16+
Больше новостей

больше 74.5%

меньше 5.6%

столько же 16.5%

не знаю 3.4%

Всего голосов: 267

Да 24.5%

Нет 68.3%

Не знаю 7.2%

Всего голосов: 249

Больше опросов

Ваш билетик!

Сургутский транспортный тупик как первоочередная проблема новой сургутской власти

Пора начинать реальную, а не словесную борьбу за права пешеходов. В интервью «НГ» всемирно известный архитектор Эрик ван Эгераат подтвердил, что город создан не для автовладельцев, а для пешеходов. Сеульские власти после многих лет гигантских инвестиций в автотранспортную инфраструктуру города поняли тупиковость этой политики: городу стало только хуже, пробки не рассосались, а пешеходам урезали территорию передвижения. В результате Сеул снес все построенные развязки, дороги, парковки и создал площади, скверы и тротуары; транспортная проблема решилась на глазах. Московский мэр Сергей Собянин уже заинтересовался сеульским опытом. Что же предпринять Сургуту?

Начать с элементарного

На местном уровне необходимо постановлением думы ограничить права автовладельцев в части несанкционированной (бесплатной) парковки машин. Придомовые территории не предназначены для парковок, за несоблюдение этой нормы налагать штраф.

То же применять в случае ограничения частными машинами проезда для спецтехники, включая мусоро- и снегоуборочную. Опыт Санкт-Петербурга уже позволяет эффективно бороться с теми, кто паркует свои автомобили, не задумываясь не только об удобстве, но и безопасности соседей. Если из-за брошенной под подъездом машины невозможно почистить от снега двор и проезжую часть, то виновный автовладелец должен быть оштрафован и при рецидиве, вероятно, наказан более строго.

Наладить работу с ГАИ по разгону криминального бизнеса, который занимается нелегальным извозом: запретить несанкционированные парковки нелегальных такси возле магазинов, остановок, в «карманах» аптек, школ, больниц. Устроить техосмотр выявленных такси (что вообще-то нетрудно!), большинство из них не допустить к эксплуатации, передать дела в суд о незаконной предпринимательской деятельности.

С ГАИ же провести аудит городских автошкол: проверить их соответствие данной деятельности, в случае выявления нарушений (многие «выпускники» элементарно не умеют управлять автотранспортом!) отзывать лицензии. Задача состоит в том, чтобы сократить поток желающих получить права.

Это, что называется, элементарное. Но главная работа гораздо сложнее. Заключается она в том, чтобы убедить самих горожан в необходимости и, главное, удобстве пользования общественным транспортом. Этот путь прошли все города, уперевшиеся в разное время в транспортный тупик. Здесь несколькими нормативными актами не отделаешься.

В самом деле: почему люди, вопреки логике, вопреки экономической выгоде, вопреки удобству, времени, нервам, рискам, вопреки десяткам совершенно очевидных аргументов против покупки машины, идут и все равно ее покупают?!

Есть множество причин

Превратное понимание личной свободы: я сам определяю, куда ехать, и сам рулю. На собственном автомобиле я успеваю гораздо больше, чем при любом другом способе передвижения.

Удовлетворение комплекса неполноценности: я крут, потому что у меня тачка! Особенно забавно наблюдать за мужиками, которые меряются своими… тачками): у меня «Крузак»! а у меня два! а у меня... меня... меня... «Мерс», вот! а я вообще самолет купил! (ну, это уже из другой оперы). Догоняют мужиков и наши дамочки, они состязаются в крутости тачек так, что спонсоры или банки не успевают открывать им новые автокредиты.

Заговор нефтяных магнатов. Это они, заинтересованные в росте прибыли, через коррумпированных чиновников сначала разрушили нормально работающую систему общественного транспорта страны, а затем с помощью дешевых автокредитов своих же банков заставили миллионы людей купить автомобиль, и не один. Можно смеяться, но историческим фактом является то, что именно так и было в Америке в середине прошлого столетия.

Главная же причина любви народа к автомобилю как раз в том, что для него это действительно самое удобное средство передвижения: шутки-шутками, а общественный транспорт что в России, что в Сургуте - зрелище весьма печальное. И довело его до этого состояния само государство. Как тут не поверишь в теорию заговора...

Как у них?

