Когда я затевал рубрику «Доступное чтение» в газете «Новый Город», естественно, отталкивался от названий популярных тогда национальных проектов «Доступное жилье», «Доступное здравоохранение», «Доступное образование». Был еще приоритетный национальный проект в области аграрно-промышленного комплекса, но про него и тогда, в 2005-м, никто толком ничего не знал, включая самих аграриев.
Вам не любопытно вернуться на шесть лет назад и посмотреть, какие цели преследовались этими нацпроектами? Первым приоритетным направлением было «Доступное здравоохранение». В его рамках к 2008 году предполагалось вот что: в четыре раза увеличить объемы оказания высокотехнологичной медпомощи; полностью укомплектовать участковую службу квалифицированными кадрами; запретить рекламу сигарет и спиртного; открыть по всей стране Центры здоровья, где бесплатно молодежь могла бы заниматься спортом; обеспечить население чистой питьевой водой.
Обо всем этом шесть лет назад говорил президент РФ Владимир Путин, и каждый из нас в 2011 может оценить масштаб реализации запланированного.
«Доступное образование» предполагало стимулировать инновационные программы и премировать молодых ученых и учителей; создать в школах попечительские и управляющие советы; изменить механизм финансирования в пользу адресного выделении средств образовательным учреждениям.
И, наконец, «Доступное жилье». В рамках этого проекта к 2008 году Владимир Путин обещал адресную поддержку десятков тысяч молодых семей; обеспечить массовое строительство путем возведения социального жилья и внедрения конвейерного домостроения. К 2010 году как минимум треть граждан должна была иметь возможность приобрести квартиру, отвечающую современным требованиям.
Нельзя сказать, что с 2005 года ничего не изменилось. В рамках проектов или за этими рамками произошло многое. Зачастую — в лучшую сторону. Молодые семьи, например, у нас, в Югре, получили возможность воспользоваться льготной ипотекой — и многие воспользовались. С массовым строительством доступного жилья сложнее, но тоже — рывок определенный был. В Сургуте появились новые микрорайоны. Но еще больше обещаний вызывают легкий эффект новизны: «Как? Неужели? Было бы здорово».
А ведь на все эти программы выделялись немалые бюджетные средства. «Концентрация бюджетных и административных ресурсов на повышении качества жизни граждан России — это необходимое и логичное развитие нашего с вами экономического курса, который мы проводили в течение предыдущих пяти лет и будем проводить дальше. Это гарантия от инертного проедания средств без ощутимой отдачи», — говорил в 2005 году Владимир Путин по этому поводу. То есть уже тогда Путин фактически признавал, что обычное бюджетное постатейное финансирование образования, здравоохранения, строительства — «инертное проедание». «Проедать» решили не инертно, а интенсивно.
Только на 2008 год на реализацию приоритетных нацпроектов было выделено из федерального бюджета 330 миллиардов рублей. Думая об этом, невольно приходишь к выводу: давайте лучше и дальше организовывать Олимпиады и проводить чемпионаты мира по футболу. Там все тоже не очень очевидно и прозрачно, но хоть стадионы останутся. Жаль, что не проходит никаких всемирных Здравоохраниад и чемпионатов мира по строительству жилья.