиц, но и просвещенные обитатели наукограда Новосибирска — обнадеживает! Их главный наказ: у сцены никто не вправе отнять статуса Трибуны, этой площадки, с которой режиссер направляет массам свое послание — высказывание. Внимание: мы говорим действительно о Режиссере, а не об иллюстраторе, не о бюрократическом/мещанском угоднике.

Совсем не планируя того, своей премьерой Сургутский театр поддержал свободу театрального высказывания в нашей стране. В феврале на сцене Сургутского театра прогремел спектакль «Чудо в перьях» в режиссуре художественного руководителя театра Владимира Матийченко. Пьеса-основа — незабвенный «Недоросль» Д.Фонвизина. Из пьесы слов не выкинуто. Но можно только посочувствовать зрителю, который ждал театрализованного пересказа сюжета — ветхозаветного для истории русской литературы.

Такую публику нужно срочно убаюкать какими-нибудь псевдодворянскими расшаркиваниями в камзолах и выдворить на показы в Малый драматический. Это будет правильно.

В самом деле, такой публике ведь неинтересно, почему человек, похожий на Путина, расправляется с Тришкой под дикий драм-н-бэйс? Неинтересно, зачем в поместье госпожи Простаковой вдруг воцаряется феодальная Япония? Неинтересно, почему дядюшка Стародум вещает в статусе отца народов Иосифа Виссарионовича? И еще до полусотни таких «неинтересно», с которыми «велкам» в иллюстративный русский театр, но не сюда — в зону сложных, опасных и неприятных догадок о нашем коллективном бессознательном.

Действительно, озвученные вопросы можно продолжать до бесконечности. Проблема в том, что они обращены к мыслящему зрителю. А не к тому, кто ожидает: как же режиссерски будет решена стычка Скотинина и Простаковой? Удивительно, что такая косность в Сургуте обнаружилась не в сфере власти, а в СМИ. Именно отдельные журналисты осудили и не приняли премьеру. Но не власть — представители которой, отметим, посетили премьеру.

Да, спектакль смотреть долго. Но это только по сургутским меркам (в столицах продолжительность спектаклей нередко превышает пять часов, и это не «легонькие» постановки). Но немало зрителей смотрят спектакль до конца, и в финале актеры видят лица благодарных зрителей. Это и люди в возрасте, и молодежь. Их глаза лучатся, розовеют лица. Театр знает: эти — поняли! А те, кто хочет понять еще больше, придут снова. И театр ждет их.

…И да, еще раз: Сургутский театр — против театральной цензуры. И за «Тангейзер»!

Мнения

Марина Жабровец, заведующая кафедрой режиссуры Тюменской Государственной академии культуры, искусств и социальных технологий:

«Режиссер в союзе с художником поднимает, словно затопленную Атлантиду, целые пласты российской истории XIII-XVIII веков, неспешно и причудливо перемешивая их, соединяя с игровой театральной природой. Завораживающее движение гигантского колеса движет нас не по проторенной колее сюжетной линии, а в глубь исторических, поэтических, философских измерений автора и театра. У писателя и театра – общая боль за страну недостроенных кораблей, которые, как ни скрещивали их с телегой и паровозом, все одно ползут по земле на мужицкой тягловой силе и при этом сильно смахивают на инвалидные коляски».

Мария Епанешникова, независимый критик:

«Чудо в перьях» — это тот случай, когда зрителю следует обрадоваться. Фонвизинский «Недоросль» для современного театра — довольно безжизненный текст. Не только шестикласснику, но и взрослому человеку нелегко освоить резонерские речи главного положительного героя — дядюшки Стародума. Даже фраза «Не хочу учиться — хочу жениться» среди молодежи давно не актуальна… Фонвизин, на мой взгляд, может быть только благодарен режиссеру за реинкарнацию классицистической комедии и придание ей эпического масштаба: на наших глазах меняются эпохи, формы госустройства, но не парадигма существования народа. Отменят ли крепостное право, придет ли всеобуч, появится ли мобильная связь и нефтяные трубопроводы — эти «переодевания» в стране ничего не меняют...»

