16+
Больше новостей
Больше опросов

​Фонвизин, ты ли это?

О спектакле Сургутского музыкально-драматического театра «Чудо в перьях»

Посмотрела два действия спектакля по пьесе Дениса Фонвизина «Недоросль»«Чудо в перьях» (режиссер – худрук Сургутского театра Владимир Матийченко). Признаюсь, как и многие зрители, до конца не досидела. Не смотреть, а именно высиживать 3,5 часа (хотя в программке обещали уложиться в 2 часа 40 минут) я просто не смогла. И дело тут не в проблемах с самоорганизацией, дисциплиной или «не театральностью».

Я с легкостью и интересом смотрю классические трехчасовые постановки. К примеру, спектакли Казанского драматического театра им. Качалова «Пиковая дама», «Скрипач на крыше», «Роковые яйца» или Малого театра «Пиковая дама», «Вишневый сад», «Как обмануть государство». Смотрю спектакли на видео: как относительно старые («История лошади» Георгия Товстоногова, «Принцесса Турандот» Евгения Вахтангова), так и сравнительно недавно поставленные («Черный монах» и «Скрипка Ротшильда» Камы Гинкаса). Смотрю спектакли «вживую» на иностранном языке с субтитрами («Арлекин – слуга двух господ» Джорджо Стрелера). Смотрю спектакли на иностранном языке без субтитров и к тому же на видео («Вишневый сад» того же Стрелера). Смотрю пластические спектакли («Арлекин» театра DEREVO, да и, что далеко ходить, «Маргарита» нашего же «Гротеска»). Но с трудом высиживаю на спектаклях нашего Сургутского театра («Гипербореи», «Мой бедный Марат», «Земля моя кружится – и я кружусь») – и последнюю премьеру, которая состоялась на днях, тоже можно включить в этот список.

Такого Фонвизина вы еще не видели (серьезно, без иронии). Кто бы мог подумать, что в «Недоросле» может играть композиция Георгия Свиридова «Время вперед», что могут маршировать комсомольцы, и, в конце концов, летать бочки с нефтью…

Текст «Недоросля» адаптировали под события, которые происходили после смерти автора. В принципе, режиссер имеет на такой прием право, но в постановке Сургутского театра смешали все: начиная от райского сада и заканчивая войнами XX века. Просто какая-то история России (справедливости ради отмечу, что жанр спектакля – исторический памфлет про перемены и переодевания – как нельзя кстати отражает события, разворачивающиеся на сцене).

Спектакль начался вроде бы как традиционно, в духе времени пьесы. Но минут через 20 вспомнился другой спектакль Владимира Матийченко – «Гипербореи» (такая ассоциация возникла из-за абсолютного преобладания междометий в речи актеров).

Постановка перенасыщена подводными течениями и всяческими скрытыми смыслами так, что во всем этом разбираться уже не хочется. В конце рабочего дня меня вымотало такое обилие символов. Вот скажем, что обозначали фигуры женщин, будто снятые с носа корабля? Безусловно, декорации интересные, зрелищные, но если бы они были другие, то ничего бы не изменилось. Даже если бы на сцене были бы какие-то самые примитивные и даже ущербные декорации, оценка спектаклю ниже бы не стала.

Мне кажется, Фонвизин был бы шокирован этой постановкой (хотя за автора не ручаюсь). Но для меня такая трактовка пьесы чужда настолько, что рекомендовать спектакль к просмотру школьникам не стала бы. И если бы так случилось, что мне удалось посмотреть эту постановку, не читая «Недоросля», то я бы ни за что не открыла книгу.

Не знаю, может кто-то остался в полном восторге от спектакля, и, быть может, я ушла в самом кульминационном (переломном) моменте, но даже эти два с половиной часа не принесли мне никакого эстетического удовольствия и пользы.

P.S. Чтобы не стать заложницей эмоций, пришлось выдержать паузу в несколько дней.