В большинстве нормально функционирующих городов мира общественный транспорт не только не сбрасывается (как в России) с плеч региональных или муниципальных властей, но, напротив, берется ими под особый контроль с соответствующим объемом финансирования. В таких городах общественный транспорт не обуза для бюджета, от которой надо поскорее избавиться (как в Сургуте власти много лет подряд расправляются со СПОПАТом, как в Югре планомерно уничтожается водный транспорт), а ключевая жизнеобеспечивающая система. Как чистая вода, как оказание медицинской помощи, как доступные продукты питания, как свежий воздух. Без правильно работающего общественного транспорта весь организм, называемый городом, начинает болеть. Иногда он умирает. Посмотрим на Сургут: здоров ли он? Очевидно, что нет.

Так что же делают для спасения (точнее - для изменения ситуации) в «нормальных» городах?

Не строят дорог для новых машин. Вернее, строят, но для того, чтобы отвести транспортный поток от пешеходов. А еще строят: велосипедные и беговые дорожки, тротуары, площади, парки, скверы, пешеходные улицы - словом, развивают те места, где можно передвигаться НЕ на автомобилях.

Не позволяют строительство объектов, ограничивающих передвижение пешеходов. За магазин, построенный во дворе жилого дома, в Европе бы судили каждого чиновника, приложившего к этому руку. В Сургуте этих чиновников повышают по службе.

Ограничивают передвижение частного автотранспорта по городу, особенно в центре. В Лондоне, например, въезд в центр платный (и очень дорогой), в Нью-Йорке очень дорогая цена парковки, в большинстве городов Европы – и малых в том числе – безумные штрафы и эвакуация за парковку в неразрешенном месте, а в разрешенном месте - дорого...

Естественно, очень жестко регламентируют строительство: новое здание или жилой дом в Европе нельзя построить с нарушением парковочных норм. Но! Ни в коем случае для этого не пренебрегают другими нормами - зонами общего пользования, рекреативными территориями, спортивными и детскими площадками, зелеными насаждениями. Если «пешеходные» нормы нарушаются, проекту не жить. То есть ваше право подъехать к подъезду на автомобиле никто не ущемляет, но право остальных граждан, передвигающихся на ногах, не ущемляется тем более.

Транспорт для людей

Но главное, чем занимаются власти «нормальных» городов - они РАЗВИВАЮТ общественный транспорт. В таких городах общественный транспорт - это наисложнейшая инженерная, техническая, технологическая и логистическая система. В ней задействованы государственные и частные операторы, в которых работают высокопрофессиональные сотрудники. Городской транспорт где-то в Вене, Париже или Чешском-Крумлове - это второй дом горожанина, уютный и чистый. Десятки и сотни маршрутов автобусов, трамваев, метро, наземных электричек соединены в последовательную цепь, работающую четко и безотказно. Транспортные маршруты разработаны таким образом, что, где бы вы ни находились, в пешей доступности обязательно найдется остановка общественного транспорта, на котором вы доберетесь, с пересадками или без, в любую нужную вам точку. Глупо повторять, что расписание движения общественного транспорта соблюдается неукоснительно, а его техническое и санитарное состояние не вызывает сомнений.

Мне довелось побывать во многих городах, наверное, их больше 100 в разных странах, не считая России. Иногда ради интереса мы берем машину напрокат и катаемся по стране. Но ни разу мне не пришло в голову ездить на автомобиле по европейскому городу: из удовольствия такая поездка превращается в кошмар! К нормальному месту на машине не подъедешь, парковаться надо непонятно где, идти к месту встречи пешком несколько кварталов... Я как-то спросил у своих знакомых в Праге: может, все эти неприятности сопровождают тех, кто не знаком с городом, и у местных жителей подобных проблем не возникает? Мне ответили, что местным еще труднее - они-то здесь живут, и все эти ограничения сопровождают их непрерывно. Поэтому местные предпочитают пользоваться альтернативой, то есть общественным транспортом. Когда мои знакомые узнали, что я каждый раз добираюсь из пражского аэропорта в город на такси «всего за 20 евро», они меня засмеяли: «Да за эти деньги и за это же время можно автобусом и метро ездить 20 раз!» Теперь, если я без чемоданов и семьи, так и делаю.

Кстати, так я стал делать и в Москве. Недавно видел в электричке заместителя гендиректора Сургутнефтегаза. Возможно, когда-то эта мода и до Сургута доберется.