Анна Холуянова, завлит Сургутского театра:

«Старая комедия не как иллюстрация для школьников и музейный экспонат, а как свежайшее, злободневное, остросоциальное, интересное для всех думающих людей (независимо от возраста!) высказывание, — так подать привычный материал действительно надо уметь. Самое интересное — для того, чтобы вместить все эти парадоксальные находки и полутона, Матийченко не пришлось ни изменять сюжетную линию, ни переписывать, адаптируя под современное восприятие, текст пьесы. Главную тему — взаимоотношения человека и государства — режиссер вычитал в первоисточнике.

Николай Ганущак, заведующий кафедрой филологического образования и журналистики СурГПУ:

«Мне нравится все новое. Можно по-разному оценивать спектакль, но мне очень импонирует, что это — личностный взгляд режиссера, которым он хочет поделиться со зрителем. Лично я увидел Фонвизина. Увидел те идеи, которые присутствуют в его творчестве. Тем же, кто хочет получить «Недоросля» в чистом виде, я могу порекомендовать сходить не в театр, а в библиотеку. А лично мне было бы скучно сидеть на спектаклях, поставленных строго по тексту Фонвизина, Бунина, Горького, Грибоедова и т.д. Это, мне кажется, даже не спектакли, а некие ученические работы в театральных институтах. Владимир Матийченко — уже состоявшийся режиссер, давно вышедший из этих рамок… Я думаю, если бы не было спектакля «Чудо в перьях», то не было бы сейчас в Сургуте и разговоров о Фонвизине. Со дня премьеры прошел почти месяц, а мы продолжаем обсуждать премьеру. Многие люди заинтересованы, хотят попасть на спектакль. Театр предлагает не то, что мы хотим увидеть, а то, о чем, может быть, даже не думали».

-

От редакции. Уважаемые читатели siapress.ru, если вы хотите поделиться на нашем портале своим мнением по этому или по какому-либо иному вопросу, мы ждем ваши тексты на post@siapress.ru или nureev@siapress.ru. Не забудьте о подписи, желательна также и фотография.

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов блогов.



09 апреля 2015 в 16:22, просмотров: 3129, комментариев: 9


Комментарии:
Трижды мама
СМДТ снова сам себя защищает: как говориться, хороша дочь Аннушка - хвалит мать да бабушка! В защиту спектакля высказываются не независимые критики, а давние друзья театра, которые фигурируют в любом положительном отзыве о театре. В этом и отличие сургутского театра от театра оперы и балета в Новосибирске, что в нашем городе на защиту спектаклей ВВМ люди на митинг не выйдут! Никогда. Потому что театр каждый раз говорит, что зритель - дурак, что он не способен понять гениальных творений и, даже более, что сургутянам лучше ходить на спектакли Малого театра - они для нас, дураков, понятнее! Кстати, после Тангейзера директора оперного театра уволили!
Денис Касков Трижды мама
(дважды отец).... Эээээ.... Хотел уточнить: Вашу последнюю фразу - её как понимать: "Кстати, после Тангейзера директора оперного театра уволили!"

Звучит примерно как "Кстати, после этого скандала Джордано Бруно уволили!" (ой, тьфу, сожгли! )

Вы про нового то директора почитайте последние новостя, почитайте

Если серьезно, действительно, очень обнадеживает реакция людей в Новосибирске. Значит, не всё еще потеряно?