16 марта 2015 в 15:17, просмотров: 3838, комментариев: 11


Комментарии:
Досмотрел до конца. Насколько был в восторге от "Женитьбы" настолько разочарован "Чудом в перьях"...
Жаль эти 3,5 часа, которые пришлось потратить на просмотр спектакля. Очень неоднозначная трактовка "Недоросля", но, несомненно, режиссер имеет на это право.
Тем не менее не думаю, что показывать ее на День Театра 27 марта, самая лучшая идея
Швондер
А такие умные вещи в онлайн-конференции двигал))
Разогнать поганой метлой. Семейный подряд - весь разогнать!
vakovaly
Поразительная история глубокообразованного автора статьи! Ну как же- автор столько спектаклей смотрит! Сдается ,что это не весь список просмотренного. Почему бы не написать полный список? Треть статьи на это потрачено! Безумно интересная жизнь. Кто же виноват в том ,что автору лень разбираться в подводных камнях и смыслах?Кто виноват ,что автор не понимает некоторых символов? Недостаточная образованность?Поверхностное мышление?Банальная лень,опять же? Ну скажите,кто виноват в том, что автор на правах критика подвергает сомнению то чего понять не может? Ведь нетрудное дело потыкать пальцем в клавиатуру и "загуглить" то ,чего ,может быть,не понимаешь? Так нет же, как истинный невежда, нужно обязательно принизить то ,чего не понимаешь. Достойно! Удивительно что нет слов:" надо было сделать так..." ,"я бы сделал так...". В очередной раз наблюдается разочарование из-за того что увидел не то, что хочется... Не конструктивно как-то рассуждать о том, что хочешь видеть,а не о том, что показывают...В театр надо приходить,что бы задумываться и духовно работать,а не отдыхать! Поп-корна и по телевизору хватает...А если человек приходит в театр отдохнуть,то сдается мне,он перепутал двери. За сим остаюсь Ваш!
P.S.: часто читаю отзывы о спектаклях и хорошие и плохие,но эта статья побудила меня зарегестрироваться и указать автору на его абсолютный неконструктивизм(по крайней мере попытаться.Если цензура пропустит.Не спорю есть спектакли похуже и получше,но критика должна быть конструктивная !А тут...
Cовок
"Кто виноват ,что автор не понимает некоторых символов? Недостаточная образованность?Поверхностное мышление?Банальная лень,опять же?" (vakovaly)
На сайте недавно была статья Олега Кашина "Господь, жги". Мне она показалась омерзительной. Но я понял, что это личное мнение человека мне не очень симпатичного, с другим совершенно вкусом чем мой . А о вкусах не спорят. Я не исключаю, что вкус Кашина может быть и не хуже моего, но мне кажется. что он просто не понимает творчество Валентина Распутина. Не его это писатель.
Так и с автором статьи. Что гадать и придумывать "понимает она символы" или нет или "достаточно ли она образована". Спектакль ей не понравился. И вы ,vakovaly, говорите что у неё плохой вкус?
Кстати, мне очень не понравился фильм "50 оттенков серого" - лидер проката в России и очень не нравится самая популярная и читаемая книга в России "Мастер и Маргарита". У меня просто другой вкус, чем у большинства зрителей и читателей.
vakovaly Cовок
Я согласен,разные бывают вкусы. Разговор вообще не о вкусах и не о том кто что посмотрел и что конкретно кому нравится(такие разговоры ни к чему не приводят.И о том что у автора плохой вкус я не говорил. Я всего лишь хочу обратить внимание на неконструктивность критики. Полностью принимаю мнение автора,но вот никак не пойму отчего человек не хочет думать,не хочет даже задуматься о чем то. Напротив, автор прямо утверждает,что ей не хочется копаться в скрытых смыслах... Тогда для чего этот поход в театр? Коль не хочется искать смысла и терзаться размышлениями, можно просто сходить в кино ,в цирк,можно просто посмотреть ТНТ. А вот так вот запросто говорить о довольно интересных вещах такие примитивные слова ,даже не соизволив попытаться понять о чем это, по меньшей мере глупо(раз уж автор метит в ряды образованных,видавших виды людей) Грубо говоря,всю статью можно было уместить в словах" мне не понравилось,потому что я ничего не поняла". Одно дело,когда логично по частями разбирают и указывают нестыковки в полотне спектакля, алогичные места,хотябы пытаются указать на неверность каких то фактов,на дисгармонию в построении(вобщем еще очень много умных слов),тогда я как зритель или человек,который хочет пойти на сие действо хоть немного понимаю почему это плохо,почему я не получил морального удовлетворения от просмотра,а другое дело когда мне говорят, что спектакль плох,потому что я ничего не понимаю... Не возникает вопроса:" А достаточно ли у тебя широкий ассоциативный ряд,достаточно ли фактов и опыта для того, чтобы судить о том чего не понимаешь?" У меня лично возникает. Не утверждаю ,что являюсь носителем выдающегося ума и огромного кругозора,но честное слово,достаточно перечитать учебник по истории за 5 класс и немного пошевелить мозгами,чтобы с улыбкой на лице сидеть во время поклона артистов после спектакля,снова и снова радуясь тому факту,что смог сложить у себя в голове весь пазл так искусно разбросанный режиссером на три акта) Если кто нибудь мне дураку юродивому доходчиво объяснит что "50 оттенков серого" великий фильм(и уж тем более книга)несущий в себе такую культурную нагрузку в которой я идиот не разобрался... Пожалуй, я призадумаюсь и стану ценить это кино(и книгу).Только вот, еще раз подчеркиваю,объяснит опираясь на факты(а не просто"книга хорошая"или "книга плохая").
Швондер
Может, просто спектакль плох? Потому как сделан плохо. Зато сколь денежек на очередную сургутскую культурку освоено
Анна, странно что вы себя позиционируете как "простого" зрителя. В таком случае ваш опус нужно было оставить на сайте театра в комментариях ,не привлекая громкое имя сиапресс. А уж коли вы говорите от лица профессионального журналиста,ведущей и человека с высшим гуманитарным образованием- не должно было случиться так что вы пришли на спектакль "неподготовленной" и заведомо критично настроенной. Вынужденна согласиться с вашим визави-критика не была конструктивной. Как минимум вы должны были "понять". А уж потом делать выводы-"зацепило-не зацепило","удалось-не удалось". Разве это не является одной из составляющей вашей работы?А то получается "Пастернака не читал,но ужасно им возмущен". И дайте себе еще шанс найти в СМДТ "свой " спектакль) 4 спектакля-не повод выносить приговор))
Ни в коем случае не преследую цель вас "задеть" или отчитать. Это просто мое мнение,которое может быть ошибочным.
P.s. Виталий не работает в театре. Не берите грех на душу-не пользуйтесь непроверенной информацией.)))
Не знаю, как в Сургуте с театром ( и конкретно с этой постановкой), но если данный текст преподносится как рецензия, то с журналистикой в этом городе все очень плохо...