Париж, Берлин, Лондон, Рим, Нью-Йорк - в любом из этих городов вы доберетесь, куда вам нужно на общественном транспорте без проблем. И в каждом из этих городов каких-то десять-двадцать лет назад это было немыслимо! Тем не менее эти мегаполисы, как и сотни более мелких городов во всем мире, решили свои транспортные проблемы. Кто-то лучше, кто-то хуже - но решили, и города преобразились, стали привлекательны для проживания.

Как разгрузить Сургут?

Как видим, Сургуту, если его новые власти принимают вызов, предстоит гигантская работа. Восстановление одного СПОПАТа чего стоит!

Нужно менять убогие автобусы и унифицировать их на всех городских линиях, в том числе обслуживаемых частными компаниями (в той же Праге введен показатель «новейший автобус»). Унифицировать - это значит: перевести на экологичное топливо; единообразно оформить; снабдить наружными и внутренними электронными табло с указанием и описанием маршрута; оснастить салоны вентиляцией и отоплением; не менее 20 процентов техники оснастить площадками для лиц с ограниченными возможностями (движение таких автобусов обязательно указывается в расписании). Нужно разработать расписание движения городского транспорта и обеспечить его соблюдение. Расписание должно соблюдаться водителями настолько четко, чтобы граждане могли свой выход на улицу планировать под конкретное время прибытия автобуса. Увеличить количество линий и периодичность движения по ним. Автобусным движением покрыть максимально большую территорию, а не торговаться с дачниками о том, на неделю раньше или позже запустить к ним летнюю линию.

В самом СПОПАТе пора навести порядок: что там и зачем наприватизировал и используется его производственная база?

Вероятно, по одной из центральных магистралей пустить бесплатный шатл, освободив при этом улицу от движения остального транспорта. Я наблюдал такой опыт в американском Денвере - там двухкилометровая улица с магазинами, ресторанами и досуговыми заведениями превращена в променад, а чтобы люди не задумывались о передвижении, по центру этой улицы пустили бесплатные автобусы с очень низкой посадкой, останавливающиеся через каждые 100 метров. Это к вопросу о том, для кого город - для автомобилей или все-таки для пешеходов?

Эта работа автоматически требует наведения порядка, а вернее - нового подхода в установке автобусных павильонов. Последняя инициатива сургутских властей по установке стеклянных остановок - классический пример скудоумия наших чиновников, увидевших где-то что-то красивое и, не поняв, «как и с чем это едят», бросившихся внедрять новацию на родной земле. В результате - смех и недовольство горожан, которые от власти просят не только красоты, но и удобства. Мол, не аквариумы надо, а домики, где можно погреться, потому верните киоски! А ведь если бы транспорт ездил чаще, работал как часы и на остановках не приходилось бы простаивать по 20-30 минут, возник бы вообще вопрос о том, каким должен быть остановочный павильон? В большинстве городов Европы их вообще нет - только столб с расписанием, и ничего, народ как-то не бузит. Если бы в Сургуте были чистые, не переполненные и ездящие строго по расписанию автобусы, было бы сургутянам дело до каких-то остановок?! Разумеется, они бы сказали только спасибо за стеклянные павильоны – безусловное украшение городского пейзажа.

Сургут должен также создать единую службу городского такси. Это могут быть те же частники, но, как в Нью-Йорке, лицензированные. А вот единая диспетчерская должна регулярно контролироваться муниципалитетом, и каждая машина такси должна иметь GPS-навигатор (равно как и любая муниципальная машина спецтехники) - вот вам элементарное решение проблемы своевременного приезда такси по указанному адресу. Лицензионный контроль муниципалитета за таксистами, обязанных работать по прейскуранту, не позволит водителям задирать цену при форс-мажорных обстоятельствах (сильные морозы, праздники, чрезвычайные ситуации). Кстати, создание городской службы такси избавит город от смуглых бомбил на раскореженных тонированных консервных банках.

Где взять ресурсы?

Вся эта работа стоит огромных денег. Огромнейших. Наши прелестные чиновники, отвыкшие работать мозгами, сразу завопят: на элементарное не хватает, какие уж тут транспортные реформы! Но дело в том, что решение проблемы общественного транспорта - это самое что ни на есть элементарное. От этой проблемы Сургут задыхается. Чем не поле для деятельности г-ну Маркову, нашему новому куратору городского хозяйства? Вот где стратегия развития нашего города!