Извините - немного не по основной теме.
Надежда Воробьева Трижды мама
Ну зачем же свои домыслы про "дочь Аннушку" рубить таким безапелляционным тоном? Еще и так смело говорить чуть ли не от лица всероссийской общественности. Неблагодарное это дело, скажу я вам).
Не волнуйтесь, многим действительно понравилось. Я вот посмотрела спектакль два раза, и намерена пойти в третий. Как и кое-кто из моих знакомых.
И не надо, пожалуйста, передергивать и раздувать из мухи слона, дураками никого не называли и не называют. Ни в этой статье, ни в театре. Речь не о всех сургутянах, заметьте, а о малой части особо рьяных граждан, действующих по принципу "недосмотрел-недопонял, но осуждаю и изрыгаю в комментариях тролльскую желчь".
Нашлись люди, которые прекрасно все поняли. Среди них и совсем молодые. Опять же, их более, чем достаточно.
Трижды мама Надежда Воробьева
"Я вот посмотрела спектакль два раза, и намерена пойти в третий. Как и кое-кто из моих знакомых". Дело-то не в этом: смотрите на здоровье столько раз, сколько вам нравится, вместе со своими друзьями. Дело в другом - СМДТ не выносит негативных оценок своего творчества и сразу же инициирует статьи в защиту. Зачем? У Оперного нет недостатка в зрителях, и на того же Тангейзера люди идут. Неужели же и на "Чудо в перьях" аншлаг? А если так, то зачем кому-то что-то объяснять? Ведь те, кто пришел, посмотрел до конца и ушел довольный - им объяснения не нужны. Зачем же убеждать тех, кто "не догоняет"?
Надежда Воробьева Трижды мама
Непоследовательный у вас комментарий. Начали статьями в защиту, продолжили разрешениями мне и далее ходить в театр (вот спасибо за милость великую, чтоб я без вас делала-то ), закончили аншлагами. Связи мне видятся очень слабыми.
И да, у вас имеются доказательства того, что статья написана по инициативе театра?) Имена еще ни о чем не говорят. По крайней мере, мне лично.
А что до негативных оценок. Знаете, негативная оценка негативной оценке рознь. Многие, увы, не видят разницы между конструктивной критикой (корректными замечаниями, обоснованной позицией, анализом и т.д.; за такое "не понравилось" обычно благодарят и жмут руку) и, пардон, киданием словесных экскрементов.
Не могу сказать за людей, создавших спектаклей, но лично мне было бы неприятно отвечать за чье-то "недопонял-не смотрел". Ведь сейчас театр пытаются заставить оправдываться перед абстрактным "сургутским зрителем" (а все довольные зрители, наверное, автобусами из Москвы приезжали. Или ракетами с Марса прилетали). За что оправдываться? За философское высказывание вместо развеселого водевиля? Ах-ах, театр не угодил, простите грешных? Но никакой театр не обязан угождать. Никакой: ни сургутский, ни петербургский, ни, скажем, берлинский. Оборонительная позиция в данном случае логична.
Трижды мама
"За что оправдываться? ...театр не обязан угождать" . Поэтому "Оборонительная позиция в данном случае логична". )
"Многие, увы, не видят разницы между конструктивной критикой (корректными замечаниями, обоснованной позицией, анализом и т.д.; за такое "не понравилось" обычно благодарят и жмут руку". Кто кому жмет руку? Обычные сургутские зрители друг другу?)) А может быть театр как раз и пожал руку журналистам сиа-пресс, откуда вы знаете?))
Надежда Воробьева Трижды мама
Театр не обязан оправдываться, но и молчать, покорно снося незаслуженные оскорбления, тоже не обязан. Право на адекватный ответ, на разъяснение своей позиции, на высказывание, защиту своих интересов есть вроде как не только у потребителей, но и у творцов). Или хотите сказать, что все равны, но некоторые равнее?) Не согласна.

"А может быть театр как раз и пожал руку журналистам сиа-пресс, откуда вы знаете?"

Я и не говорила, что знаю). И за всю Одессу не говорю. В отличие от). Куда уж мне до вас, великой и всеведущей).
И да, критику человека, который открытым текстом пишет "не досмотрел, ничего не понял и горжусь этим" я не могу назвать конструктивной. Максимум, это - высказывание личного ИМХО. Такая позиция простительна рядовому зрителю. А тот, кто позиционирует себя как критик и специалист, обязан (хотя бы в силу профессиональной этики) досмотреть до конца сколь угодно не понравившийся спектакль. И только потом анализировать-сопоставлять-делать выводы.