Надеюсь, критика авторов не противоречит правилам данного сайта.
vakovaly Редакция СИА-ПРЕСС
Анна,мою реакцию вы , видимо ,не до конца понимаете раз располагаете неверной информацией о моей занятости. В театре я уже давно не работаю. На спектакли хожу -это да. И защищаю я не сургутский театр и все его спектакли, а конкретно этот. Конечно мне и самому не все понравилось, есть вещи сырые , где-то недоработанные -это уже тонкости, которые исправляются и исправятся, я уверен.(об этом можно целую статью хорошую написать.жаль что я ничего не добился в жизни и свою точку зрения могу высказывать только в комментариях) Претензии мои совсем не к этому. Дело не в том, что это сургутский театр и не в том кто поставил его, дело в том ,что человек не досидевший даже до конца спектакля и уж теперь совсем непонятно мне как себя позиционирующий, берется судить о таких вещах... Не хотел писать это слово, но простите меня все ... Дилетантство чистой воды.
Любой спектакль стоит досмотреть до конца, чтобы хотя бы понимать как делать нельзя. На любой спектакль СМДТ можно написать пятитомную рецензию ( и теперь то я понимаю что это может сделать любой человек, в том числе и я. Вот так открытие!)с хорошими или плохими отзывами . Просто одно дело делать это потверждая фактами и объективными примерами и ,возможно , сравнениями, а другое дело просто опустить спектакль ниже плинтуса из-за своего невежества,оперируя непонятными мыслями и предположениями. Причем делать это не где нибудь, а в официальном массовом издании. Можно пересмотреть миллион спектаклей ,картин,прочесть кучу книг,а конструктивно разбирать все это так и не уметь. Факты, пожалуйста факты!
В.Ковалёв
vakovaly lolwat
Спасибо)
Надежда Воробьева
А мне спектакль очень понравился. Необычный подход, неожиданный. Особенно пришлись по душе "советская" часть, "японская" и финал. Костюмы и декорации прекрасные. Символика предельно понятная. Да, недостатки есть: продолжительность и так далее. Но это, скорее, не столько просчеты, сколько особенности режиссерского почерка.

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Вы можете войти на сайт или зарегистрироваться