Да и потом - деньги-то есть. Надо только ими грамотно распорядиться. Мы уже писали, что только на строительстве двух городских объектов, загсе и коллекторе к будущему тубдиспансеру, суммарно можно сэкономить почти один миллиард (!) рублей. А таких объектов сколько еще? При правильном определении приоритетов городского развития совсем нетрудно найти как минимум часть необходимых средств.

Но главное - к решению этой проблемы можно подступиться с совершенно иным, чем это демонстрировалось последние годы, отношением чиновничества. Такую задачу, как изменение архитектурной среды и, соответственно, перестройка работы городского транспорта, чиновники департамента архитектуры и строительства и их коллеги из департамента ЖКХ ни профессионально, ни интеллектуально не осилят. Надо звать специалистов другого масштаба (да и профиля! а то наши больше специализируются на землеотводе для странных киосков по продаже пива вместо остановок...). Возможно, из-за рубежа, из тех городов, которые все описанные проблемы решают.

Но Сургуту в то же время и легче: у нас одни автобусы, ни трамваев, ни метро, да и город по транспортным меркам небольшой.

В общем, было бы желание. А уж автобус поедет!



04 апреля 2011 в 13:28, просмотров: 6312, комментариев: 0


Комментариев пока нет.

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Вы можете войти на сайт или зарегистрироваться


Топ 10

  1. ​«Восточная кухня» в Сургуте едва не сгорела 1199
  2. ​Без блина не масляна 969
  3. ​Масштабы оценит лично: Наталья Комарова летит в Нижневартовск 902
  4. ​Правительство Югры: авария в Нижневартовском районе не загрязнила воздух в округе 730
  5. ​Сургут наконец дождался начала обновления ж/д вокзала 704
  6. ​СМИ сообщили об упавшем в Африке военном вертолете России 659
  7. ​Сургутян попросили не рыбачить в Оби 646
  8. ​Меньше сотни. Очередные случаи заболевания коронавирусом выявлены в Югре 635
  9. ​Один югорчанин умер от коронавируса 7 марта 634
  10. ​Не расслабляемся: ковид перейдет в наступление весной 582
  1. ​В Югре из-за разлива нефтепродуктов горит река Обь 5889
  2. ​В Нижневартовске 13-летний подросток выпал с 15 этажа и остался жив 4673
  3. ​Работа на заборе // Расследование siapress.ru 4256
  4. Бывший зампредседателя думы Сургута Кириленко как новый замглавы – при чем тут Сургутнефтегаз и концессия теплосетей 4243
  5. ​Медвежья услуга: экс-руководитель Пенсионного фонда в Нижневартовске стал фигурантом уголовного дела 3920
  6. ​В Югре ищут преступника, вознаграждение - 200 тысяч рублей // ОРИЕНТИРОВКА 3865
  7. ​Не тот «СеверСтрой»: недвижимость сургутского строителя арестовали из-за компании-тезки 3839
  8. ​Машине снесло крышу: под Нефтеюганском в ДТП погиб человек 3743
  9. ​На трассе Тюмень-Ханты-Мансийск столкнулись фура, грузовик, легковушка и полицейский УАЗ. Сообщается о погибшем 3265
  10. ​В новых микрорайонах Нижневартовска строят дороги 3135
  1. ​Чиновники планомерно занимаются отчуждением общественных пространств в пользу крышуемых ими бизнесов 20579
  2. ​ИНСАЙД. Дмитрий Попов возвращается в Сургутнефтегаз 13606
  3. В районе Нефтеюганска автомобиль влетел в КАМАЗ: водитель легковушки не выжил 12643
  4. ​Весна задержится: синоптики дали прогноз на весну и лето 2021 года в Сибири 11863
  5. ​Сургутянка похитила у администрации более 4 миллионов рублей 10728
  6. ​Дмитрий Попов приступил к работе в Сургутнефтегазе 9039
  7. ​Сургутянам стали доступны товары «Леруа Мерлен» 8464
  8. ​ЭКСКЛЮЗИВ СИА-ПРЕСС. Андрей Филатов: «Глава, который не берет на себя ответственность, Сургуту не нужен» 7990
  9. ​В Сургуте начинается продажа квартир в малоэтажном ЖК «Зеленый» 7924
  10. Югорчане наворовали газового конденсата на 730 тысяч рублей 7658