А вообще, расслабьтесь, успокойтесь, зачем столько максимализма и непримиримости?) В интернете всегда кто-то будет не прав. Лучше уделите это время не попыткам перевоспитать меня, взрослого человека, а воспитанию своих собственных отпрысков).
Трижды мама
Я вообще спокойна. А особенно тогда, когда пишу комментарии)). Заметьте, я ни разу не употребила конструкций, подобных вашим: "свои домыслы", "не волнуйтесь", "скажу я вам", "чтоб я без вас делала-то"," И за всю Одессу не говорю. В отличие от). Куда уж мне до вас, великой и всеведущей)", "расслабьтесь, успокойтесь". Вот уж воистину: каков поп, таков и приход, каков театр - таковы и поклонники)
Надежда Воробьева Трижды мама
Какие такие?) Я всего лишь делаю более явным то, что читается в ваших высказываниях между строк, разговариваю с вами на вашем же языке).
Показать все комментарии (9)

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Вы можете войти на сайт или зарегистрироваться


Топ 10

  1. ​В Ханты-Мансийске полицейские раскрыли кражу шашлыков с помощью собаки 2911
  2. Качество питания в российских школах родители могут оценить на портале Госуслуг 1899
  3. За прошедшие сутки в Югре выявлен 81 новый случай заражения COVID-19 1719
  4. ​Семье умершего от отравления школьника в Сургуте оказывают психологическую помощь 1634
  5. Евгений Дьячков: «Как ни странно, государство сдержало обещания о гарантированных выплатах в поддержку авиаотрасли» 1581
  6. ​В деле о погибших в 2016 году акробатах из Нефтеюганска появились отягчающие обстоятельства 1501
  7. ​В Югре растет число классов, ушедших на карантин из-за COVID-19 и ОРВИ 1401
  8. ​Три депутата думы ХМАО попали в список самых богатых 1323
  9. Мужчину, который обокрал и изнасиловал вартовчанку, поймали через девять лет 1306
  10. В Сургуте сбили девушку, которая переходила дорогу 1242
  1. Владимира Зятькова, погибшего на реке Черная, похоронили в Ишиме 640805
  2. Жителя Сургута оштрафовали на 30 тысяч за картинки с Летающим Макаронным Монстром 268091
  3. Аферист обманом оформил на сургутянку кредит 52238
  4. Десять сургутских спортсменов стали мастерами спорта 23128
  5. В Сургутском районе 4-летний ребёнок отравился ртутью 19512
  6. ​В Сургутском районе ищут пропавшую с угодьев беременную женщину // ОРИЕНТИРОВКА 16719
  7. ​Житель Сургута ворвался в общежитие с автоматом в руках // ВИДЕО 15820
  8. Аллея у Мемориала Славы в Сургуте стала местом сбора пьяных подростков 11681
  9. Глава Сургута проверил тротуары на улице 30 лет Победы, которые затапливает водой 11382
  10. ​В Сургуте сгорел двухэтажный дом // ВИДЕО 8616
  1. Владимира Зятькова, погибшего на реке Черная, похоронили в Ишиме 640805
  2. Жителя Сургута оштрафовали на 30 тысяч за картинки с Летающим Макаронным Монстром 268091
  3. ​Кто такой Зятек? 56476
  4. Аферист обманом оформил на сургутянку кредит 52238
  5. ​Жительница Нефтеюганска продала горожанам путёвки, но деньги присвоила себе 31847
  6. ​В Сургуте погиб последний «классический» вор в законе Владимир Зятьков 30360
  7. ​Четверо погибли, четверо госпитализированы: в Сургуте крупное ЧП на реке 29807
  8. Десять сургутских спортсменов стали мастерами спорта 23128
  9. ​Почему глава Сургутнефтегаза Богданов не праздновал День нефтяника с министрами и губернатором Комаровой 23009
  10. Слишком много истории?.. 22165